Последнее обновление: 24.11.2024 15:00

Деньги и срочно…

Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить; когда народ мой тонет? (М. Саади)

Иногда стоит вспомнить недавнее прошлое. 8 сентября 2008 года А. Лукашенко, выступая на пресс-конференции для российских региональных журналистов, «воспитывал» Россию на примере США: «Вот смотрите: хуже не придумаешь то, что сотворил Саакашвили и для Америки, и для себя, и для всего мира. Но американцы ж его не бросили. Поддержали и информационно, и материально, сразу же заявили: миллиард долларов мы даем. Но это они заявили — миллиард. Туда уже миллиард привезли. Вот так надо с союзниками поступать...».

Безусловно, этот американский миллиард для Грузии застрял в голове А. Лукашенко, словно ржавый гвоздь. Не без оснований считая себя на постсоветском пространстве самым квалифицированным вымогателем дотаций, кредитов и льгот, белорусский президент испытал профессиональную зависть – целый миллиард мимо пролетел. «Мальчишка» Михаил Саакашвили обошел строгого и опытного «продавца» братства народов и натовских угроз… Справедливости ради, стоит отметить, что и «дойная коровка» у Михаила Николаевича до недавнего времени все-таки была общепризнанной «рекордисткой».

Можно только представить какой стон в Дроздах, когда на прошлой неделе на международной конференции доноров Грузии в Брюсселе было принято решение о выделении Грузии 4,5 млрд. долларов США. Из них 2 млрд. долларов США – в качестве грантов, а 2,5 млрд — в виде кредита. Одно плохо - помощь, начиная с текущего года, будут предоставлять Грузии поэтапно, до 2010 года включительно (что-то это напоминает). Но, тем не менее, психологически А. Лукашенко было сложно пережить столь масштабные финансовые подарки «братской Грузии» в условиях мирового финансового кризиса…

Вряд ли А. Лукашенко поймет, что Европа по принципу « Кончай войну – строй трубопроводы», фактически откупила у Тбилиси два ее бывших региона – Абхазию и Южную Осетию. Зато сам принцип финансирования белорусского президента не мог оставить равнодушным – по 1000 долларов на гражданина республики. На примере Беларуси – 10 млрд. долларов США (почти 1/5 ВВП страны за год)…

На «грузинском» примере 1 (один) миллиард долларов США, выделенный Минску Москвой в текущем году и обещанный второй миллиард в следующем, наступающем юбилейном году (исполнится 10 лет Союзному Договору) выглядит как-то жалко и даже подозрительно. С такими «грошами» А. Лукашенко будет просто стыдно появляться в «приличном» обществе лимитрофных «суверенных» иждивенцев.

Стоит напомнить, что А. Лукашенко исключительно завистлив. Отсюда постоянные напоминания о «богатенькой» России, намеки на то, что ресурсная, финансовая и иная поддержка Россией Беларуси для российского бюджета «сущая мелочь», из года в год повторяемые ссылки на американскую финансовую помощь Израилю и т.д.

Но главное в данном случае не специфические черты характера А. Лукашенко. Главное то, что это российский кредит - «плохой» кредит. Во–первых, его катастрофически мало. Экономике Беларуси, по примерным подсчетам, необходимо немедленно 7 - 8 млрд. долларов США, чтобы не повторить 2007 год. И не стоило бы белорусскому руководству так неумело лгать насчет того, что «ситуация стабильна, кризис обойдет стороной Беларусь, руководство страны держит экономическую ситуацию под контролем».

Обращение белорусского руководства к МВФ за просьбой в 2 млрд. долларов США не ставит своей задачей подстегнуть «жадную» Москву, хотя, что скрывать, скорее всего такая весьма наивная надежда присутствовала в сознании белорусской высшей номенклатуры. Но на самом деле белорусскому руководству действительно очень нужны деньги…

А. Лукашенко предстоит пройти буквально по «лезвию бритвы».

