Последнее обновление: 17.04.2024 17:15

Угрозы интеграции (Часть 1)

«Почему удар в спину наносят те, кого, как правило, защищаешь грудью?» (юмор политиков)

14 февраля 2013 года, выступая на коллегии Федеральной службы безопасности, президент России В. Путин, перечисляя угрозы, которые данная служба должна отражать, отдельно остановился на вопросе защиты интеграционных проектов, инициированных РФ на постсоветском пространстве. Российские СМИ отметили следующие слова главы российского государства: ««Мы слышали ряд недавних, откровенно скажу, нервозных, откровенно раздраженных высказываний относительно интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Отнесем их на счет эмоциональной риторики этих политиков. Тесная интеграция - это объективный общемировой процесс. И никакими окриками, одергиваниями он остановлен, в том числе и на наших территориях, быть не может».

Безусловно, данное политическое заявление российского президента призвано, в первую очередь, увязать предвыборную 2012 года интеграционную инициативу В. Путина с глобальными объективными тенденциями. В этом плане всякое противодействие третьему этапу интеграции на постсоветском пространстве, инициированному Москвой после двух провальных – в начале и конце 1990-х годов, должно восприниматься, как нечто противоестественное и крайне реакционное. Любопытно то, что пока российский президент поднял тему только внешних угроз проекту Таможенный союз – Единое экономическое пространство – Евразийский экономический союз и призвал по данному вопросу к солидарному ответу: «Суверенное право России и наших партнёров выстраивать и развивать свой интеграционный проект должно быть надёжно защищено. Прошу здесь действовать в тесном контакте с вашими коллегами и партнёрами из Белоруссии, Казахстана и других стран, которые участвуют в те х или иных интеграционных процессах» (Там же). С высокой долей уверенности, можно сказать, что данное заявление главы РФ знаменует собой завершение определенного этапа в развитии ТС- ЕЭП. Период мониторинга и анализа российского интеграционного проекта завершился и для внешних игроков настало время принятия решений.

Пока Кремль видит угрозу противодействия своим интеграционным планам со стороны Запада. Выраженная В. Путиным готовность России всеми мерами защищать интеграционные проекты является первым сформулированным ответом экс-госсекретарю США Х. Клинтон, которая крайне раздраженно заявила в 7 декабря прошлого года в Дублине: «Существует движение в сторону ресоветизации региона. Это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, это будет называться Евразийским союзом и все в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счет. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это». Справедливости ради, стоит отметить, что за заявлением Х. Клинтон, как оказалось, ничего кроме риторики не оказалось. В реальности, ни США, ни ЕС не имеют каких-либо ресурсов, чтобы остановить российские интеграционные инициативы на постсоветском пространстве, если не считать программу «Восточное партнерство», главным козырем которой являются зона свободной торговли и безвизовый режим с Евросоюзом. Однако до столь долгожданного будущего участникам «Восточного партнерства» надо как-то дожить. Причем дожить хочется более-менее сносно, не особо затягивая пояса и не замерзая зимой у ледяных батарей. Понятно, что никто балтийского «подвига» начала 1990-х годов повторять не желает…

Обвинение России в имперском замысле («ресоветизации»), который она «прячет» под вывеской нового интеграционного проекта, является традиционным приемом, которым активно пользуются, как в Брюсселе и Вашингтоне, так и в Минске. Белорусская позиция в данном случае для нас представляет особый интерес, так как если видеть создание ТС-ЕЭП, а в перспективе и Евразийского экономического союза в имперском формате, т.е. «силовой интеграции», то определенное противодействие, как со стороны Запада, так и внутри интеграционного блока, можно было бы как-то понять и объяснить. Однако, что нетрудно проследить последние два-три года, никакого насильственного втягивания в ТС-ЕЭП не было. Более того, в 2010 году, когда Минск практически блокировал переговоры о вхождении РБ в ТС, Москва и Астана 3 июля фактически сформировали Таможенный союз на двоих, что заставило А. Лукашенко срочно провести ночное заседание нижней палаты белорусского парламента и войти в ТС буквально в последний момент. Но до настоящего момента, если Минску что-то не нравится в ТС-ЕЭП, то он всегда может выйти из интеграционного блока. Никто не держит.

