Высказывания посла РФ в Беларуси Александра Сурикова на прошедшей в пятницу пресс-конференции вызвали особое раздражение у белорусских властей. Суриков, как обычно, в свойственной ему манере расставил определенные точки над «i», подводя итоги обильной на события, и в первую очередь мероприятия в Москве, неделю, разъяснив более доступным языком недоступную для многих официальную суть достигнутых договоренностей на ВГС Союзного государства и саммитах ОДКБ и ЕврАзЭС.
Обычно, подобные разъяснения российского дипломата не вызывали какой-либо реакции со стороны белорусских властей. Однако на это раз, Суриков явно зацепил Минск.
Так, на саммите ОДКБ в минувшую среду были подписаны документы о формировании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) - сил постоянной боевой готовности с объединенным командованием и местом постоянной дислокации.
Белорусские власти постоянно твердят, что военнослужащие страны не будут воевать за пределами Беларуси.
"Надо разобраться, потребуется ли участие Беларуси за границей или нет. Но по практике применения - межгосударственные соглашения и договоры выше национального законодательства", - заявил в пятницу Суриков, по сути не исключив полноценного участия белорусских ВС в конфликтах за пределами РБ в рамках .
«Сразу хочу подчеркнуть, что уж точно не послы других государств будут «разбираться» в соответствующих нюансах белорусского законодательства… есть закон нашей страны на эту тему и он будет неукоснительно соблюдаться… документ ОДКБ по КСОР, кстати говоря, пока не имеет статуса международного соглашения. Кроме того, следует иметь в виду, что решения о задействовании КСОР будут приниматься только главами государств ОДКБ и только на основе консенсуса. Так что не нужно послу забегать вперед», - заявил пресс-секретарь белорусского МИД Андрей Попов.
По словам белорусского дипломата, российскому послу не следовало «забегать вперед» и по таким вопросам, как строительство АЭС и второй нитки газопровода Ямал-Европа.
«Беларусь готова приступить к строительству АЭС уже в этом году. Финансирование будет осуществляться за счет кредитов РФ», - сказал Суриков, дав понять, что у Беларуси нет иного выбора как строить АЭС с привлечением российского подрядчика, и что это – уже решенный вопрос.
Между тем, касаясь любимой в последнее время темы Минска – необходимость строительства второй нитки Ямал-Европа, российский посол посоветовал Минску даже не мечтать об этом в ближайшем обозримом будущем.
«Пока не закончим Северный и Южный газопроводы, мы не готовы строить Ямал-Европа-2», - сказал Суриков, напомнив о намерении России «уйти от транзитных государств». – «Вопрос не отвергнут, но отложен на проработку».
«Не следует ему (послу РФ) торопиться предвосхищать итоги выполнения поручений ВГС и по таким темам белорусско-российского взаимодействия, как участие России в строительстве белорусской АЭС и возможное строительство газопровода Ямал-Европа-2. На состоявшемся заседании ВГС в Москве лидеры двух стран поручили соответствующим ведомствам наших государств еще раз внимательно вникнуть в эти темы и дополнительно внести на рассмотрение президентов доработанные конкретные предложения. Так что, давайте, наверное, как минимум дождемся результатов выполнения поручений двух президентов», - заявил в ответ пресс-секретарь МИД РБ.
Весьма резкая реакция белорусских властей на заявления российского дипломата в принципе не вызывает. Суриков позволил себе свести на нет основные преимущества Беларуси, которыми Минск пытается козырять на переговорах с Европой – это возможное участие европейских подрядчиков строительстве АЭС и чуть ли не абсолютные конкурентные преимущества расширения транзитных возможностей по поставкам российских энергоносителей в Европу через территорию Беларуси. Минск не в состоянии самостоятельно осуществить финансирование какого-либо из проектов, а поскольку на кону – большие деньги в виде инвестиций, лелеет надежду, что сможет спровоцировать своеобразный торг между Европой и Россией.
Но куда большие нарекания со стороны Европы может вызвать возможное полноценное участие Беларуси в КСОР. Ведь многие эксперты уже назвали решение по КСОР своеобразным ответом Москвы на НАТО…