Последнее обновление: 19.04.2024 08:40

500 дней

«Развитие коммуникаций в Республике Беларусь и характер белорусского транзита ныне определяются в основе своей процессами, которые проходят внутри ЕС. То есть отказ от белорусского транзита - нереален. Никаких обходных путей вокруг Беларуси выстроено быть не может» Ю. Шевцов. Авторитарная модернизация: белорусский транзит. 17.06.2008. http://www.regnum.ru/news/1015581.html

«Карлсон вернулся»

Все идет своим путем. Президенты выступают с заявлениями и наносят визиты, а обходные трубопроводы строятся. На завершившейся неделе множество раз озвученный в СМИ график строительства газопровода NordStream наконец-то получил подтверждение из Стокгольма. Все меньше препятствий для того, чтобы через 670 суток заработала первая очередь подводной газовой магистрали.

Несмотря на то, что ряд экспертов заговорили об угрозе NordStream со стороны Берлина, но учитывая буквально монолитную поддержку германского руководства так и не состоявшейся сделки по концерну OPEL, трудно представить, чтобы А. Меркель отказалась от возможности сделать ФРГ ведущим газораспределительным центром в Европе. Стоит напомнить, что по территории Германии уже строится новая трубопроводная сеть, предназначенная для откачки газа с балтийского побережья на юг континента (в сторону Чехии и т.д.) и на запад – к Голландии, Дании и Великобритании.

Это большие многомиллиардные проекты (Северный Поток, Южный Поток, Прикаспийский газопровод. БТС-2 и т.д.), окупаемость которых составляет не один год, что не оставляет их владельцам выбора - новые газопроводы будут загружаться в первую очередь. Учитывая, что до сих пор существует поразительный разнобой в прогнозах роста потребления газа в Европе в посткризисный период (есть мнение, что весь прирост, несмотря на в целом незначительную мощность - 30 -32 млрд. м.куб., обеспечит Nabukko), то вопрос о распределении стабильного объема экспортного газа из России между четырьмя транзитными коридорами, два из которых окажутся свободны от транзитных политических рисков, будет носить явно политический характер. В случае, если в начале второго десятилетия XXI века доля российского газа на европейском рынке не вырастет, в Восточной Европе транзитная монополия Украины и Белоруссии объективно будет заменена рынком транзитных предложений.

Шведское решение по NordStream вряд ли улучшило настроение у белорусского политического класса и белорусского руководства. Однако нет сомнений, что сейчас, после «Стокгольма» говорить о перспективе строительства второй очереди газопровода «Ямал – Европа» не приходится. Эта тема умерла. Пока умерла…

Но не стоит забывать: возрождение идеи «Ямал – Европа-2» (некоторые писали и о «Ямал – Европа – 3») возможно… Но только при решении ряда объективных проблем: быстрая окупаемость NordStream, быстрый рост потребления природного газа в ЕС, сохранение его конкурентности по отношению к сжиженному газу, развязка проблемы собственности на польский участок газопровода «Ямал – Европа» и т.д.

Есть и белорусская часть проблемы сооружении я второй очереди газопровода «Ямал – Европа». Его не будут строить при А. Лукашенко. Скажем по-другому, пока А. Лукашенко будет на посту президента Беларуси, вопрос о строительстве второй очереди газопровода «Ямал – Европа» будет закрыт. Это политическая формула.

Со временем у будущих летописцев периода А. Лукашенко в истории независимой Беларуси к многочисленным позитивным и негативным оценкам прибавится еще одна: «При первом белорусском президенте республика стала терять свой безусловный, данный ей историей и географией, статус транзитной территории». Можно было бы и дописать: «вместо того, чтобы транзитный статус Беларуси укрепить и расширить, первый президента республики сделал все, чтобы его опорочить и в итоге, потерять».

«Слет хромых уток»

Поездка А. Лукашенко в гости к В. Ющенко явилась для российского руководства очередным подтверждением верности выбранного курса в холодные воды Балтики. В Москве кто-то пошутил, что одним своем появлением в Борисполе белорусский президент фактически компенсировал более 100 млн. долларов США, вложенных «Газпромом» на обследование дна по подводной трассе газопровода NordStream.

Наблюдение визита со стороны предоставило немало интересных моментов. Речь не идет о посещении мемориала Голодомору или Ивано-Франковска, как основной «политической территории» - плацдарма поддержки В. Ющенко.

