Последнее обновление: 24.04.2024 15:50

Что делать? Часть 2. Москва

Сильный ищет вину в себе - слабый в обстоятельствах (Продвинутый народ)

Беларусь – не Украина, где есть свои нефть и газ, не говоря уже о мощной промышленности и высокоразвитом сельском хозяйстве. Украина теоретически может выжить без российской поддержки, которую она, тем не менее, выбивает из Москвы, ведя бесконечные переговоры о судьбе украинской ГТС.

С Беларусью сложнее. Как бы кто-то из белорусского истэблишмента не раздувал щеки, без российского рынка и российских энергетических субсидий Беларусь существовать не может. Кризис 2011 года продемонстрировал белорусскому политическому классу, что замены России нет. Слишком масштабна и глубока экономическая, а за ней и политическая зависимость республики от Москвы. Мандат на власть в Беларуси находится в Кремле.

На внутреннем белорусском политическом поле зависимость от России определяется по хорошо известной политической формуле: «Власть в Беларуси принадлежит тому, кто решает проблемы республики в Москве», т.е. тот, кто обеспечивает Беларуси экономическую и политическую поддержку России, тот и имеет право на все. Пример А. Лукашенко в данном случае является хрестоматийным. Как только у белорусского президента ухудшаются отношения с Кремлем, тут же автоматически ставится под вопрос легитимность его власти.

К примеру, в марте-апреле 2011 года, в разгар экономического кризиса, в высшем слое белорусской номенклатуры, не таясь, говорили о том, что А. Лукашенко «выдохся». Действительно, в те тревожные месяцы положение А. Лукашенко стало весьма сложным, неустойчивым. Белорусский президент в 2011 году явно не мог обеспечить республику валютой – падал курс белорусского рубля, росла инфляция, снижался жизненный уровень населения, что с нарастающей силой раздражало, как политический класс, так и население. Только теракт от 11 апреля привел к определенной консолидации испуганного общества вокруг руководства страны.

Однако уже в ноябре того же года, после получения второго транша кредита Антикризисного фонда, а также дополнительных энергетических дотаций и субсидий, ситуация мгновенно поменялась, и никто из истэблишмента уже не ставил под сомнение право А. Лукашенко на власть.

Формула власти в Беларуси, на первый взгляд, блокирует смену режима (белорусский вопрос) и делает совершенно невозможными глубокие экономические и политические преобразования в этой стране (белорусская проблема). Именно в таком формате и воспринимает роль России на белорусском политическом поде большая часть белорусской оппозиции. Однако не все так однозначно.

Белорусский вопрос

За последние 5 – 6 лет автору этих строк не раз приходилось принимать в своем московском кабинете известных в Республике Беларусь политических и общественных деятелей, которые видели необходимость решать исключительно белорусский вопрос, т.е. попытаться руками России отстранить А. Лукашенко от власти.

По идее, убрать белорусского президента совсем не сложно, так как с годами власть его власть объективно слабеет. Срок за сроком размывается его легитимность, в обществе неуклонно накапливается усталость. Беда же в том, что оппозиционная компонента, являясь неотъемлемой частью авторитарной структуры , как зеркальное отражение, запечатлевает в себе те же самые изменения, что и власть, то есть ,слабеет вместе с ней, тем самым подготавливая почву не для демократических преобразований, а для нового авторитарного строя. Таковы объективные законы политологии.

Подобный феномен мы наблюдали на примере «революции тюльпанов» в Киргизии. Режим Бакиева, пришедший к власти после свержения Акаева, оказался мало того, что таким же авторитарным, как и ему предшествующий, но к тому же и менее легитимным. Далее новая революция… Сразу необходимо отметить, что если кто-то считает, мол , в политическом плане Беларусь нельзя сравнивать с Киргизией, то он ошибается. Вполне… Просто Беларусь еще не вступила в эпоху бесконечной смены власти.

Возвращаясь к предложениям решения белорусского вопроса, стоит отметить, что оппоненты режима, по меньшей мере те, с кем приходилось общаться, как правило, не хотели учитывать то обстоятельство, что режим А. Лукашенко отвечает интересам значительной части белорусского политического класса, номенклатуры, бизнеса, включая олигархов, силовиков и т.д.

