Национальный Банк Беларуси совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработало и утвердило Основные положения функционирования единого расчетного и информационного пространства в Республике Беларусь, обеспечивающего доступ банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, организаций почтовой и электрической связи к учетной информации поставщиков услуг об объеме оказанных услуг для осуществления расчетов потребителями данных услуг.
Как сообщила пресс-служба Нацбанка, документ определяет основные направления, принципы и правила формирования и функционирования на территории Беларуси единого расчетного и информационного пространства, обеспечивающего осуществление населением платежей за услуги.
Основная цель данного формирования – это создание в Беларуси равных условий для организации оперативной и беспрепятственной оплаты населением различных видов услуг: коммунальных (включая квартплату, техническое обслуживание жилья, электроснабжение водоснабжение, газоснабжение и т. д.), услуг связи, услуг организаций, обслуживающих радиовещание, телевидение, домофоны, охрану квартир, осуществление бюджетных и прочих платежей.
Предполагается использовать здесь различные инструменты, такие как банковские пластиковые карточки, электронные и наличные деньги, традиционное проведение банковских и почтовых переводов, а также современные каналы доступа к денежным средствам на счетах (терминалов самообслуживания, системы Интернет, мобильной связи).
Среди основных направлений по формированию единого расчетного и информационного пространства – переход к комплексному обслуживанию клиентов по принципу «одного окна», в том числе за счет использования возможностей единого лицевого счета. Широко будет развиваться сеть работающих круглосуточно устройств самообслуживания по приему безналичных платежей, наличных денег и оказанию различных банковских услуг.
Намечено создание универсальных пользовательских интерфейсов, экранных форм для терминального оборудования, работающего в режиме самообслуживания, а также унификация форм выходных документов, представляемых клиенту в результате выполнения операций оплаты (чеки, выписки, отчеты), которые должны признаваться участниками информационного обмена как подтверждающие документы при возникновении конфликтных ситуаций.