Последнее обновление: 03.05.2024 18:00

Представительство ВБ провело семинар по вопросу совершенствования межбюджетных отношений

6 апреля в Представительстве Всемирного банка прошел семинар на тему "Оценка доходных возможностей местных бюджетов в целях межбюджетного регулирования", организованный для представителей министерства финансов, министерства экономики, других заинтересованных ведомств. Данный семинар является частью совместной работы Всемирного банка и правительства Беларуси в сфере государственных финансов и, в частности, в сфере совершенствования межбюджетных отношений.

В семинаре принимала участие г-жа Галина Курляндская, генеральный директор Центра фискальной политики Российской Федерации, которая оказывает практическое содействие министерству финансов Республики Беларусь в оценке существующей налоговой базы страны и анализе существующей практики распределения доходов между бюджетами различного уровня и по разработке формализованной модели оценки налогового потенциала регионов.

Российский эксперт предложила для обсуждения участиков семинара выработанные рекомендации по оценке налогового потенциала местных бюджетов, используя подходы стратегического планирования. Преимущества использования такого подхода для целей межбюджетного регулирования по сравнению с существующей

практикой заключаются в следующем:

  • Оценка доходных возможностей с помощью налогового потенциала является независимой от политики региональных властей и их взаимоотношений с вышестоящими органами власти, так как оценка строится по формализованной методике на базе объективных и общедоступных данных;
  • Повышается заинтересованность региональных органов в сокращении налоговых недоимок, поскольку объем средств, передаваемых каждому региону на выравнивание бюджетной обеспеченности, зависит не от фактических налоговых поступлений, собранных этим регионом в базовом периоде, а от параметров налоговой базы;
  • Повышается заинтересованность региональных органов в более эффективном использовании имеющейся налоговой базы, что предполагает: отказ от предоставления необоснованных налоговых льгот; повышение или снижение ставок налогов, в отношении которых региональные органы вправе это сделать;
  • Повышается заинтересованность региональных органов в сокращении теневой экономики, в том числе, путем выявления незарегистрированных налогоплательщиков, упорядочения розничной торговли, усиления контроля за подачей деклараций физическими лицами и отчетностью предприятий;
  • Повышается заинтересованность региональных органов в выявлении и регистрации в качестве плательщиков налогов в региональные бюджеты юридических лиц, вставших на налоговый учет на иной территории, но ведущих экономическую деятельность на территории данного региона (это относится, в том числе, и к структурным подразделениям предприятий, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков на других территориях);
  • Если оценка налогового потенциала производится не по всем налогам и сборам, у регионов появляется стимул в наращивании базы и поступлений по другим видам доходов, так как их рост не уменьшит размер трансферта.

Таким образом, как подчеркнула г-жа Курляндская, "использование предлагаемого подхода повышает объективность, предсказуемость и прозрачность межбюджетных отношений, а также повышает заинтересованность регионов в более эффективном использовании существующей налоговой базы и наращивании налогового потенциала"



<Март 2005
ПнВтСрЧтПтСбВс
28123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Апрель 2005>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Финансы