Безусловно, политика А. Лукашенко давно не удовлетворяет интересы основной части белорусского народа, который страдает от инфляции, сокращения социальных льгот или их обесценивания («бесплатная» медицина и т.д.), падения курса национальной валюты, низкой оплаты труда, структурной безработицы, и это стимулирует выезд за пределы республики ее граждан в поисках высокооплачиваемых рабочих мест. Так что, в принципе, правящий в Беларуси режим А. Лукашенко стал давно олигархическим и по сути антинародным. Силовые ведомства охраняют исключительно привилегии класса имущих, крепко сращенных с властью.

Тут возникает мнимое противоречие – автор этих строк ведь сам писал, что власть в республике принадлежит тому, кто «кормит» Беларусь при помощи России. Если не «кормит», то и властью не обладает… Верно, и А. Лукашенко «кормит», но уже только избранную часть Беларуси – олигархов, банкиров, придворный бизнес, силовиков, сельскую аристократию. Остальные могут выживать, как уж получится, так как они уже не нужны. Власть А. Лукашенко от них давно не зависит.

Но сам А. Лукашенко стал еще больше зависим, и не только от России, но и от своих олигархов, большая часть которых являются его «кошельками». Отсюда и истерика белорусского президента по поводу попыток Евросоюза ввести визовые санкции против его «доверенных лиц». Можно только представить реакцию А. Лукашенко, если Евросоюз все-таки введет точечные экономические санкции против предприятий того же Чижа, промышляющего вывозом нефти в Польшу. Между тем, после казни Ковалева и Коновалова вероятность таких действий со стороны Европы увеличивается многократно…

Возвращаясь к основной теме, стоит отметить, что, к сожалению, большая часть белорусской оппозиции состоит из людей, привычно манипулирующих понятиями «народ», «массы», «рабочий класс», «интеллигенция» в марксистском формате и продолжающих верить, что режим А. Лукашенко витает в воздухе изолированно от белорусского политического класса и общества. Из такой картины мира естественно рождаются на свет различные конспирологические толкования. К примеру, «режим А. Лукашенко внедрен в Беларусь российскими спецслужбами». Исходя из собственного понимания феномена А. Лукашенко и его власти, оппоненты режима продолжают развивать идеи решения белорусского вопроса со стороны Москвы, как правило, в двух версиях:

Первая версия: нет необходимости что-то менять в белорусско-российских отношениях. Понятно, что А. Лукашенко, взяв на себя обязательства перед Москвой, не справился, и, потратив массу денег и ресурсов на себя и своих олигархов, загнал республику в нищету, вдобавок, с частотой лимитрофных колебаний пытается Россию стравить с Западом. Поэтому необходимо его просто поменять на более лояльного и договороспособного лидера, готового по накатанной схеме получать дотации и преференции от Москвы.

Здесь речь идет о номенклатурном варианте смены режима, в котором России отводится первостепенная роль, позволяющая уклониться от обвинений во вмешательстве во внутренние дела суверенного государства. Предполагаемый сценарий этой политической метаморфозы драматургически незатейлив, технологически прост и политически наивен: если бы Москва перестала принимать А. Лукашенко, а все дела упорно и демонстративно решала, к примеру, с тем же Мясниковичем или вообще с каким-нибудь Ладутько, то рано или поздно эта тихая тактика привела бы к смене власти.

Между прочим, нечто подобное уже было – А. Лукашенко безвылазно сидел в Минске, а С.Сидорский не вылезал из Москвы... И все-таки данная версия не лишена интереса, так как она учитывает важнейший фактор выживания республики – ее участие в интеграции. Авторами сценария, как правило, выступают бывшие или действующие белорусские номенклатурщики.

Вторая версия: Россия должна взять на себя решение белорусского вопроса путем схватки с А.Лукашенко. В реальности это означает, что Москва должна встать на сторону оппозиции и подвергнуть режим первого белорусского президента, в первую очередь, жесткой политической критике, а затем перейти к экономическим санкциям для его свержения. Здесь авторами выступает, как правило, белорусская оппозиция.

Естественно, в этом варианте политическое поле республики должна монополизировать оппозиция, которая и решит вопрос о новом президенте страны на основе выборов. Москве отводится роль «уборщицы», т.е. Россия, на глазах всего мира провела бы вариант «ливийской операции», получив за нее соответствующую реакцию того же Запада на вмешательство во внутренние дела независимого государства, а к власти в Беларуси пришли бы люди, известные своей зоологической ненавистью к Москве.