Прежде всего, в условиях огромной зависимости от внешней финансовой помощи, которая, как оказалось, крайне неустойчива и подвержена политическом решениям, ему необходимо сохранить иллюзию политической и социально – экономической стабильности в стране. Пока последствия мирового финансового кризиса затронули белорусскую экономику в банковской сфере и только начинают затрагивать реальный сектор, белорусские власти и государственные СМИ будут пытаться извлечь из паузы, характерной для слаборазвитых экономик, имеющих только крайне ограниченные связи с мировым финансовым рынком, максимум политических дивидендов. Третью неделю А. Лукашенко, подталкивая собственный агитпроп к месту и не месту заявляет о том, что «я был прав». Последний пример наиболее красноречив. Выступая на 23 октября перед уходящим составом белорусского парламента, А. Лукашенко заявил: «В мире не то, что поубавилось противников нашего экономического пути развития, но их не стало вообще. Сегодня на фоне обострившегося кризиса к этому пришли и американцы».

В данном случае, А. Лукашенко сознательно запутывает ситуацию. Меры, предпринимаемые правительствами стран G8, действительно носят характер возвращения некой формы социализма. Активное вмешательство государства в финансовую сферу приобрело повсеместный характер и формализовано в относительно скудный инструментарий – от «накачки» банковского сектора необходимой ликвидностью и через него реальной экономики до национализации проблемных частных финансовых организаций. На постсоветском пространстве повсеместным явлением стало наиболее простое решение – объединение проблемных как банковских, так и производственных проблемных активов под «крышей» государственных холдингов в ожидании внешнего финансирования. Однако, с внешним финансированием дело обстоит плохо.

Вмешательство государства в финансовую сферу, как в США, ЕС, так и в России, естественно не имеют ничего общего с многолетней экономической политикой белорусского государства, связанной с сохранением и даже расширением государственного сектора в экономике республике, незыблемости административного контроля над деятельностью предприятий и банковского сектора, вылившихся в итоге в попытки получить иностранные инвестиции в государственные предприятия.

Кроме того, стоило бы отметить, что меры государственного вмешательства в деятельность финансовых и фондовых рынков в мире воспринято однозначны. Огромные финансовые вливания пока нигде не стабилизовали экономическую ситуацию, но в лучшем случае, ограничили размах кризиса. Финансовые дотации, как любые деньги, полученные, а не заработанные, мгновенно создали базу для валютных спекуляций, что в негативном плане повлияло на устойчивость валют. Стоит напомнить, что курс гривны уже снизился на 25%. Курс российского рубля пережил несколько весьма ощутимых колебаний.

С учетом пока непродолжительного, но уже весьма насыщенного опыта использования государственного инструментария по сдерживанию финансового кризиса, можно прогнозировать постепенное возвращение к рыночным мерам воздействия на мировые рынки, что, безусловно, означает остановку производств, банкротства корпораций, банков и даже отдельных государств. Но данного этапа не миновать, так как невозможно лечить гангрену переливанием крови. Не спасет…

Так что несомненно, «правильность» экономического курса белорусского режима в скором времени будет подвергнуто серьезной проверке, что, в принципе, не помешает А. Лукашенко обвинить в белорусском экономическом кризисе кого угодно, но только не себя. Стоит напомнить, что по белорусской политической традиции, белорусский политический класс и белорусские власти в собственной стране не отвечают ровным счетом ни за что: во всем негативном виновата Россия, за все положительное страна должна благодарить главу белорусского государства. Это политическая форма, используемая в Беларуси еще с советских времен. Так проще…

Кроме сохранения внутренней политической и экономической стабильности перед белорусским руководством стоит задача обмануть буквально всех своих внешнеполитических партнеров. В частности, Западу надо внушить, что Беларусь вынуждена брать кредиты у России по причине отсутствия кредитов из ЕС. Кроме того, активизируя попытки привлечь иностранные инвестиции, белорусским властям придется и дальше продавать Западу то, что Минску не принадлежит. Видимо кто-то забыл, что основные экономические преимущества Беларуси для иностранных инвестиций созданы Россией. В республике имеет определенный набор производственных активов, сохраненных для приватизации российской многолетней ресурсной, энергетической, финансовой и рыночной поддержкой. Сейчас эти предприятия, сохраненные Россией, продают туркам, арабам, псевдоавстрийцам и т.д.