Кроме того, стоит напомнить, что проект Таможенного союза – Единого экономического пространства не являлся чем-то новым для региона СНГ. Идею ТС реанимировали после российско-грузинской войны 2008 года, когда в Кремле возникло ощущение, что диалог с ЕС практически заблокирован, а вступление России в ВТО может затянуться еще на неопределенное время. В создавшихся условиях у России потребность в собственной интеграционной группировке выросла на порядок.

Стоит отметить, что у белорусского и казахстанского руководства были собственные интересы в интеграционном проекте. Никто их палкой в ТС, а следом и в ЕЭП не загонял. Более того, тот же Минск буквально рвался в блок, рассчитывая на интеграционные авансы (см. ст. «Не кормите Лукашенко…» http://www.politoboz.com/content/ne-kormite-lukashenko-chast-1). Однако, «имперский» формат давления на Россию оказался столь привлекателен, что он используется в качестве универсального оружия со стороны не только Запада, но и как уже отмечалось выше, со стороны того же Минска по весьма примитивной схеме: «Не хочешь прослыть империей, плати и поставляй, а то получишь НАТО под Смоленском» (в принципе, уже не ясно, что лучше для России – НАТО или Лукашенко, так как при любом варианте расходы на западный рубеж почти равные). Понятно, что в имперской парадигме рост цен на энергоносители воспринимается как проявления имперского давления, а не рыночного ценообразования, а в создании ТС-ЕЭП видится призрак канувшего в Лету Советского Союза.

В этом плане было бы важно уяснить, являются ли попытки официального Минска в лице весьма активизировавшегося в последние месяцы на европейском политическом поле министра иностранных дел РБ Макея угрозой для интеграционного проекта ТС-ЕЭП?

Формально, официальный Минск делает все правильно. Действительно, продолжающийся с декабря 2010 г. конфликт между РБ и ЕС (Западом) оказывает на ТС-ЕЭП крайне негативное влияние, делающее бесперспективными все надежды на установление плодотворных связей между Евросоюзом и новым интеграционным блоком. Между тем, стоит напомнить, что ТС-ЕЭП формировался в основном по лекалам европейской интеграции, в основе Таможенного союза лежат правила ВТО и т.д. Трудно себе представить диалог между ЕС и ТС - ЕЭП, если нет никаких связей между Брюсселем и одним из партнеров по ТС-ЕЭП – Беларусью. Так что, если рассматривать встречи В. Макея с еврокомиссаром Ш. Фюле (Тбилиси) в качестве прелюдии к процессу установления нового формата отношений между крупнейшими «интеграциями», то можно было бы только приветствовать активность Минска на западном направлении. Если бы не некоторые нюансы…

Первый нюанс связан с тем, что Евросоюз до настоящего времени намерен блокировать любые попытки и варианты диалога с Минском, пока А. Лукашенко без каких-либо условий не выпустит и не реабилитирует политических заключенных. Понятно, что А. Лукашенко не может выполнить данное условие ЕС, как по причине собственного политического чванства («ненаклоняемый»), так и по причине того, что ему не хочется терять столь выгодный потенциал для шантажа, как сидящие за решеткой политические заложники. Между прочим, Брюссель уловил этот момент, применив к А. Лукашенко технологии, которые используют на Западе в отношении террористов или уголовников, захватывающих заложников – с ними не ведут каких-либо переговоров, а предлагают немедленно сдаться и освободить людей без каких-либо условий. В противном случае данный метод шантажа будет применяться снова и снова. Стоит напомнить, что у А. Лукашенко практически неисчерпаемые возможности для пополнения числа политических заключенных, которыми можно торговаться десятилетия. Так что данное препятствие со стороны ЕС Минску обойти крайне трудно, если вообще возможно.

