Цыц! Вы ещё подеритесь, горячие финские парни... (к-ф «Особенности национальной охоты»)
Анализ последних событий на белорусском политическом поле, говорит о том, что динамика политической жизни Республики Беларусь начинает постепенно нарастать, что косвенно свидетельствует о приближении очередных президентских выборов. Одним из признаков приближения периода «большой игры» можно считать появление на политической арене официальных лиц, ранее старательно увиливающих от необходимости раскрывать свои политические позиции. В качестве примера можно отметить, что, если второе десятилетие со стороны властей с политическими заявлениями выступал исключительно белорусский президент, то сейчас все чаще в роли политического «заявителя» на политической арене оказывается глава его администрации В. Макей.
Буквально за две последние недели господин Макей привлек определенное внимание внутри и вне республики заявлением о готовности властей республики буквально в «несколько» дней приступить к решению вопроса о признании новых независимых закавказских республик – Абхазии и Южной Осетии и о приостановке деятельности Общественно-консультативного Совета при АП РБ.
Стоит отметить, что оба повода для заявлений только на первый взгляд представляли из себя нечто политически звонкое. На самом деле высказывания главы президентской администрации оказались лишенными политического реализма. Это своего рода политические «хлопушки». В частности, несмотря на рассчитанное на громкий эффект заявление об Абхазии и Южной Осетии, как отсутствовал вопрос о признании этих республик в повестке заседаний нижней палаты белорусского парламента, так и отсутствует до сих пор...
Даже Тбилиси не сомневается, что подобного рода заявлениями белорусские власти просто морочат голову как России, так и Евросоюзу. В частности, 9 ноября министр иностранных дел Грузии Нино Каландадзе заявила, что «У нас очень хорошие отношения с Белоруссией (говорила по-русски – А.С.) и мы сотрудничаем на всех уровнях, поэтому я не хочу опережать события. Я знаю, что на Белоруссию, точно так же как на многие другие страны оказывается давление, однако, считают, что на данном этапе не существует угрозы признания Минском «независимости» конфликтных регионов Грузии». В общем, тема закрыта, что не помешает депутатам белорусского парламента насладиться красотами осени на Южном Кавказе.
Примерно такой же эффект произошел после столь непривычного для белорусской политической реальности приема, как публичное официальное заявление Главы администрации президента по поводу паузы в работе ОКС. Во всяком случае, в современной России сложно представить, чтобы Глава администрации Д. Медведева выступал с политическими заявлениями.
12 ноября В. Макей опубликовал несколько непривычное для чиновника послание, где попытался объяснить свое решение о приостановке деятельности Общественно – консультативного Совета при АП РБ. Между прочим, он данный Совет и возглавляет. Стоит напомнить, что в свое время от белорусской общественности в Совет вошли люди разные, но большей частью известные и приличные. Иллюзий они не испытывали, так как ОКС, естественно, не является «круглым столом», где место В. Макея, по идее, должен был бы занять А. Лукашенко. Однако и за спиной приглашенных не стояли многомиллионные политические движения, что придавало бы их мнению серьезный вес. В общем, «общество», само существование которого в лукашенковской Беларуси вызывает массу вопросов, встретилось за одним столом с высшим чиновничеством. До поры до времени игра в «консультации» всех устраивала, так как этого хотел Евросоюз.
Естественно, власти иногда кокетничали, заявляя, что сделали уступку «оппонентам» режима, но все прекрасно понимали, что на самом деле режим сделал уступку Западу.
Ни о каком политическом влиянии ОКС не могло быть и речи и со временем о Совете стали забывать. Нет сомнений, что рано или поздно его все равно бы закрыли или переформировали под задачи белорусских властей в преддверии президентской кампании. К примеру, в совет можно было бы ввести представителей движений – участников только что завершившегося Белорусского европейского форума, которые вполне созрели для статуса структурной оппозиции А. Лукашенко. Дело в том, что первый состав ОКС в условиях президентской кампании мог бы получить статус «непорочного критика» хода предвыборных маневров властей.
С А.Милинкевичем властям было бы спокойней, да и как-то привычней. Писателям открытых угрожающих писем президенту России также нашлось бы местечко в данном органе, тем более, что их с «творчеством», прошедшим через приемные неких деятелей государственных СМИ, В. Макей был ознакомлен еще до публикации… Список претендентов на участие в работе подобного «органа» не закрыт.
Учитывая, что объективно, но пассивно Россия является фактором белорусской политической жизни, то приостановка деятельности ОКС можно было бы считать крайне скупым, но все-таки шагом в сторону России, с которой, судя по выступлению С. Сидорского на Минском инвестиционном форуме, отношения заблокированы и где болезненно относятся к диалогу А. Лукашенко с Западом.
Однако тогда надо было бы Москве объяснить связь ОКС с требованиями Запада, что хлопотно. Ведь для начало пришлось разъяснить, что представляет из себя сам ОКС и для чего его создали и почему его возглавляет некий В. Макей. О Макее Россия также ничего не знает, за исключением того, что он родом из Западной Беларуси, служил в ГДР, по профессии профессиональный переводчик и вроде, по слухам, даже носит чужую фамилию. Естественно, все как-то непрозрачно, смутно, на грани непроверенных данных, комментировать которые нет никакого желания и, тем более, надобности.