Кроме того, инвестиционная привлекательность Беларуси связана с существующей с 1995 года единой с Россией таможенной зоной. И самый главный аргумент – благодаря поставке российских энергоносителей по заниженным ценам, энергетическая составляющая в издержках производства на территории РБ самая низкая в Восточной Европе. Учитывая тот общеизвестный факт, что энергетика является основой российско – белорусской интеграции, то получается, что со временем, в случае активизации иностранных инвестиций в белорусскую экономику, дальнейшее энергетическое субсидирование РБ в формате Союзного государства будет означать поддержку Россией конкурентов российским компаниям.

Перед белорусским руководством стоит задача убедить западных инвесторов, что их деньги, вложенные в производственные активы на белорусской территории, не находятся перед угрозой мгновенного «испарения» в случае одного – двух решений, принятых в Кремле или штаб – квартире «Газпрома». Придется и дальше создавать миф о Беларуси, как субъекте мировой экономики… Деньги нужны срочно…

Но и большие проблемы у Лукашенко с Москвой. Угроза появления «Славянской Исландии» заставляет белорусские власти хвататься за все возможные и невозможные уловки для получения срочного дополнительного финансирования из России. Почувствовав, что при всем желании подпись А. Лукашенко под документами о создании единой ПВО России и Беларуси никак «не тянет» на несколько миллиардов долларов, в Минске вспомнили и о Конституционном Акте и о введении единой союзной валюты. Ставится задача по втягиванию российского руководства в очередной союзный «вальс» обещаний на «завтра», при условии финансовой поддержки «сегодня». Стоит отметить, что в политическом руководстве России никто давно и не вспоминал о Конституционном Акте. Первоочередной, как и невозможной при нынешнем руководстве РБ, задачей остается ввод российского рубля в денежное обращений республики.

Самоуверенность белорусской стороны поражает. Видимо, в руководстве республики уверены, что Москва в очередной раз обязательно поверит в новые «чистосердечные» обещания белорусской стороны и немедленно профинансирует все потребности Минска. Не исключено, что при этом в Минске питают надежды на то, что третий президент России в поисках новых вариантов поднятия политического рейтинга на фоне популярности своего премьера, обязательно воспользуется «открывающейся» возможностью в союзном строительстве. А. Лукашенко уверен, что он всегда может поймать российское руководство на «союзный крючок».

Срочная поездка А. Лукашенко в Москву (25 октября) связана исключительно с финансовыми потребностями белорусского руководства. Стоит отметить, что в последние недели Москву буквально осаждают подобные просители, которые неожиданно оказались верными друзьями России и даже союзниками. Так что А. Лукашенко не одинок.

Однако задача, стоящая перед ним гораздо сложнее, чем перед тем же киргизским или казахстанским руководством. Однако никто из соседей России не ведет себя при этом столь нагло и чванливо. За примерами далеко ходить нет необходимости, стоит только обратить внимание на белорусские государственные СМИ («К слову, мировой тренд смягчения последствий глобального финансового кризиса — усиление государственного присутствия во всех сферах экономики, включая священную корову мирового либерализма — банковскую сферу. В этом смысле Минск выглядит островком если не покоя, то хотя бы здравого смысла: государство в свободное плавание банки не отпускало, предприятиям помогало и помогает, все социальные гарантии под контролем. Не оценить это невозможно, сравниваю панические мысли моих московских друзей: как свои же деньги с банковской карточки снять и проблемы минских подруг: какую кофейню на центральном проспекте выбрать для стратегического обсуждения личной жизни!» «СБ»,23.10.08). Стоит напомнить, что такого рода «перлы» находятся в русле традиций белорусского политического класса («как бы изловчиться и элегантно смачно плюнуть в руку дающую») и появились через день после выделения Россией Беларуси 2-х миллиардного кредита и за два дня до появления А. Лукашенко «с протянутой рукой» в подмосковной резиденции Д. Медведева.

Андрей Суздальцев, Москва, 26 октября 2008 года, Politoboz.com



<Сентябрь 2008
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
Октябрь 2008>
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Политика