По данным независимого социологического исследования, Александр Лукашенко победил в первом туре голосования на выборах президента, набрав 63,6% голосов. Исследование проводилось в конце марта - начале апреля при содействии группы профессора Олега Манаева. Участие в опросе приняли 1.496 респондентов.
В то же время, по данным Центризбиркома, за А.Лукашенко проголосовали 83% избирателей.
Согласно опросу, лидер объединенных демократических сил Александр Милинкевич получил поддержку 20,6% избирателей (по данным ЦИК - 6,1%). За лидера Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Александра Козулина проголосовали 4,8% (2,2%) и за председателя Либерально-демократической партии Сергея Гайдукевича - 2,1% процента (3,5%) избирателей.
Как сообщил 20 апреля на брифинге в посольстве Великобритании О.Манаев, результаты социологического исследования по явке избирателей практически совпадают с явкой, объявленной Центризбиркомом, - 90% и 92,9% соответственно. Также, отметил он, совпадают данные по проголосовавшим против всех и по испорченным бюллетеням.
В то же время существенно расходятся данные, полученные независимыми социологами, и цифры, обнародованные ЦИК, по количеству проголосовавших досрочно - 25% и 31% соответственно. Однако, по словам социолога, исследование показало, что "утверждение оппозиции о массово-принудительном характере досрочного голосования не соответствует действительности", поскольку об этом заявили менее 17% проголосовавших досрочно.
"Можно говорить о том, что в пользу действующего президента "перераспределено" почти 20% голосов, что составляет около 1 млн. 200 тыс. человек, - сделал вывод О.Манаев. - В то же время количество голосов, поданных за альтернативных кандидатов, наоборот уменьшено в разы: за Козулина - более чем вдвое, за Милинкевича - более чем втрое".
Как отметил О.Манаев, главным фактором растущего недовольства в белорусском обществе "является не столько оппозиция или внешние силы, сколько деятельность самих белорусских властей: всего лишь за год количество обиженных на органы власти возросло более чем на треть и составило 36,5% ".
"Социальная база для перемен, несомненно, есть, однако готовность белорусского общества к переменам не следует ни недооценивать (что делает власть), ни переоценивать (что делает оппозиция)", - резюмировал О.Манаев.