Наипервейшее дело кухонное - Это русский ночной разговор (Юлий Ким)
Отец и сын
По древней белорусской традиции в последний день лета страна отмечает день рождения своего бессменного президента и его младшего сына. Вот и в текущем году 30 августа В. Путин прислал поздравления белорусскому президенту, который, естественно, «имеет «высокий авторитет и доверие среди сограждан». В тот же день поздравительная телеграмма пришла от президента Украины В. Януковича.
Все эти приятные моменты в жизни белорусского президента не лишены своей интриги. Стоит напомнить, что пару лет назад белорусский президент сделал попытку сдвинуть свой день рождения на сутки, чтобы в народе считали, что Александр и Николай Лукашенко родились в один день… Однако не только в белорусском народе, но и далеко за пределами Беларуси данная новация вызвала подозрения в отношении вменяемости высшего руководства республики. По этой причине в 2012 году пресс-служба белорусского президента изобрела интересную формулу: по документам А. Лукашенко родился 30 августа, но отмечать свой день рождения он будет 31 августа вместе со своим сыном.
Кто-то скажет, что тема, затронутая выше, не столь существенна, чтобы на нее обращать внимание… Однако это не так. В Республике Беларусь у власти - авторитарный режим. Стоит отметить, что для лидеров авторитаризма и тоталитаризма характерны смены имен, путница в биографиях, изменения дат. Что-то преувеличивается или просто сочиняется, а что-то утаивается и старательно замалчивается. В итоге создается миф, легенда, которые обеспечивают легитимность существующей власти лучше, чем любые выборы.
В нашем случае, стоит напомнить, что публично А.Лукашенко периодически отвергает подозрения об укоренении в республике правящей президентской династии по примеру того же Азербайджана, чей президент только что посетил Минск, но вопрос о преемственности власти и сохранения контроля над республикой в руках семьи для него с каждым годом становится все актуальнее. Время сжимается. До очередного, уже пятого «переизбрания» А. Лукашенко на пост президента остается всего 1200 дней. Следом, конечно, будет маячить и шестой, седьмой президентский срок, но стоит отметить, что усталость от несменяемой и нежелающей внутренне изменяться власти в обществе нарастает, что является объективным процессом, который в итоге на платформе жажды перемен все равно рано или поздно объединит как сторонников авторитаризма, так и его противников (эффект перестройки конца 1980-х годов, когда даже кондовые коммунисты заговорили, что «надо что-то делать»). Понятно, что удерживать власть в республике с каждым годом все сложнее…
Поэтому легенды о правящей династии нужны, как и намеки о преемственности: «первый и второй президенты родились в один день» и т.д. Безусловно, в этом плане А. Лукашенко еще очень далеко от времен Сталина и сегодняшней КНДР.
Вот, к примеру, на днях весь народ Северной Кореи и прогрессивное человечество отметило начало руководства корейской революцией Ким Чен Иром. По этому поводу в Пхеньяне прошла целая серия мероприятий, одним из которых стало открытие в Министерстве Народных Вооруженных Сил скульптурной композиции, где изображены два генералиссимуса: Вечный президент (то есть даже после смерти остающийся у власти), Великий Вождь, Солнце нации, Железный всепобеждающий полководец Ким Ир Сен и Любимый Руководитель, который полностью олицетворяет прекрасный облик, которым должен обладать лидер, Отец народа, Великий человек, сошедший с небес, Неуязвимый всепобеждающий полководец, Великий защитник и, конечно, Великий человек, склонный к практическим делам Ким Чен Ир.
Как отметил ресурс http://juche-songun.ru/: «Статуи представляют собой самое лучшее чувство чистой морали и самое святое чувство корейской армии и народа, полных решимости – навеки высоко почитать великое Солнце сонгун вместе с историей кимирсенской нации и кимченирской Кореи, и святое чувство уважения в адрес великих святых людей революции». Безусловно, это прекрасно, когда в одной скульптурной композиции оказываются отец и сын, олицетворяющих президентскую династию. В этом смысле переход власти к внуку первого президента республики выглядит столь же естественным, как и новые титулы, которыми успел наградить Ким Чен Ына благодарный корейский народ - Великий наследник, Полководец (уже!), Новая звезда и, конечно, Блистательный товарищ.
Белорусский президент имеет титул «Батька», что в белорусском варианте означает не что иное, как «Отец нации», а также бессменный глава государства, т.е. фактический монарх. Ведь отца не выбирают, отцов не меняют и никакой нормальный человек не будет желать отцу чего-то плохого.
Понятно, что белорусские принцы крови еще не доросли до титулов, но события августа 2012 года в высшем белорусской руководстве говорят о том, что белорусские власти все в большей степени приобретают характер тандема «Александр и Виктор». Дело в том, что фактическое смещение Владимира Макея, появление во главе Администрации президента РБ Андрея Кобякова – фигуры временной и призванной протянуть паузу для боле масштабных кадровых изменений, подтверждают, что баланс власти в республике нарушился.
