Видеть ясно - чаще всего значит видеть в черном цвете. (Пшекруй)
Европа признает четвертый срок
До белорусских президентских выборов остается 6 недель. Все ближе тот день, когда соседям республики придется принимать неотвратимое политическое решение о признании/непризнании нового, уже четвертого срока А. Лукашенко. Учитывая, что Республика Беларусь представляет из себя объект мировой и региональной политики, малое государство Восточной Европы, чья политико-экономическая зависимость от соседних государств и внешних сил огромна, последствия решения о признании итогов голосования 19 декабря могут иметь поворотный характер не только для действующего в Беларуси политического режима, но и судьбы белорусского государства.
К настоящему моменту (начало ноября 2010 г.) вполне очевидно то, что республика де-факто является игрушкой основных политических сил Европы, чем-то напоминая Польшу 20 - 70 гг. XVIIIвека (до первого раздела). Возможно, что этот статус вполне устраивает А. Лукашенко.
К концу первой декады ноября прояснилась ситуация с Евросоюзом. Судя по итогам визитов президента Литвы и министров иностранных дел Германии и Польши, ЕС признает выборы, что не удивительно…
Это было вполне ожидаемо, о чем автор этих строк не раз писал в предыдущих статьях.
Европа признает, исходя из своих геополитических целей, так как Брюссель заинтересован в существовании буфера между Евросоюзом и Россией (Калининград, как анклав, не в счет). Несомненным успехом А. Лукашенко является то, что он смог конвертировать внутреннюю предвыборную стратегию, сформированную на базе «защиты» белорусского суверенитета от России, в главный политический аргумент для Брюсселя.
Кроме геополитических целей, которые более-менее стабильны десятилетиями, на определенном этапе принятию данного решения в Европе способствовала жесткая реакция российского руководства на провокационное интервью А. Лукашенко для российских журналистов (1 октября). Во всяком случае, октябрьское обострение российско-белорусской информационной войны Минск использовал по максимуму.
Стоит напомнить, что в момент выхода из предвыборной борьбы Александра Милинкевича, Европа демонстрировала некую отстраненность по отношению к белорусским президентским выборам. Сейчас отстраненность сменилась на невиданную политическую активность. Прошла череда высокопоставленных визитов. ЕС находится в плену иллюзий, что под угрозой с Востока оказался не только сам А. Лукашенко, но и все белорусского государство. Сохранение у власти в Минске первого белорусского президента отвечает интересам Евросоюза, что является, повторимся, безусловно, успехом официального Минска.
Брюссель, поддерживая А. Лукашенко и сохраняя его у власти, имеет в виду, конечно, не некую эволюционную демократизацию, о которой в духе садовода-мичуринца на прошлой неделе рассказывал участникам Минского форума Глава АП РБ В. Макей. За Минском ЕС видит Москву. Евросоюз, видимо, проанализировав все последствия вытеснения А. Лукашенко с поста президента, уяснил степень риска - политический деятель, пришедший на замену А. Лукашенко при всей его почти несомненной проевропейской ориентации, безусловно, учтет негативный опыт первого белорусского президента и постарается максимально обезопасить себя с Востока.
Во всяком случае, никто не рискнет пойти на такого рода открытые конфронтации с Москвой, какие себе позволял (извините, позволяет) А. Лукашенко. Вот поэтому именно такой, как А. Лукашенко, и нужен сейчас Европе в роли цепного пса, которого Москве остается только задобрить, подкидывая что-то через забор… Повторяется сценарий с М. Саакашвили. В итоге А. Лукашенко востребован настолько, что от белорусского президента требуется только одно – создать хотя бы частичную иллюзию демократичности декабрьских выборов.
Брюсселю, десятилетиями манипулирующему европейскими ценностями, трудно признать легитимность четвертого (!) президентского срока на фоне откровенной фронды Москвы. Естественно, у ЕС нет сомнений в том, что как только страны Евросоюза признают итоги выборов, Россия постарается немедленно уличить Евросоюз в политическом лицемерии. Европа, как выяснилось в ходе визита в Минск министров иностранных дел Германии и Польши, готова даже купить у А. Лукашенко за 3 млрд. долларов демократическую декорацию белорусских выборов, чтобы не потерять лицо, когда придется признавать право А. Лукашенко на фактически пожизненное президентство.