Не очень впечатляют и попытки не акцентировать присутствия в свите белорусского президента сына Николая. Тем более, что в этой сфере не исключены изменения: скоро к этой паре «отец – сын» присоединится и «мама» на правах официальной первой леди, хотя это пока только слухи, которые, видимо, крайне расстраивает одну известную даму из АП РБ. Вообще-то, тема «Дамские войны в окружении А. Лукашенко» еще ждет своего исследователя – ниша свободна.

Но это не наша тема и нам в ней важно только то, что А. Лукашенко собирается ездить в Европу часто и надолго. Туда с одним Колей не покатишь. Можно нарваться на серьезные подозрения. В общем, нужен имидж реального семьянина.

Важнее другое. В связи с украинской поездкой А. Лукашенко возникает несколько вопросов.

Прежде всего, понятно, что в рамках европейской программы «Восточное партнерство», Беларуси требовалось закрыть проблему своей южной границы. Решение проблемы границ носило статус задания Киеву и Минску из Брюсселя. Стороны не ослушались и тему закрыли. Но столь ли необходимо было это делать именно с В.Ющенко, доживающий последние недели своего президентства?

Это первый вопрос. Второй вопрос связан с российским «следом» в украинском визите. Не секрет, что президенты двух стран львиное время своих встреч уделили перечислению обид на Восток и Запад, что характерно и традиционно для классических лимитрофов. Но, естественно, обиды на Восток преобладали. Что хотел доказать А. Лукашенко Москве своими встречами с В. Ющенко?

Есть и третий вопрос, но сперва небольшое отступление…

«Кавказская пустышка»

Начнем по - порядку. Стоит вспомнить, что прошедшая неделя началась у А. Лукашенко с порицания Запада, «давящего» на Минск (Совещание по международным вопросам от 2 ноября). По традиции, принятой в белорусском руководстве, белорусский президент закончил обвинения в адрес ЕС двумя намеками – требованиями: не стоит от Минска требовать разрыва отношений с Россией и «эффективности от диалога с Западом немного». Фактически, Западу прозрачно намекнули, что для того, чтобы окончательно оторвать Беларусь от России, Запад должен занять место Москвы в качестве безусловного и неограниченного донора режима А.Лукашенко (не путать с Беларусью).

Чтобы Запад поторопить, с 2 по 5 ноября белорусские власти попытались разыграть против него ту же «кавказскую пустышку», что они не раз за последние полтора года пытались разыграть с Россией: Минск устами В. Макея снова намекнул о готовности признать Абхазию и Южную Осетию. Интересно, что в Москве на данную «новость» не отреагировали даже новостные интернет – порталы. Комментариев также не последовало, так как в России писать о белорусском признании новых независимых закавказских государствах в формате новостей считается просто неприлично. Эта тема осталась интересной только для узких специалистов.

Стоит напомнить, Минск уже несколько раз пытался продать признание Абхазии и Южной Осетии России, но безуспешно. Теперь этот залежалый товар он хочет «толкнуть» Брюсселю. Однако ЕС, при всей своей неуклюжести на мировой арене, все-таки умеет анализировать опыт сотрудничества с Беларусью – ни один из руководителей Евросоюза не отреагировал на угрозы Минска. Видимо там им знают реальную цену.

Развернуть в очередной раз информационную кампанию вокруг Абхазии и Южной Осетии Минску не удалось и А. Лукашенко прилетел в Киев на волне лояльности Европе и «Восточному партнерству».

«Лимитрофный гопак»

Ответим на первый вопрос.

Визит в Киев является для А. Лукашенко более знаменателен, чем его приезд в Вильнюсе. Появление в графике - хороводе визитов лидеров стран – участников «Восточного партнерства», а также премьер – министров этих стран, министров иностранных дел, секретарей Советов безопасности и т.д. А. Лукашенко говорит о том, что процесс инкорпорации Беларуси в данный европейский проект завершается. Белорусский президент появился рядом с В. Ющенко – лидером «оранжевой революции», пользующимся полной поддержкой США, ЕС, НАТО и т.д. и замешанным в участии в российско-грузинской войне на стороне Тбилиси.

В этом формате визит нельзя рассматривать, как саммит президентов – стран соседей. А. Лукашенко реально выбрал иную геополитическую семью.