Любопытно то, что жесткие информационные атаки Москвы в адрес белорусского президента в критические периоды белорусско-российских отношений вполне соответствовали запросу политических противников Лукашенко по вышеописанному плану, по меньшей мере, первой его части, однако, на практике, вдохновляли белорусскую структурную оппозицию исключительно на контрпропаганду, однозначно трактующую политическую инициативу России , как ее «захватническую » миссию. А. Лукашенко, ловко подхватывая тезис о ценности суверенитета, уклонялся от схватки, поливая с безопасного расстояния «российский империализм». В итоге, все затухало…

Осенью 2010 г. Москва, развернув беспрецедентную информационную кампанию вкупе с политической блокадой персонально А. Лукашенко, столкнулась с монолитной защитой режима со стороны Запада (Литва, Латвия, Германия, Польша) и белорусской оппозиции, бросившейся обеспечивать президенту легитимность на очередных выборах. Можно сказать, что Россия в 2010 году пошла в атаку на режим А. Лукашенко без «тылов». Оппозиция же, перед этим годами окучивавшая ростки своих шансов на политическом поле столкновения, ретировалась вдруг спешно в ближайшие кусты, откуда нескромно науськивала Запад на Россию. Казалось бы парадокс, однако, все по законам жанра: в лимитрофной стране лимитрофна не только власть…

Ко второй части (экономическому давлению) Москве перейти еще сложнее, так как если Западу невозможно отказаться от поставок на европейский рынок самых дешевых нефтепродуктов, то и России подвергнуть Беларусь экономической блокаде означает серьезные потери, прежде всего, в транзите.

Между тем, Россия буквально рвется из транзитной зависимости. Вступил в строй NordStream. В этом году будет введен в эксплуатацию БТС-2. Видимо, все-таки начнется строительство газопровода Южный Поток. Появление газовой трубы на дне Балтики заставило А. Лукашенко продать белорусский газовый транзит Газпрому. Влияние белорусских властей на российский энергетический транзит ослабевает, но оно пока еще есть.

Блокировать экономику республики несложно. Достаточно на неделю перекрыть транзит, закрыть российский рынок для белорусских товаров, остановить поставку энергоносителей, и эсхатологические ожидания в отношении режима станут явью. Это мощное оружие находится в арсенале Кремля, но оно, к сожалению, не может выбрать в качестве мишени исключительно А.Лукашенко, и потенциально в радиусе его поражения находится все белорусское государство и его народ. Впрочем, первостепенная задача российских властей думать и заботиться о собственном народе и электорате, тем более что белорусский режим не существует автономно от общества, а органически вплетен в ткань общей жизни.

Более того, вышеперечисленные меры будут практически автоматически применены в отношении Минска в случае выхода Республики Беларусь из Единого экономического пространства или Союзного Государства, что естественно и понятно, так как основную часть дотаций и преференций страна получает в силу своего участия в интеграции.

Остается еще один вопрос: «Хорошо, применили, а что потом? И кто от смены режима выиграет, а кто проиграет?».

Совершенно естественно, что Россия, помогая республике, дотируя и субсидируя ее экономику, решает комплекс своих собственных задач в экономической, политической, энерготранзитной, военно-стратегической, интеграционной и иных областях. Россия не заинтересована в экономическом коллапсе Беларуси. Окончательный развал белорусской экономики потребует от России экстренных мер по сохранению белорусской государственности, поддержке экономических беженцев и т.д. Но менять данную систему необходимо, так как еще с середины 1990-х годов обнаружилась диспропорция между объемами поддержки со стороны Москвы и выполнением обязательств, взятых на себя Минском. Вот здесь «закопана» огромная проблема! Ведь одно дело помогать народу, помогать белорусской экономике, содействовать сохранению белорусской государственности, а другое дело помогать наращивать капиталы белорусского олигархата и самой формирующейся династии, чье истинное отношение к России мы не раз наблюдали…

Тем не менее, за эффективное использование российских дотаций и преференций несет ответственность правящий в республике политический режим. При всем желании, Москва не может его обойти или как-то подменить. Поэтому заявления белорусской оппозиции в стиле «Не кормите Лукашенко!» являются политически наивными и означают одно: «Не давайте этому, отдайте лучше нам». Закономерен вопрос: «А чем Вы лучше и почему Вам?»...

