Последнее обновление: 25.11.2024 18:00

Инновационный «совок»: Саша дал - Саша и заберет

Правительству Беларуси поручено разработать единый документ, регулирующий механизмы функционирования инновационных фондов, в результате чего будет возвращен обязательный для всех субъектов хозяйствования «инновационный налог», министерства и концерны превратятся в ростовщиков, будут легализированы схемы перекрестного субсидирования, а государство сможет декларировать резкое снижение господдержки и активнее поглощать частный бизнес. Таковы навскидку возможные последствия прошедшего вчера у А.Лукашенко совещания на тему «Шо рабиць с инновационными фондами?».

Главным же итогом дискуссии на высшем уровне можно назвать, пожалуй, первое с момента объявления новых ценовых условий на российские энергоносители публичное заявление Лукашенко о том, что за дешевые нефть и газ теперь ему вся страна обязана по гроб жизни.

«Мы на Всебелорусском народном собрании определились, и я помню выступление Михаила Мясниковича о том, что не будет жизни у страны, если в основу развития не будут положены инновации. Курс определен. Без денег не будет никаких инноваций… Надо ликвидировать все нормативно-правовые акты по этому вопросу и создать один – однозначный и капитальный. Это должен быть единый документ, который определит порядок и поле деятельности по этому направлению для государства», - резюмировал вчера Лукашенко, выслушав и де-факто одобрив предложения участников совещания по изменению принципов функционирования инновационных фондов (ИФ).

Министр финансов А.Харковец в своем складном и демократичном выступлении отметил следующие моменты в истории «инновационного развития»: 1) перевод ИФ из ведомственных в разряд бюджетных фондов в 2005 году позволил в определенной степени использовать средства фондов по назначению, а не как «финансовый инструмент перераспределения доходов одних, более эффективных предприятий отрасли в пользу имеющих худшие результаты своей деятельности»; 2) исключение негосударственных предприятий из числа плательщиков отчислений в ИФ, включая строительные и торговые организации, а также частичный переход на отчисления в ИФ за счет прибыли, а не себестоимости обеспечило наряду с другими мерами по упрощению налогового законодательства существенное улучшение рейтинга налоговой системы Беларуси в оценке Всемирного банка по ведению бизнеса; 3) негосударственным предприятиям предоставлено право осуществлять отчисления в ИФ за счет прибыли, что «позволяет частнику стать партнером министерства в действительно интересном для него проекте».

Он же, Харковец, "по итогу" предложил (1) «полностью заменить отчисления от себестоимости на уплату взносов в инновационные фонды из прибыли предприятий, что должно повысить конкурентоспособность белорусской продукции в рамках ЕЭП», и (2) вывести инновационные фонды из числа бюджетных и начать их формирование по отраслевому принципу органами госуправления, что, по сути, является аналогом функционирования централизованных фондов холдингов.

Министр финансов также предложил исключить из числа плательщиков «инновационного налога» предприятия с долей государства менее 50%, а также изменить механизм выделения средств из ИФ частным предприятиям. Свое последнее предложение Харковец пояснил тем, что частный бизнес не видит смысла пользоваться предоставленным ему правом на отчисления в ИФ, поскольку действующий механизм предоставления средств из ИФ предполагает автоматическое увеличение доли государства в предприятии на сумму оказанной поддержки. По мнению министра, если сумма выделяемых из ИФ средств не превышает сумму отчислений этого предприятия, то можно обойтись и без увеличения госдоли (какая справедливость!!!).

Однако (полу)рыночные посылы Харковца были смяты главой Госконтроля А.Якобсоном и губернатором Минской области Б.Батурой, однозначно призвавших к тому, чтобы все субъекты хозяйствования, независимо от формы собственности, осуществляли отчисления в ИФ.

Выслушав выступающих, Лукашенко озвучил свой вердикт.

«Формируют фонды все, доступ к их средствам имеют также все: и государственные, и частные предприятия. Распоряжается отраслевой министр. Над министерскими, над ведомственными, общегосударственными суперпрограммами – правительство, которое будет оказывать помощь отраслевому министерству за счет перераспределения», - поручил белорусский правитель.

Таким образом, инновационные фонды будут выведены из бюджета, а министерства будут вновь выступать в роли кредитных учреждений (для чего создавался Банк развития?). При этом новую жизнь обретут схемы перекрестного субсидирования («перераспределения»). (И хотя замглавы администрации А.Тур, отметив, что средства ИФ выделяются по 19 направлениям, предложил сократить этот список на исключительно «прорывных», новоиспеченным ростовщикам (министрам) ничто не помешает на определенном этапе подключить к прорывному проекту нуждающееся в субсидировании предприятие). Кроме того, белорусские власти смогут декларировать якобы резкое сокращение господдержки, предусмотренное подписанными в рамках ЕЭП соглашениями.

Решил Лукашенко и судьбу частного бизнеса, напомнив при этом всей стране, кому она должна и кто ее кормит:

«Вы опасаетесь, что мы перегрузим предприятия... Мы им оказали колоссальную поддержку по углеводородам, переработке. Они платят за газ меньше, чем в Германии, наполовину. Поэтому не надо страдать за них, что они бедные и нищие. Пешком никто не ходит, особенно частники. Все должны быть в равных условиях, все должны платить»…



<Февраль 2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728291234
567891011
Март 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2728291234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Экономика