Безусловно, приезд А. Лукашенко в Киев целиком отвечает предвыборной стратегии В.Ющенко. А. Лукашенко долгие годы демонстрировал полное неприятие «цветных революций» и неустанно клялся на верность Союзному Государству России и Белоруссии. И вот этот «живой» символ российского влияния на постсоветском пространстве обнимается в «живым» символом борьбы с этим пресловутым влиянием (если вернее сказать замене российского влияния на влияние НАТО и ЕС). В данном случае визит А. Лукашенко – пример верности и исторической неотвратимости евроатлантического курса украинского руководства. В свою очередь, белорусский президент безропотно взял на себя объективную роль «раскаявшегося» и «заблудшего» в белорусско-российской интеграции главы белорусского государства, припавшего, наконец, к стопам Запада.

В Киеве А. Лукашенко решал исключительно свои задачи. Если бы он действительно стремился вывести белорусско-украинские отношения на новый уровень, сделать их устойчивыми и независимыми ни от отношений с Западом, ни с Россией, то логично было бы, учитывая, что Украина находится в предвыборном периоде, если бы белорусский президент повстречался со всеми «проходными кандидатами». Хотя бы с Януковичем, с которым он лично знаком. Однако контакты с украинским истэблишментом ограничились буквально символической встречей с Ю. Тимошенко и то с учетом ее статуса премьер – министра.

В целом, А. Лукашенко не очень беспокоило, что В. Ющенко – безнадежная «хромая утка». Он демонстрировал Западу свою лояльность. Он «свой», такой же, как В. Ющенко, М. Саакашвили, президенты Литвы, Польши и т.д. Более того, А. Лукашенко готов к командной игре против Москвы. Именно «такого» А. Лукашенко Западу надо поддерживать на предстоящих «выборах», давать кредиты, снимать санкции и т.д., так как он незаменим на постсоветском пространстве в качестве нового лимитрофного «генерала Власова».

Антироссийский контекст визита не затмевал западный, но был каким-то убогим. А. Лукашенко, конечно учитывал, что в последние месяцы Москва брезгует не то, что встречаться с В. Ющенко, на даже иметь с ним какие-то отношения. В этом плане белорусский и украинский президенты похожи – они лишены доверительных коммуникаций с Кремлем… А. Лукашенко рассчитывал, что Москву данное «братство» возмутит. Однако ничего не произошло.

Естественно, российское руководство никакого беспокойство в отношении появления белорусско – украинского «санитарного кордона» не испытывает, так как прекрасно знает объем российско – белорусской и российско – украинской торговли в сравнении с белорусско – украинской, да еще на фоне глобальной зависимости двух стран от российских энергоносителей. Способность правящих элит Украины и Беларуси мгновенно пойти на любые финансовые «приманки» и тут же забыть самые пышные клятвы в отношении друг друга, так же в Москве отлично известны. Даже писать об этом скучно…

Но дело в том, что как всегда все испортил А. Лукашенко. Что за человек! Он пытается интриговать, но не в силах довести до конца ни одну, как ему кажется, «ловкую» интригу. Придумают там что-то в тиши минских кабинетов, а белорусский президент и пару дней не выдержит, чтобы хоть косвенно не похвалиться, чем не просто выдаст весь замысел (замысел, как правило, раскусывается с ходу, люди не понимают, что под хорошую интригу ресурсы нужны…), а просто уже подтвердит, что за мероприятием стоит идейная пустота. Так получилось и с украинским визитом. Мало того, что белорусский президент по поводу и без повода вспоминал Россию, которой «не нравятся» отношения между Минском и Киевом. Но этим постоянным выпрашиванием к себе внимания дело не завершилось. Обнаружив на второй день поездки, что Москве на его посещения мемориала Голодомору совершенно наплевать, А. Лукашенко решил попенять СМИ за сдержанные оценки его поездки. В общем, показалось, что шуму маловато… Выдал себя с головой.

Между тем, ведь хорошо известно, что как и деньги, так и серьезные политические решения не просто любят, а требуют тишины. В политике, чем больше шума и саморекламы, тем меньше толку. И доверия меньше.

Стоит напомнить, что с доверием у белорусских властей в последние дни стало совсем плохо.

«Сегодня запищали по-свинячьи» - А.Лукашенко.

