Еще немного, и таким вопросом-приговором будет открываться каждое совещание в белорусских госорганах и начинаться проверка на предприятиях независимо от формы собственности. Ведь сегодня в стране новая струя, новая религия – борьба с …?
Все мы прекрасно знаем, что представляет собой наша власть, откуда она вышла и на что способна. И хотя основной фон нашей политики и нашего госаппарата - серый, с единственным искрометным исполнителем главной роли, время от времени бок о бок с Сами-Знаете-Кем появляется еще одна выдающаяся фигура, обладающая недюжинным талантом и способная расшевелить публику.
Речь, естественно, о грозном главе Госконтроля, господине Ломате. Его и прежде-то не заметить было проблематично, а с приходом кризиса, когда чиновничьи полки залегли и стараются не отсвечивать в надежде, что как-нибудь пронесет, яркие и запоминающиеся выступления главного контролера можно смело назвать уверенной заявкой на успех у публики.
Каждое заявление нашего героя вызывает фурор у заинтересованных слушателей, а у довольно значительной части аудитории - вообще мурашки по коже и дрожь в конечностях, не побоимся этого слова.
Какими проникновенными, берущими за душу и исполненными праведного гнева словами г-н Ломать открывал нации глаза на язвы нашего общества - оборзевших владельцев коттеджей, скрывающих доходы при помощи убыточности бизнесменов, раздутую себестоимость строительства жилья, повальные приписки в сельском хозяйстве, и еще много-много всего. Не упомнишь. Народ утирал скупую слезу, снова уверовав в торжество справедливости в нашей стране для народа.
Вот и намедни громко прозвучал призыв посмотреть, как там поживает "Беллегпром". Ломать пообещал не гнобить руководителей концерна, а даже "подставить им плечо", но из накатанной колеи разве выскочишь? Да и если подумать - какими такими революционными "рекомендациями и советами" контролеры могут помочь специалистам, всю жизнь занимающимся своим делом? Ну, от собственной скромности Госконтроль точно не погибнет.
Так что все будет как всегда - будут выяснять, куда делись 245 миллиардов господдержки, почему склады затоварены, а главное - как представлена продукция министерства в магазинах Минска и областных центров, что, собственно, и подтвердил начальник главного управления контроля за работой сферы материального производства Комитета госконтроля Виталий Дерех, цитируемый СМИ.
Уж сколько их было - этих кампаний Госконтроля, в быту именуемых темным народом "наездами", а схема всегда одна и та же. Похоже, людей, хотя бы поверхностно знакомых с логикой, туда принципиально не берут. Ломать задается вопросом, почему продукцию кладут на склад, когда такая же импортируется?! Очень неудобно расстраивать высокого чиновника, но импортируется, видимо, все же не совсем такая же продукция. И в магазинах она представлена "недостаточно" не из-за злокозненного саботажа розницы. Есть очень простое объяснение - не продаются наши белорусские башмаки и сорочки. И дело не только в изношенности оборудования на 80%. Дело в том, что одежда и обувь - это огромная индустрия, в которой нужно уметь не только произвести, причем то, что народу понравится, но еще и продать на очень конкурентном рынке. А это уж вам не бизнесменов трамбовать - тут образование нужно, опыт и еще, желательно, талант.
А у наших чиновников рыночных механизмов всего два - с кнутом прогнозные показатели требовать, да на магазины надавить, чтоб залежалым товаром торговые площади захламляли исправно. А то, что перемещение в пространстве (со склада в магазин) - это не совсем то же самое, что продажа - никому в голову не приходит. Ну, переложат этот висяк с места на место, понесут дополнительные затраты еще и магазины - толку-то?
Есть, правда, один способ пособить родимой легкой промышленности. Вот МАЗы с тракторами вроде государство собирается за свои деньги выкупать и предприятиям раздавать как бы в кредит. Зачем же останавливаться на полпути? Можно выкупить запасы у швейников с обувщиками и раздать чиновникам. А потом у них из зарплаты вычитать задолженность. Чем не решение??? Чиновники, конечно, вряд ли слезами восторга обольются – так, а кто обещал, что будет легко? Кризис на дворе, не забываем! Опять же, кто как не чиновники своими показателями, высосанными из пальца, вынудил предприятия затовариваться? Кто, как не они, создал модель, при которой качество и востребованность - ничто, а вал - все? Ну вот пусть теперь носят то, что напроизводили под их чутким руководством. Г-н Ломать и его сотрудники, одетые в костюмчики и ботиночки белорусского производства, смело смогут сказать, что "подставили плечо" нашей легкой промышленности... А уж как глаз придирчивого телезрителя порадуется - слов нет.