Естественно, Москве, до настоящего момента настроенной не признавать белорусские президентские выборы, нужны свидетельства обратные – следы фальсификации итогов голосования. Борьба интересов налицо, но не более.
Пока нет конкуренция Востока и Запада за Беларусь. В реальности, интерес к республике со стороны Европы исключительно геополитический. Финансировать режим и поддерживать белорусскую экономику Запад не будет. Опыт «Восточного партнерства» в данном случае является лучшим доказательством отстраненности Европы от реальных белорусских экономических проблем. ЕС по-прежнему готов оставить России «привилегию» по дальнейшему дотированию режима, проводящего исключительно антироссийскую политику.
Вот здесь кроется слабое место в позиции Евросоюза. Компенсация в 3 млрд. долларов пока виртуальна и, скажем так, не решает раз и навсегда проблем Беларуси, а деньги А. Лукашенко нужны уже сейчас... Вообще, в данном вопросе А. Лукашенко можно только посочувствовать – все годы своего правления он постоянно разрывался между необходимостью где-то срочно найти деньги на неотложные социально-экономические нужны и желанием собрать собственный финансовый ресурс. Между тем, приходится признать, что какой бы президент не сидел в Минске, времена «братских торгов» за российские кубометры и тонны энергоносителей безвозвратно ушли в прошлое. Их при всем желании не вернешь, как бы кому-то и не мечталось в Минске.
Однако, даже при наличии экономического контекста признания или не признания итогов голосования 19 декабря, готовность ЕС пролонгировать власть А. Лукашенко – серьезная проблема для российского руководства в условиях пока нестабильного диалога между Брюсселем и Москвой. Россия, в случае принятия решения о непризнании выборов, рискует остаться в одиночестве. Кроме того, не исключено, что на РФ будет направлена полномасштабная информационная атака в формате российско-грузинской войны 2008 г. («Огромный русский медведь пытается расправиться с беззащитным, но отважным белорусским зайцем»). Но в данном случае выбирать не приходится, так как и обратный вариант также ничего не решает: если Москва все-таки признает декабрьские выборы, то Запад немедленно возложит на Россию ответственность за поддержку режима А. Лукашенко – «последнего диктатора Европы».
В любом случае Москва при принятии окончательного решения о признании или непризнании итогов белорусских президентских выборов будет вынуждена учитывать позицию ЕС. При этом перед Кремлем будет стоять задача не спровоцировать конфронтацию с Европой, на которую очень рассчитывает белорусское руководство.
Однако позицией ЕС проблемы для России, связанные с белорусскими выборами, не исчерпываются.
Белорусский политический рынок
Между тем, белорусские президентские выборы идут своим чередом. Режим чувствует себя вполне уверенно и воспринимает 19 декабря как одну из формальностей на пути в четвертый президентский срок. Реально против режима сейчас воюет только Россия. Она предприняла в начале 2010 г. конкретные меры в экономике (в 2009 г. прекратила кредитование РБ), отказала А. Лукашенко в партнерстве, провела против белорусского президента ряд информационных атак. Россия с лета текущего года жестко и целенаправленно дискредитирует главного кандидата на пост президента республики – А. Лукашенко, т.е. фактически выполняет работу за белорусскую оппозицию.
При этом Россия не организовывает давление непосредственно против белорусского государства и, тем более, белорусского народа – идут финансовые, ресурсные, товарные потоки, работает транзит и т.д. Россия никак не покушается на белорусский суверенитет и независимость. Однако ни одна из белорусских политических сил, движений, партий и т.д., не встала однозначно на сторону России. Наблюдают со стороны и готовятся к дележу пирога, который почему-то обязана для них испечь Москва.