Звучит и другое предложение: «Никому не давайте!». В принципе, очень соблазнительный вариант, будь Беларусь способна удержаться хотя бы на уровне Молдавии. Но в Молдавии растет виноград, и зима короткая …и, как уже указывалось выше, России не нужны белорусские экономические руины. Люди то все равно прибегут в Россию, тем более что немало их уже прибежало.

По этой весомой причине Россия помогала белорусской экономике и при С. Шушкевиче, при В. Кебиче, т.е. еще до А. Лукашенко. Видимо, придется оказывать поддержку и после А. Лукашенко. Очевиден при этом факт, что «толерантный» белорусский народ и его политический класс особой благодарности к России за эту поддержку не испытывают, полагая ее священной обязанностью и долгом Москвы. Этот стереотип мышления снискал белорусам в российском обществе славу нахлебников, а их властям – попрошаек … Такой вот грустный итог многолетней интеграции двух не чужих друг другу народов.

На самом деле, все еще более запущено.

Дело в том, что Россия никогда не предоставляла дотаций и преференций Республике Беларусь в «чистом виде». Минск, выпрашивая очередные уступки со стороны Москвы, почти всегда предоставлял гарантии тех или иных структурных изменений в белорусской экономике, приватизации, открытии белорусского рынка, постепенном переходе на импорт энергоносителей по рыночным ценам, и т.д. Вершина обещаний А. Лукашенко - «ускорение (вариант: углубление) интеграционных процессов между нашими странами».

В качестве примера стоит обратить внимание на условия предоставления РБ кредита в 3,5 млрд. долларов от Антикризисного фонда ЕврАзЭс. Цель была вполне прозрачна – белорусская экономическая модель не может быть интегрирована в какой-либо экономический проект и прежде должна быть реформирована. Вышеназванная модель настроена только на иждивенческий формат взаимоотношений с внешним миром. Деньги давались под реформы. Где деньги и где реформы?

К сожалению, добиться выполнения обещаний с белорусской стороны удается только в условиях очередного российско-белорусского кризиса.

Но и в этом случае, по традиции, через определенное время белорусское руководство спокойно отказывается от своих обязательств, ссылаясь на очередное обострение отношений с Западом, появившиеся задачи «противостоять», «удержать» и «сохранить мир на западных рубежах Союзного государства».

В качестве промежуточного варианта белорусские власти могут прибегнуть к иным уловкам, предоставляя ложные статистические данные или принимая требуемые в рамках кредитных соглашений постановления правительства, которые носят исключительно декоративный характер. В рамках предоставления второго, а ныне уже третьего транша кредита АКФ ЕврАзЭс , российская сторона постоянно сталкивается с такого рода практикой со стороны официального Минска.

И все повторяется… Только Москву эта белорусская традиция совершенно не устраивает. Но по другому А. Лукашенко не может. А оппозиция может?

В принципе, в основе политической борьбы в Республике Беларусь как раз и находится проблема перехвата российских ресурсов, поступающих в республику. Других ведь нет. Без ресурсов нет власти.

Иными словами, если белорусская оппозиция не перехватит российские ресурсы, она никогда не придет к власти. При этом нынешние оппоненты А. Лукашенко обнаруживают просто поразительную неспособность к диалогу с Москвой. Следовательно, проблема все - таки в самой оппозиции. Наверное, стоит цель того, чтобы выйти из рамок своих иррациональных манифестаций, переформатировать свои задачи с точки зрения объективных законов? Ей наверное это важнее, чем той же Москве или Брюсселю, для которых, между прочим, белорусские проблемы остаются на сороковом месте в списке приоритетов.

В ином варианте оппонентам А. Лукашенко остается по примеру грузинской элиты сидеть и мечтать, что в России начнется гражданская война, что страна эта развалится, что в ней газ и нефть закончатся и т.д. и т.п. Так можно сидеть столетиями, отмечая приход к власти очередного Лукашенко по примеру семьи Кимов из Северной Кореи.

Но с другой стороны, может быть ничего менять не надо? Можно и дальше сидеть у телевизора или монитора, ругать Москву за то, что она не делает для белорусов «хорошо», не свергает Лукашенко, чтобы потом ее «благодарные» белорусы объявили «оккупантом» и Ордой…

И все-таки, не будем ориентироваться на этих слабых людей, привыкших собственную пассивность объяснять внешними условиями. Но тогда, что же делать?

Продолжение следует

Андрей Суздальцев, Москва, 18 марта 2012 года, Politoboz.com



<Февраль 2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728291234
567891011
Март 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2728291234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Политика