Второй нюанс связан с тем, что на встречах евродепутатов и европейских чиновников с одной стороны и белорусских дипломатов и политических посредников с другой, белорусская стороны старается представить свой интеграционный дрейф в сторону России в качестве вынужденной меры, спровоцированной самим Западом его политикой санкций и требований демократизации, а также имперским давлением со стороны Москвы. Понятно, что в этом случае не до политических заключенных, что очень легко отследить по массе публикаций неких белорусских «независимых» политологов, которые, описывая и предвкушая, как им кажется, уже почти состоявшийся диалог с Европой, умалчивают о главной проблеме во взаимоотношениях между Минском и Брюсселем – освобождением политических заложников. В СМИ, которые обильно удобрены различными по глубине и смыслу интервью, в которых эти несчастные заключенные просто тонут в пустой риторике проплаченных «экспертов», которые ловко уходят от г лавного вопроса: диалог между Беларусью и Евросоюзом должен иметь какую цель и за счет кого? Понятно, что, как бы не надували щеки «независимые» белорусские политологи, Евросоюзу не интересна Беларусь, как таковая, чтобы поступиться широко объявленными и растиражированными демократическими принципами и ценностями. Поэтому белорусское руководство может обойти проблему с политическими заключенными только по единственной незакрытой «тропе» -- антироссийской.

Попытки официального Минска, упорно уклоняющегося от элементарной демократической практики на внутреннем политическом поле и сохраняющего собственный белорусский ГУЛАГ, выйти сейчас на диалог с Западом представляет серьезную угрозу блоку ТС-ЕЭП, дискредитируя как интеграционный проект, так и его главное звено – Россию. Именно поэтому столь радушно был принят В. Макей в Тбилиси, где его ждала встреча с М. Саакашвили.

Есть и вторая угроза ТС-ЕЭП, связанная с европейским вектором внешней политики Минска.

Не является новостью то, что А. Лукашенко рвется к диалогу с Западом не на основе интеграционного проекта, в которой он участвует наравне с А. Путиным и Н. Назарбаевым, а с целью создания вокруг себя и своей республики образа жертвы стремящейся к «ресоветизации» Москвы, прикрывая этим свою главную задачу - поиск вариантов выживания собственного авторитарного режима.

Для сохранения у власти А. Лукашенко, Минску нужны ресурсы, кредиты и рынки, то есть то, что в комплексе может предоставить Беларуси только Россия. «Выбить» из Москвы эти интеграционные авансы должен, по каноном старой белорусской лимитрофной политики, сам Евросоюз. Попытки белорусского руководства раскрутить «маятниковый» шантаж Москвы является еще одной серьезной угрозой для ТС-ЕЭП.

Стоит отметить, что ЕС в тесном содружестве с Минском активно подрывает экономику ТС-ЕЭП. Одновременно с сохранением негативного отношения к участию Республики Беларусь в ТС-ЕЭП, европейский бизнес исключительно быстро сориентировался в отношении республики, ставшей доступным терминалом – входом на единый рынок Таможенного Союза. Уже с января 2011 года были возобновлены многочисленные контакты с всевозможными посредническими фирмами в Польше, Литве, Латвии и Эстонии, которые с одной стороны быстро перенаправили на территорию Беларуси, т.е. Таможенного Союза огромный поток товаров, а с другой стороны под прикрытием властей Латвии организовали прием на территории Евросоюза углеводородной контрабанды. Классической схемой такого сговора, в котором оказались замешаны правительства Латвии и Белоруссии, явилась пресловутая «растворительная» сделка, в результате которой российский бюджет лишился от 1,5 до 2 млрд. долларов. Растут как на дрожжах поставки на российский рынок товаров третьих стран, получивших в белорусских логистических центрах белорусские спецификации и этикетки. Естественно, столь масштабные поставки невозможны без тесного сотрудничества белорусских государственных органов, включая таможни и госструктуры соседних стран Евросоюза.

Можно говорить, что в западной части Таможенного союза за последние два года сформировался полноценный контрабандный транзитный хаб, соразмерный с масштабами с аналогичным хабом, действующим в Киргизии, что представляет огромную угрозу для функционирования ТС-ЕЭП.

Было бы контрпродуктивно сконцентрироваться только на противодействии ТС-ЕЭП со стороны Запада и деструктивной деятельности белорусского руководства на западном направлении ее внешней политики. Нет секрета в том, что имеются и внутренние политические угрозы интеграционному проекту. Эти угрозы присутствуют не только на уровне политических оппозиций в странах-партнерах по ТС-ЕЭП, но и в экспертных сообществах, политических классах, элитах, и даже на уровне правительств, к оторые, в очередной раз демонстрируя неспособность решить элементарные социально-экономические проблемы своих народов, активно натравливают население на интеграцию…

Продолжение следует

Андрей Суздальцев, Москва, 17.02.13, Politoboz.com



<Январь 2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Февраль 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728123
45678910
Политика