Естественно, белорусские власти пытаются конвертировать давление на А. Лукашенко в «давление» на всю республику. На прошлой неделе некий мелкий чиновник их белорусского МИДа выступил с заявлением (в МИДе РБ с официальными заявлениями скоро будут выступать уборщицы и вахтеры): «мы не намерены отходить от отношений взаимовыгодного сотрудничества с Россией. Главное, чтобы наше партнерство и впредь выстраивалось на принципах, которые лежат в основе любых межгосударственных отношений: безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности, равноправия и взаимного уважения. А давить на нас бесполезно». При этом «заявитель» не привел примеры «давления», подрывающего равноправные отношения, что говорит о провокационности подобного рода заявлений. Подобного рода заявления как раз свидетельствуют об обеспокоенности белорусского истэблишмента тем, что про А. Лукашенко в России успели крепко забыть. Надо напомнить…
Безусловно, в данном случае мы опять имеем дело с традиционной провокацией официального Минска, но ведь никто белорусских политиков об этом не говорит. Напротив, большинство политических сил встроилось в предвыборный спектакль А. Лукашенко и почти все, за исключением быть может только независимых профсоюзов, заняты легитимизацией четвертого срока А. Лукашенко. Безусловно, никто из десятка официальных политических противников А. Лукашенко на выборах в результате «подсчета» голосов не получит и 5%, но при этом все эти оппоненты белорусского президента объективно рассчитывают, что Россия признает выборы… Признание Россией итогов голосования 19 декабря снимает с Санникова, Некляева, Романчука и других кандидатов тяжкую ответственность за фактическую поддержку А. Лукашенко на выборах 2010 г… Все стрелки будут мгновенно переведены на Москву.
На фоне этого вполне циничного сценария псевдоборьбы с режимом большая часть «противников» действующей власти продолжает со вкусом попивать чаек на кухнях, ругаться с телевизионным А. Лукашенко, изображать из себя виртуальных анонимных героев на интернет-форумах и спокойно ждать пока Москва все сделает за них – не признает выборы, начнет выпихивать А. Лукашенко с политической арены и искать ему замену под оживленные комментарии «героев Сопротивления».
Между тем режим слаб как ни когда. У него нет ни политической, ни долгосрочной экономической поддержки со стороны России. Он подвел собственную олигархию, оставив ее без дешевой российской нефти, его силовики заняты собой и слежкой друг за другом, банкиры ненадежны и, как во время кризиса, готовы немедленно вывести активы из страны, высшая номенклатура через посредников ищет поддержки, где только может, рассылая гонцов по всей Европе.
Лидер режима - А. Лукашенко буквально пугает своей неадекватностью. То он практически все свое интервью газете «Литовский курьер» дает в формате «Я и мой малыш», то в интервью польским СМИ используя ненормативную лексику буквально посылает не только Кремль, но и лидеров основных стран постсоветского пространства. От белорусского президента уже не знаешь что и ждать. Неделя не проходит, чтобы что-нибудь не отколол. Автор этих строк обратил внимание на то, что даже в аналитических обзорах, кочующих по Интернету, на слова белорусского президента уже никто не обращает внимание. Их даже не комментируют, так как это бессмысленно...
Казалось бы, созданы уникальные возможности для начала реальной политической кампании против А. Лукашенко, но в политической жизни республики можно наблюдать состояние повального застоя, если не считать мечты о неком пикнике на «Площади», который, по традиции, если и получится, окажется в большей степени антироссийским, чем антилукашенковским.
Но не стоит во всем обвинять оппонентов режима. Стоит отметить, что не просматривается белорусских «Хрущевых» и «Ельциных» и в белорусской номенклатуре. Понятно, что данный политический застой отражает специфику формирования политической элиты республики в рамках авторитаризма. Но ведь другой номенклатуры у белорусского народа нет. Между тем, время для этой категории потенциальных лидеров предоставило невероятный шанс. Любой представитель белорусского истэблишмента, кто первый решительно и публично бросит вызов А. Лукашенко, может очень быстро занять его место. Но таких «буйных» что-то не слышно и не видно. Видимо никому это не нужно…
Зачем все это?
Тогда зачем все это России? Политика – вещь исключительно циничная и далеко не всегда, а правильнее сказать, почти никогда не корректируется какими-либо ценностями, морально-нравственными принципами или, тем более международным правом (удел слабых и беззащитных стран). Ведь понятно, что белорусская проблема не исчерпывается А. Лукашенко и даже теми, кто придет ему на смену.