Раздражение А. Лукашенко, выразившееся в откровенной ругани, которую он себе позволил в адрес буквально осатаневшего от гриппа населения Беларуси (05.11.09, аэропорт Борисполь), свидетельствует об одном - власть в республике поразительно слаба. Она не способна защитить сама себя. К примеру, 3 ноября заместитель начальника управления организации медицинской помощи министерства здравоохранения республики Л. Жилевич заявила, что интерес к конкретным цифрам относительно распространения в Беларуси гриппа является нездоровым с психологической точки зрения. Это до какой же степени надо ненавидеть собственный народ!

Власть оказалась полностью недееспособна перед лицом типичного форс-мажора и по накатанной колее начала себя обелять: «заговор фармацевтических компаний» (наверное, это белорусские фармацевты вступили в заговор, не завалив аптеки республики даже простейшими масками), «паника», «деструктивные политические силы и охочие до сенсаций СМИ» и самое любимое и дорогое - «У соседей еще хуже». Вообще-то трудно представить, что заболевшего в Минске человека ободряло бы то, что «у соседей еще хуже». Странно, что не использовалась традиционная вторая часть данной универсальной пропагандисткой формулы: «нам все завидуют».

Завидовать, в данном случае белорусам никто не будет. В той же Москве в аптеках есть абсолютно все, что касается гриппа и по нормальным ценам.

Между тем, ситуация с эпидемией гриппа явно находится все контроля властей и сигнализирует, что перед нами стандартный политический кризис. Суть кризиса в тотальном недоверии, которое испытывает к властям не только население, не только политический класс, но даже часть высшей номенклатуры страны. Все живут слухами, словно в стране гражданская война. Сейчас в Беларуси болеть гриппом политически неблагонадежно и, видимо, непатриотично.

Есть серьезные основания считать, что если убрать всякий идиотизм про «заговор фармацевтов» (сродни «заговора врачей» 1953 г.) и «безответственности СМИ», то где-то с 5 ноября белорусские власти, по-видимому, стали говорить населению частичную, но все-таки правду о ситуации с эпидемией. Косвенные наблюдения показывают, что естественно, ситуация приукрашивается, но не на порядок. Однако случилось самое страшное, что и говорит о политическом кризисе – народ не поверил властям. Народу даже в голову не приходит, что власти могут (!) иногда и правду говорить.

Народ в республике приучен, что все, что говорят власти, является ложью. И если раньше эта бесконечная многолетняя ложь о ситуации в стране и за рубежом, о роли высшего руководства страны, о реальной экономической ситуации и т.д. касались рядового обывателя только отчасти и заставляла с постоянной ложью мириться, то когда вопрос встал о цене жизни, пузырь лжи взорвался.

В эти дни очень любопытно наблюдать за белорусской высшей и средней номенклатурой. Именно она оказывается источниками самых страшных слухов. Это связано с тем, что данная прослойка белорусского истэблишмента как раз очень хорошо знает истинную цену правительственным заявлениям и «разъяснениям» и оказывается первой среди неверующих властям ни на грош.

Вообще-то, так подставиться надо было умудриться. Сейчас власти могут каждого заболевшего демонстрировать в прямом эфире – тем более не поверят. Все бесполезно. Где – то и когда-то переврали или перелгали и сейчас глобальное недоверие засасывает власть словно в воронку.

Эпидемия продемонстрировала, что режим А. Лукашенко исключительно труслив и слаб. Он не готов ни к какому катаклизму, он не пользуется доверием населения и он остается у руля государства только благодаря тому, что никто еще реально за этот руль не взялся.

По идее, если бы в настоящий момент в стране действовала решительная и более-менее массовая оппозиция, в этом кризисе недоверия ничего власть бы не спасло. Но по белорусской традиции самые решительные борцы с режимом оказываются авторы комментариев на некоторых оппозиционных интернет - форумах, которые яростно призывают население чуть ли не к восстанию, подписываясь при этом псевдонимами. Перед нами своеобразный белорусский феномен – зашифрованные кухонные борцы с режимом. Они такие же простейшие трусы, как и белорусские власти.

Тем не менее, интересно, как собирается идти к четвертому сроку А. Лукашенко, когда он, всегда себя позиционирующий едва ли не вторым Богом на земле, не в силах справиться с гриппом?

Вообще-то надо знать, что до конца третьего срока президентства А. Лукашенко осталось 500 дней.

Андрей Суздальцев, Москва, 08 ноября 2009 года, Politoboz.com



<Октябрь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Ноябрь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
Политика