Вообще говоря, представляется очень полезным прочтение нашему высшему чиновничеству краткого курса такой науки, как логика, с упором на причинно-следственные связи. Слабоваты они в этом аспекте, откровенно слабоваты. По представлениям Ломатя получается как?
Фирма убыточная - значит, доходы скрывает.
Товар не продается - плохо в магазинах представлен.
Приписки в сельском хозяйстве - руководители виноваты, всех под суд.
Жилье дорогое - воруют, завышают себестоимость.
ну и так далее.
А почему бы не предположить, что реальные причины куда прозаичнее?
Фирма убыточная - да с такими законами, проверками и налогами вообще непонятно, как жива еще.
Товар не продается - так признаем честно, что дрянь товар-то.
Приписки - а как спущенные сверху планы да показатели еще выполнять, если они к реальности такое же отношение имеют, как прогноз погоды на декабрь 2010 года?
Жилье дорогое - а кто на этом жилье себе кормушку построил, если не окологосударственные и связанные с кем нужно структуры? У нас что - любому желающему дозволено строить, что угодно? Разобрались бы, чего и сколько стоит вход на строительный рынок - не было бы глупых вопросов о дороговизне.
В общем, представление нашего госконтроля о белорусском мироустройстве и собственных функциях малость кособокое, мягко говоря. По хвостам лупить со всей дури, но глубже, чем на полштыка не копать. А то гляди - еще чего не того нароешь, себе дороже обойдется. Опять же, гоняться за мухами вокруг огромной навозной кучи - занятие, может, и увлекательное, но вряд ли плодотворное. Они все равно плодятся быстрее.
Под стать постановке задач в Госконтроле и их реализация. Насколько можно судить, у них там тоже прогнозные показатели. По заведенным уголовным делам, надо думать. Ну или по объему денег, занесенных в бюджет. Потому что если бы опубликовали сравнительную статистику дел заведенных и дел, доведенных до конца - мы бы рыдали, наверное. КПД паровоза Черепанова, надо думать, в сильном отрыве. Кто только не комментировал профессионализм контролеров, дела которых в суде разваливаются в прах при первом даже не прикосновении, а внимательном взгляде...
А вот план по деньгам выполнять надо, хочешь - не хочешь. А коль скоро законно взыскать не выходит - приходится выбивать. Причем все, что возможно, и еще чуть-чуть. Угрозами, бесконечными проверками - тут все средства хороши. А что прикажете делать? Ну, сдохнет бизнес от пристальной любви Госконтроля - так ведь это во имя высшего блага, Его Величества Прогнозного Показателя! Мыслить нужно государственно.
В общем, кого-то г-н Ломать безусловно напоминает. Вот взять, да как выступить на всю страну - чтоб все ахнули и присели от обалдения. А дальше - ну, как пойдет... Обозвать всех коррупционерами - и никого не наказать. Заявить, что огромные гектары земель захвачены самовольно - и снести одну баню. Броситься на импортозамещение - и получить отрицательное сальдо в полтора раза больше прежнего. Да какая разница, собственно, какой паровоз, главное - какой свисток!!!
Ну и раз уж такая аналогия наклюнулась... Страшно подумать, куда летит этот паровоз, сколько невинного народу и фирм полегло под колесами, сколько в топку кинули... Может, пора уже этот анахронизм на запасный путь, а? Может, чего более экологически чистое - электричку, к примеру? Она хоть по расписанию ходит, вагоны отапливаемые, людям комфортно и пользы уж точно больше. На скоростные поезда 21-го века мы не тянем, так хоть в 20-м веке себя почувствовать. Просто пожить спокойно, делать свое дело, не шарахаться от теней, не пытаться продать место в тамбуре по цене вагона СВ...
Понятно, что у г-на Ломатя есть какие-то причины, чтобы бежать впереди паровоза и быть святее Папы Римского. Да и неважно - не наше это дело. Но не слишком ли дорого обходится стране это рвение? Может, уже попробовать воспользоваться кризисом и попытаться что-нибудь создавать, а не вытаптывать и курочить? Понятно, что на взгляд Госконтроля нынешняя ситуация - сплошной саботаж, коррупция, разбазаривание и прочая бесхозяйственность. Но может, есть еще кто-нибудь, кто способен сложить два и два и разобраться, где причины, а где следствия?
Надежда умирает последней...
Михаил Негорбачев, 24 марта, AFN.by