Ответы пресс-секретаря МИД Андрея Попова на вопросы представителей средств массовой информации в ходе брифинга в МИД Беларуси 14 июня 2007 года
Агентство «Рейтер»: Предстоящее возможное решение Евросоюза об исключении Беларуси из Обобщенной системы преференций. Есть ли оценка Министерства иностранных дел того, какие будут последствия этого решения для Беларуси? И есть ли какая-то оценка МИД вероятности того, что это решение все-таки не будет принято и Беларусь не будет исключена из Обобщенной системы преференций?
Ответ: Мы всегда подчеркивали, что мы – не гадалки, не прорицатели и нам очень сложно спекулировать относительно намерений наших европейских партнеров. Сейчас мяч, что называется, полностью на их стороне. И если такое решение состоится, то оно будет полностью осознанным, самостоятельным политическим шагом Европейского союза.
Наше принципиальное отношение к этому решению мы также неоднократно заявляли: мы считаем его абсолютно необоснованным, абсолютно контрпродуктивным и, не побоюсь этого слова, абсолютно антинародным по своей сути, поскольку такое решение, если оно состоится, будет напрямую бить и по интересам простых белорусских граждан, о благе которых на словах печется Европейский союз, и, что немаловажно, наверное, для самих европейцев, по интересам их собственных производителей. Поэтому философия нашего отношения к этой проблеме остается неизменной.
Агентство БелаПАН: В этой связи могли бы Вы прокомментировать решение, принятое на конференции Международной организации труда, о включении Беларуси в спецпараграф в 5-й раз?
Ответ: Спасибо за Ваш вопрос, потому что действительно, к сожалению, вокруг нашего диалога с МОТ, включая и последнюю упомянутую Вами сессию в Женеве, немало разного рода инсинуаций, нагромождений.
Я, прежде всего, хочу подчеркнуть, что Республика Беларусь очень серьезно и ответственно относится к нашему участию в деятельности этой организации. Свидетельством тому является и очень высокий уровень нашего участия в мероприятиях МОТ и, что самое главное, регулярность и последовательность такого участия.
Теперь, что касается нашего диалога с МОТ в рамках ее текущей сессии. В реальности, по нашему убеждению, здесь ситуация также далека от того, чтобы ее драматизировать. Да, действительно, Вы правы – Беларусь фигурирует в заключительных документах сессии МОТ, но, упоминая нашу страну, МОТ просто констатирует, что Беларусь является государством, с которым данная организация ведет специальный диалог.
Я, зная о Вашем интересе к этой теме, специально захватил доклад соответствующих структурных органов данной организации. Я держу его сегодня перед собой, и можно даже не вооруженным глазом заметить, что по целому ряду разделов данного документа, в которых анализируется выполнение всеми государствами-участниками различных обязательств в рамках МОТ, упоминаются самые разные страны, не только наше государство.
Здесь очень структурированным и исчерпывающим образом анализируется то, как самые разные государства выполняют конвенции МОТ, какие-то рекомендации, какие-то запросы, которые данная организация направляет в их адрес. И здесь же, в этом документе, черным по белому Международная организация труда совершенно четко и недвусмысленно показывает абсолютно реальный прогресс, который наше государство достигло в выполнении имеющихся рекомендаций МОТ.
Да, отдельные расхождения в позициях и подходах сторон продолжают сохраняться, но мы настойчиво продолжаем совместную работу в сторону их сближения. В этой связи замечу, что как раз в этом же решении МОТ, которое я сегодня Вам демонстрирую и имею возможность его показать, зафиксировано предложение о том, чтобы продолжить диалог и вернуться к рассмотрению всех вопросов в ноябре нынешнего года.
В ближайшее время, также подчеркну, нашу страну планирует посетить достаточно представительная делегация МОТ для проведения специальных консультаций на базе Министерства труда и социальной защиты. Так что прогресс в диалоге Беларуси с МОТ есть, его нельзя отрицать или не замечать. И хотелось бы, чтобы это обстоятельство учитывалось и нашими международными партнерами, которые увязывают свои политические решения с прогрессом в диалоге Беларуси и МОТ.
Газета «Время новостей» : И все-таки хотелось бы уточнить. В связи с возможным исключением Беларуси из Обобщенной системы преференций в какую сумму Минск оценивает возможные потери? Или Вы все-таки рассчитываете, что удастся договориться и будут ли до момента принятия решений ЕС какие-то дополнительные переговоры по Обобщенной системы преференций?
