Председатель ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" Владимир Карягин прокомментировал по просьбе АФН высказывание премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского о том, что будущее Беларуси могут обеспечить только "крупные корпорации", выражением "хорошо, что не все, что говориться, делается" (http://www.afn.by/news/view.asp?id=73720).
Позволю себе не согласиться с уважаемым Владимиром Николаевичем. В данной ситуации как раз то, что говорится, то и делается. Это можно утверждать, проанализировав озвученные позиции представителей высшего руководства страны «Председатель концерна «Белнефтехим» Александр Боровский выступил с идеей реформирования концерна и создания на его базе государственного холдинга» (http://www.afn.by/news/default.asp?newsid=72811). «Создание корпорации в белорусском машиностроении придаст новый импульс развитию нашей экономики. Об этом заявил премьер-министр республики Сергей Сидорский … » (http://www.afn.by/news/view.asp?id=49274). «Только крупные корпорации могут обеспечить высокую конкурентоспособность продукции, благодаря тому, что только они способны вкладывать крупные средства в развитие и модернизацию производства", - подчеркнул С.Сидорский» (http://www.interfax.by/?id=33&id_sp=22272).
Ключевой зацепкой является желание Боровского преобразовать концерн в холдинг. В условиях тотального государственного контроля над всеми предприятиями нефтехимии, на первый взгляд, данный ход кажется не совсем разумным и воспринимается не более чем бюрократические игры нового главы «Белнефтехима». Более внимательное изучение проблемы приводит к пониманию, что данный ход имеет принципиальное значение и в будущем станет ключевым как в экономической, так и политической жизни нашей республики.
Чем же концерн отличается от холдинга? Зачем осуществлять такие преобразования?
Согласно уставу (утвержден Постановлением СМ РБ № 788 от 26.06.1997 г. с изменениями) на концерн «Белнефтехим» возложено множество различных функций и задач, однако предприятия (по перечню, утвержденному Постановлением СМ РБ №359 от 17.04.1997 г.) не являются собственностью концерна.
Что такое «холдинг»? С изданием постановления Совета Министров Республики Беларусь от N 913 23.07.2004 можно сказать, что в белорусской правовой системе такого понятия нет. Однако в общепринятом экономическом смысле под холдингом понимается предприятие, в собственности которого находятся доли (акции) в имуществе других предприятий.
То есть основной целью преобразования концерна в холдинг, как и создание общенациональных корпораций, является передача права собственности на предприятия, входящие в концерн (отрасль), от государства промежуточной структуре – холдингу (корпорации). Зачем это надо? Право собственности – это право пользования, владения и распоряжения. Концентрация прав собственности на все предприятия того или иного концерна в руках одного холдинга позволит без излишних проволочек распоряжаться предприятиями и всем холдингом в целом, в том числе путем передачи права собственности тем или иным заинтересованным лицам или организациям. Такое преобразование позволяет государственной собственности сконцентрироваться в одних руках при одновременном обеспечении ее высокой мобильности.
Данная схема не нова. Она применялась и в России в конце 80-х начале 90-х годов, когда целые министерства и ведомства частично или полностью путем аналогичных комбинаций переходили в частные руки. Наиболее яркий пример – Черномырдин и «Газпром».
Можно утверждать, что процесс такого укрупнения и концентрации государственного бизнеса уже запущен и будет набирать обороты. Путаница в терминологии видимо означает, что данный процесс находится лишь в начальной стадии, либо имеет место попытка отвлечь внимание общественности от происходящего путем использования не совсем корректной с юридической точки зрения терминологии.
Еще более правильно было бы сформулировать: «Не все то, что делается, говорится».
Щербаков Иван Владимирович, член ОО "Единство" (Гомель)