Непризнание итогов выборов Москвой с большой долей вероятности приведет через несколько месяцев к падению режима А. Лукашенко. Это радикальный сценарий, который вызовет волну протестов в РБ. За Лукашенко вступятся все кому не лень, включая Запад…
При этом кто бы ни пришел к власти в Республике, он потребует к себе огромного политического внимания и материальной поддержки со стороны России. Республику придется брать на содержание. Кроме того, далеко не факт, что второй президент Беларуси будет менее склочен, чем его предшественник, и более договороспособен (симметричные опасения испытывает и Брюссель).
Вновь возникает проблема формата «берем или не берем Тбилиси». Как говорилось в момент российско-грузинской войны: «Если «берем», то надо брать ответственность за всю республику, судить Саакашвили, кормить Грузию под протесты и стоны всего «цивилизованного мира» (автор вводит читателя в дискурс августа 2008). В общем, огромная головная боль…
Беларусь не Киргизия, где даже при авторитарном режиме К. Бакиева смогли сохраниться не только исключительно отмобилизованная и политически устойчивая оппозиция, но целая команда амбициозных политических лидеров, не боящихся взять на себя ответственность. Жаль, что при этом зачастую их деятельность наносит страшный ущерб этой горной центральноазиатской республике. Но они хоть что-то делают. В белорусском варианте всю ответственность, включая перед мировым сообществом, России придется брать на себя. При этом, естественно, те, кто сейчас у телевизоров ругаются с Лукашенко, в этом случае будут уже на площадях и улицах проклинать «руку Москвы». Бояться ведь будет некого – Лукашенко уже не будет.
Можно пойти по эволюционному варианту, т.е. Россия вполне может дождаться положительной реакции Запада на «первые демократические выборы» в Беларуси и признать итоги выборов после Европы, что позволит ей тут же возложить на Брюссель ответственность за сохранение режима. При этом признание выборов не накладывает на Москву каких-либо обязательств вести дела непосредственно с А. Лукашенко. Его, как и сейчас, можно продолжать игнорировать, лишая Беларусь с одной стороны последних дотаций, льгот и преференций, а с другой стороны – жестко контролировать вход РБ в ЕЭП... При эволюционном варианте Россия может в более-менее спокойном режиме, без обострений отношений с ЕС, вывести на проектную мощность обходные трубопроводы, что в итоге, вопреки всем надеждам В. Семашко, лишает республику транзитного статуса. Можно провести еще ряд не менее важных мероприятий, включая военно-стратегическую сферу.
Действительно, если белорусский народ настолько привязан к А. Лукашенко, то зачем мешать ему и дальше забавляться своим игрушечным президентом. Никто не требует от России выполнять роль Карабаса-Барабаса. Но и дотировать республику Россию никто не заставит…
Так что у Москвы есть серьезный соблазн все-таки выборы признать. Безусловно, это может быть только дипломатическая формула, так как ни о каком прежнем, «союзничестве» с А. Лукашенко в духе второй половины 90-х годов прошлого столетия, говорить не приходится. Действительно, зачем идти против «воли» белорусского народа, которому явно все равно…Тем более, что при этом А. Лукашенко в стратегическом плане ничего не выигрывает. Все равно, сколько веревочке не виться… конец будет в Едином экономическом пространстве.
С другой стороны Москва, учитывая внешнеполитическую уязвимость позиции Евросоюза, отсутствие у Европы реальных ресурсов для поддержки режима А. Лукашенко, вполне может проявить политическую волю, которой у Д. Медведева вполне достаточно, и попытаться в быстром «киргизском» формате решить белорусскую проблему. Отсутствие реальной замены А. Лукашенко является временным фактором и связано с пока неопределенной позицией самой Москвы в отношении признания итогов декабрьских выборов в РБ. Как только Кремль примет однозначное решение, вопрос о втором президенте республики проявится очень быстро. Но цена вопроса может превысить все возможные и невозможные пределы. Стоит ли? Надо все еще не раз посчитать...
Андрей Суздальцев, Москва, 7 ноября 2010 года, Politoboz.com