Только сейчас, после появления В. Макея во главе белорусского МИДа, где он тоже, судя по всему, долго не усидит, старший сын белорусского президента реально вошел во власть и получил свою долю политических полномочий первого уровня. Поэтому, представляется, что в ближайшие 6 – 12 месяцев возможности старшего «принца крови» будут только расширяться. Этот факт является главным итогом лета 2012 года, знаменующими с одной стороны рост политической изоляции А. Лукашенко в собственной номенклатуре и завершение процесса передачи власти семейному клану, где роль первого белорусского президента и одновременно отца семейства все больше приобретает сакральный и даже мистический характер.
Великий человек, склонный к практическим делам
Привлечение к власти тех, кто не предаст в любом случае (сыновей) косвенно свидетельствует о том, что масштаб проблем, стоящих перед белорусскими властями, не уменьшается, а только растет. Более того, проблемы накладываются друг на друга и создают вполне реальные угрозы. Белорусское руководство находится в замкнутом кругу проблем, где все взаимосвязано и где попытка решить одну из проблем тут же негативно сказываются на соседних, мгновенно нивелируя все попытки оздоровить ситуацию.
С учетом того, что белорусские власти с одной стороны выстраивают приоритеты исходя исключительно из задач удерживания власти в руках правящего Дома, а не из целей модернизации экономики страны и политических реформ, а с другой стороны, с присущим авторитарным режимам приверженности к простым решениям (вот АЭС начнем строить, спутник запустим, еще одну молочно-товарную ферму введем в строй и наступит полное счастье и «золотой век» Александра Лукашенко), не позволяют принимать комплексные поворотные решения.
К примеру, задача удержания власти требует от руководства страны отнестись к очередным парламентским выборам в республике ( важнейшее событие наступающей осени), как к инструменту обеспечения частичной легитимности режима А. Лукашенко. Для этого нужно, чтобы благодарный за рост благосостояния электорат в конце сентября заполнил избирательные участки, а присутствие на выборах белорусской оппозиции отмело все претензии в декоративности выборов в условиях классического авторитаризма.
Если с оппозицией вопрос решен и ее часть участвует в выборах, а сторонники бойкота подвергаются шельмованию как со стороны оппозиционных соглашателей, так и властей, то с ростом благосостояния ситуация сложнее. Безудержная эмиссия буквально денежным водопадом уже сейчас топит остатки белорусской экономики. Власти опять разогнали гонку за 500 долларами, которые превратились в неуловимого зайца, за которым по лесу носится целая свора голодных гончих – белорусских рублей. Между тем перед страной вновь замаячил признак девальвации, если не дефолта, в котором белорусские власти, как всегда, будут не виноваты…
Проблема для властей состоит в том, что надвигающийся очередной валютный кризис может совпасть с парламентскими выборами. Такая угроза, учитывая нарастание эмиссии, является вполне реальной. Вероятен политический резонанс, который может разнести все основы режима А. Лукашенко. Провести выборы и не влететь в новый экономический кризис по образцу 2011 года – важнейшая задача белорусских властей на осень 2012 года.
Однако А. Лукашенко не играл бы в столь опасную политико-экономическую игру, если бы у него не было уверенности в том, что в критический момент его не поддержит Россия.
Четвертый транш
Третий транш Антикризисного фонда ЕврАзЭс 31 мая буквально вырвали из рук В. Путина. Сейчас перед А. Лукашенко стоит тяжелая задача получить согласие Москвы на получение уже четвертого транша без каких-либо условий. Понятно, что ни о какой приватизации речи не идет. Белорусским властям просто нужны деньги и срочно. Все силы официального Минска, включая московский опыт А. Кобякова, будут брошены на формирование аргументного ряда для решения финансовых проблем республики в Москве.
Но в реальности, ситуация безнадежна и, как уже упоминалось выше, похожа на замкнутый круг: без резкого роста средней заработной платы трудно рассчитывать на отклик электората на парламентских выборах. Зарплату можно поднять исключительно временно, денежной эмиссией. Удержать экономику от кризиса, который как тень идет за эмиссией, можно только финансовой поддержкой со стороны России. В итоге, Беларусь живет от транша до транша, проедая кредиты и рассчитывая только на чудо.
С каждым витком этого замкнутого круга нарастают объемы финансовых потребностей белорусской экономики и масштабы кредитования, страна погружается, как в трясину, несомненное банкротство.
Вырваться из этого замкнутого круга современные белорусские власти не в силах.
Задание на лето
В конце мая текущего года в статье «Задание на лето 2012» (27.05.12) отмечалось, что «на летний период перед А. Лукашенко стоит несколько задач, которые он вполне может решить:
- При мажорном завершении визита от 31 мая (индикатор успеха Минска – политическое решение о выделении третьего транша кредита АИ ЕврАзЭс) А. Лукашенко сможет сдержать конфликт с В. Путиным до сентября, что необходимо для проведения выборов в парламент. Но для этого А. Лукашенко придется очень постараться.
