Император Японии Акихито в понедельник выступил с чрезвычайным телеобращением к нации, в котором выразил обеспокоенность тем, что не сможет выполнять свои обязанности из-за возраста, передает Би-би-си.
«Я обеспокоен тем, что мне будет сложно выполнять свои обязанности в качестве символа государства всем своим существом, как я делал до сих пор», — сказал он. The New York Times отмечает, что это обращение стало первым публичным выступлением японского монарха на тему возможного отречения от престола.
Возможное отречение Акихито может изменить роль императорской семьи в Японии, старейшей в мире наследственной монархии, пишет NYT. В то время как император имеет только символическую власть, его отречение может снова поднять в Японии дискуссии, может ли трон занять женщина, отмечает издание.
Кроме того, отречение императора потребует изменения действующего законодательства: на данный момент в Японии не существует правового положения, регулирующего, как должна проходить процедура отречения от престола.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ в понедельник заявил, что правительство «решительно» обсудит этот вопрос. По его словам, одним из возможных вариантов, если император не в состоянии выполнять свои обязанности из-за возраста или болезни, может быть установление регентства. Тем не менее даже тогда император продолжает оставаться у власти до конца своей жизни, сказал премьер.
В то же время большинство японцев поддерживают намерение монарха, сообщает The Asahi Shimbun со ссылкой на данные опроса, проводившегося незадолго до выступления: 84% респондентов высказались за внесение изменений, которые бы позволили Акихито уйти в отставку. Против были только 5%. 73% опрошенных также поддержали идею появления регента (15% выступили против этого).
Акихито, которому сейчас 82 года, взошел на трон в 1989 году, после смерти своего отца Хирохито. В июле 2016 года NHK сообщил, что Акихито, ранее перенесший операцию на сердце и проходивший лечение от рака простаты, проинформировал членов императорской семьи о желании оставить престол в ближайшие годы. До телеобращения, сделанного 8 августа, император не комментировал слухов о своем возможном отречении.