Притянуть факт приостановки деятельности ОКС к созданию благожелательной для белорусского руководства атмосферы вокруг газовых переговоров с «Газпромом» вряд ли возможно, хотя не исключено, что в атмосфере, характерной для АП РБ и множества окружающих ее структур, такие идеи могут быть использованы. Там вроде как «в дело» все подряд идет… Пишут же сейчас в белорусских СМИ о катастрофическом падении цен на газ в Европе. Самозабвенно…
Кроме того, необходимо учесть, что, видимо, в старом статусе ОКС оказался не нужен. Беларусь уже вошла в «Восточное партнерство» и устраивать спектакль вроде как нет надобности. Можно сказать, что А. Лукашенко в целом вполне успешно, как он считает, завершает процесс навязывания Евросоюзу своей персоны, как незаменимой и вполне понятной Западу политической фигуры, которая жестко контролирует территорию в центре Восточной Европы. Действительно, в настоящее время в ЕС остались только две страны, политические силы которых не признают диалога с А. Лукашенко – Великобритания и Нидерланды. С их подачи снятие санкций с Беларуси министрами иностранных дел ЕС может быть отодвинуто в первую половину 2010 г., но не более. В этих условиях, судьба ОКС не сильно возмутит Евросоюз, тем более, что Совет не закрыт, а только приостановлена его деятельность. В принципе, судьба Совета может стать темой консультаций с Евросоюзом, которые вполне мог бы взять на себя все тот же… В. Макей… Опять В. Макей. Прямо замелькал…
Обращает внимание на то, что повод для прекращения работы ОКС был избран политически незначительный – недовольство части членов ОКС формой и сутью вносимых изменений в Избирательный кодекс РБ, объявленных еще до очередного заседания ОКС. Это несколько экзотично, так как приличия ради людей все-таки стоило хотя бы собрать и выслушать. Но времена Урала Латыпова ушли безвозвратно... На свет божий появилось политическое заявление, из которого можно понять только одно – обида у В. Макея плещет через край.
Стиль заявления главы администрации А. Лукашенко удивительный. Одно только использование глагола «наплевать» сразу наводит на грустные размышления об уровне белорусской политики, не говоря уже о явно завышенном пафосе, который, в общем, полезен в политических публичных документах, но не в такой же степени (!). В частности, заключительная фраза заявления («Надеюсь, что те, кто постоянно заявляет о своей преданности Беларуси и приверженности цивилизованному общественному диалогу, наконец-то подтвердят свои слова реальными и позитивными делами на благо нашей страны») просто президентская. Ведь не чиновнику же, даже и весьма высокопоставленному, тестировать общественных и политических деятелей насчет дел, идущих на благо Родины. Есть вопросы к А. Лукашенко в отношении его методов определения «свой – чужой», но, как говорится, ему по должности положено. Но главе канцелярии?... Этак, каждый клерк начнет пытать насчет патриотичности.
Дело, между тем, ведь выеденного яйца не стоит. Приостановили заседания, народ не соберется – ведь это не взятие Бастилии. Зачем такие эмоции (?): «… ответственность за срыв начавшегося общественного диалога ляжет на них» (В. Макей). Пять лет без права переписки? Выйдут на баррикады? Читаешь и прямо «вихри враждебные веют над нами»…
Однако ничего над нами не «веет», за исключением стремительно приближающихся к Беларуси президентских выборов. Выборов, фабулой которых, между прочим, судя по настроению Евросоюза, должно стать чуть ли не единение гражданского общества и белорусского политического класса вокруг… ну скажем так, власти. Так что диалог никто не отменял, а наоборот, его придется все дальше развивать, сортируя его участников.
Естественно, представить в центре диалога А. Лукашенко невозможно. Он и не пытается, отдав его… снова В. Макею.
Позиционирование В. Макея с политическими заявлениями заставляет несколько изменить подходы к прогнозированию основных сценариев предстоящих выборов президента республики. Скорее всего, они так и пойдут вдвоем, А. Лукашенко и В. Макей, к марту 2011 года – один добывая в России газ и нефть, держа в кулаке силовиков и активно пикируясь с Россией, а другой, если у него, конечно, получится, подтягивая к себе политический класс и ловя благосклонные взгляды из Брюсселя и Варшавы. Это будет трудный путь, так как с одной стороны А. Лукашенко в Москве по уровню «любви» разделяет место с М. Саакашвили, а с другой стороны, В. Макея, судя по опубликованному суперэмоциональному заявлению, к власти уже привык и ищет применения собственному политическому потенциалу, т.е. несколько торопится. Засуетился.
Однако по идее, на завершающем этапе президентской кампании, В. Макей должен положить к ногам вступающего на четвертый срок А. Лукашенко консолидированные вокруг «власти» общество и политический класс Беларуси (сам по себе огромный всепобеждающий ресурс)... под аплодисменты Запада… Просто так…
Публика неистовствует. Женщины рыдают, мужчины потрясены. Все встают. Занавесь.
Андрей Суздальцев, Москва, 15 ноября 2009 года, Politoboz.com