- При негативном итоге российско-белорусского саммита А. Лукашенко попытается дать старт диалогу с Западом. Судя по всему, Запад пойдет на диалог, т.е. первый вопрос будет решен положительно, не возвращаясь к требованию о реабилитации политических заключенных, которых, скорее всего к 3 июля выпустят. Но не ранее. Настроения в Брюсселе все-таки остаются неблагоприятными для официального Минска. И здесь А. Лукашенко придется много потрудиться.
- необходимо, чтобы потенциальный диалог возымел действие на Москву. Вот это самое сложное, и здесь шансов, скажем откровенно, у А. Лукашенко не много. Стоит учитывать, что полномасштабный и публичный диалог с Европой подразумевает кризис с Россией. Или почти кризис…
- В случае разворачивания кризиса, перед Минском будет стоять задача использовать новый раунд белорусско-европейского диалога против Кремля, не переходя «красную линию» публичной полемики, что исключительно сложно, учитывая темперамент А. Лукашенко и отмобилизованность белорусского агитпропа, годами упражнявшегося в антироссийских кампаниях.
Сложившееся сейчас в российско-белорусских отношениях положение дел таково, что ресурс информационных войн и у Минска (в меньшей степени) и у Москвы (окончательно) исчерпан. Действительно, если Москва объявит об очередном белорусско-российском кризисе, то под угрозой окажется ТС-ЕЭП и все перспективы данного интеграционного проекта. Кроме того, будет нанесен тяжелый удар по авторитету В. Путина, который продемонстрирует на примере А. Лукашенко свою внешнеполитическую немощь. На это и рассчитывает Запад, идя на диалог с Минском. На это же рассчитывает и А. Лукашенко, полагая, что ему в очередной раз вполне безнаказанно удастся раскрутить внешнеполитический «маятник». По мнению официального Минска, Москва в очередной раз откупится… А если нет?
Но для столь сложной многоходовки, чреватой различного рода сбоями и микрокризисами, нужна дьявольская ловкость, железная сила воли и фантастическое везение. Думается, что А. Лукашенко все-таки не решится на кризис, и лето 2012 уйдет на политическое фехтование тупыми спортивными рапирами. Если не выскочит дополнительный внешний или внутренний фактор… Например, экономика».
Как видим, наш прогноз (статья вышла ДО российско-белорусского саммита 31 мая) оправдался.
Во-первых, стоит напомнить, что в мае 2012 года взаимоотношения между Москвой и Минском стали заметно накаляться и белорусские независимые аналитики говорили о новом белорусско-российском кризисе, как вполне реальном. Тем более, А. Лукашенко, в своей обычной манере щипал Кремль исподтишка, потихоньку провоцировал Москву. Как мы и утверждали, Россия не позволила разыграться новой сваре в Союзном государстве, так как кризис с Москвой был бы очень на руку А. Лукашенко, торгующемуся в это время с ЕС по вопросу освобождения политзаключенных.
Во-вторых, мы утверждали, что в случае «мажорного» завершения визита президента России в Минск (получение третьего транша кредита), А. Лукашенко сможет сдержать конфликт с Москвой до сентября. Но в то время уже просматривались риски. Прежде всего, в сфере экспорта нефтепродуктов, которые уходили на европейские рынки под маркой растворителей и разбавителей. В июле Минск посетил Д. Медведев, российское руководство дало старт масштабному расследованию… Стоит отметить, что афера с растворителями оказала на российское руководство крайне негативное впечатление. Дело в том, что в декабре 2010 г. А. Лукашенко обещал работать с Москвой честно… Да и потом не раз клялся.
Но конфликт не разыгрался. Москва явно выжидает.
Что на осень?
На осень проблема одна – деньги. А. Лукашенко должен придумать нечто сверхоригинальное – псевдомятеж после парламентских выборов, покушение на себя, еще один кризис с Евросоюзом по формату белорусско-шведского, спровоцировать новые санкции против официального Минска, но вырвать у России четвертый транш кредита АФ ЕврАзЭс. Понятно, что пойти на выполнение утвержденных ранее условий выделения кредита белорусский президент не может. Ему придется импровизировать на ходу. В противном случае доллар вырастет до 10 – 12 тыс. белорусских рублей, снова выстроятся очереди у обменников, авторитет власти после очередного 500 долларового надувательства приобретет призрачный характер.
Беда в том, что и обещать Москве уже нечего. Лимит обещаний исчерпан. А. Лукашенко должен прямо превзойти себя… А Москва с интересом ждет.
Так что осень будет интересной. Скучать не придется.
Андрей Суздальцев, Москва, 2 сентября 2012 года, Politoboz.com