Ответ: Я начну со второй части Вашего вопроса, поскольку, действительно, это отвечает концептуальным подходам Республики Беларусь к этой проблеме.
Мы всегда нацелены на диалог, мы никогда не были источником возникновения напряженности с кем бы то ни было – ни с одним из наших международных партнеров, – и это признается всеми. Этой философии мы продолжаем придерживаться и в данной ситуации. То есть мы открыты к обсуждению этих вопросов. Если наши международные и европейские, прежде всего, партнеры также к этому готовы, то я думаю, это послужит дополнительным каналом для того, чтобы прийти к какому-то взаимоприемлемому решению и не доводить дело до каких-то нежелательных шагов и последствий.
Газета «Время новостей» : А как все же на счет потерь?
Ответ: Вы знаете, в СМИ называются самые разные цифры, и я не хотел бы сейчас давать какие-то свои оценки той статистике, которая приводится в средствах массовой информации. Для этого нужна очень серьезная и глубокая экспертиза. Поэтому я думаю, что данный вопрос можно будет обсуждать в дальнейшем.
Радио «Свабода» : Вы уже сообщали, что на прошлой неделе Валерий Воронецкий был в Брюсселе. Может есть какие-нибудь детали переговоров?
Ответ: Мы подробно и прозрачно Вам об этом сообщили, что Воронецкий провел встречу с Фереро-Вальднер. Обсужден был довольно широкий круг вопросов взаимодействия между Беларусью и Евросоюзом. И самое главное, на наш взгляд то, что стороны согласились с тем, что такой диалог мы должны продолжать.
Агентство БелаПАН: В связи с продолжением диалога с Еврокомиссией, о чем Вы тоже сообщали ранее, по итогам визита Воронецкого, может, ожидаются какие-то ответные визиты представителей Евроструктур?
Ответ: Я думаю, что Вам лучше поинтересоваться этим у наших европейских партнеров.
Практика, как Вы знаете, такова, что как только обе стороны приходят к соглашению о том, что, да, мы хотели бы проинформировать об этом общественность, в случае если такой визит состоится, мы непременно Вас проинформируем. Скрывать тут что-то нет смысла.
Радио “Свабода”: Еще традиционный вопрос: насчет офиса Еврокомиссии – все по старому?
Ответ: Мы продолжаем консультации и переговоры с нашими партнерами.
Телекомпания СТВ: Есть ли какие-то новые данные по поводу упразднения мандата спецдокладчика по Беларуси Адриана Северина?
Ответ: Хорошо, что Вы затронули этот вопрос. Вы все люди очень информированные. Вы следите за теми сообщениями, которые проходят в средствах массовой информации и вы видите, что результаты дискуссии, которая состоялась позавчера в Женеве, что называется, самоочевидные.
Беларусь исходит из того, что деятельность Северина – это рудимент скомпрометировавшей себя Комиссии по правам человека, которая, как вы знаете, ушла в небытие. Поэтому оснований для продолжения деятельности Северина нет абсолютно никаких.
Вы также, наверняка, следили за тем, что говорили на этот счет самые разные государства – их было немало в ходе состоявшейся позавчера дискуссии, они представляли самые разные региональные группы. Вы знаете, что очень многие из этих государств высказали солидарную с Беларусью позицию.
Комментарий: Не касаясь таких тем, как желаемое белорусскими властями упразднение мандата спецдокладчика по Беларуси Адриана Северина или открытие офиса Еврокомиссии в Минске, хотелось бы обратить внимание на один ответ Попова. Так, отвечая на вопрос о возможной сумме ущерба от отмены преференций в отношении Беларуси в рамках GPS, Попов не стал озвучивать «свои оценки», отметив, что «для этого нужна очень серьезная и глубокая экспертиза». Выходит, что за все время, что шли переговоры с МОТ, белорусская сторона даже не удосужилась подсчитать свои возможные потери.
Такое отношение властей можно объяснить либо тем, что сумма ущерба действительно не является серьезной даже по меркам Беларуси, либо тем, что официальные власти до последнего были уверены в том, что ЕС не отменит преференции. На что надеялись, господа чиновники?