Белорусские власти не обращались в МВФ с просьбой о выделении нового кредита, сообщил сегодня представитель МВФ Крис Джарвис по завершению работы обзорной миссии фонда в Беларуси. Заявив о готовности МВФ к дальнейшему сотрудничеству с Беларусью, Джарвис тем не менее дал понять, что ради новой кредитной программы фонда властям придется очень сильно потрудиться.
Пора спуститься на землю
Белорусские власти намедни опубликовали проект прогноза социально-экономического развития страны на 11-15 годы, а премьер Сидорский призвал общественность к активному обсуждению этого документа. МВФ откликнулся на просьбу и назвал планы белорусских властей чересчур амбициозными.
"Я думаю, что этот план был слишком амбициозным, чем это необходимо для белорусской экономики… В этом отношении у нас есть сомнения по поводу пятилетнего плана, так как в нем поставлены цели достижения очень высоких темпов роста экономики. Эти цели могут быть несовместимы с целью значительного снижения дефицита текущего счета", - отметил Джарвис (здесь и далее - цитаты Interfax.by).
А снижение дефицита платежного баланса (отрицательное сальдо внешней торговли), по его словам, - "первоочередная задача властей».
"Важно, чтобы базовая экономическая политика была достаточно прочной, чтобы не полагаться бесконечно на внешние заимствования (ред. – в том числе и евробонды) для финансирования дефицита текущего счета", - подчеркнул Джарвис.
"Я совершенно уверен, что Беларусь это платежеспособная страна», - сказал представитель МВФ. – «Уровень ее внешнего долга по-прежнему относительно низкий».
Но все же в данном случае речь идет не столько о низком или высоком уровне долга, сколько о возможности его чем-то погашать. И поскольку госсобственности в Беларуси пока как грязи, то можно вести речь о новом кредитовании, если бы белорусские власти не утратили доверие.
Поматросили и бросили
Джарвис раскритиковал белорусские власти за отказ от выполнения своих обязательств, взятых в рамках программы МВФ stand-by, признав, что по ее завершению в марте текущего года «макроэкономическая политика смягчилась в более значительной степени, чем нам этого хотелось бы».
Представитель МВФ в очередной раз перечислил проблемные сферы: резкий рост госкредитования, ничем необоснованное повышение зарплат в бюджетном секторе, неоправданная валютная политика по сдерживанию курса белорусского рубля, провал приватизации.
Джарвис высказал надежду, что с учетом создания в Беларуси Национального агентства инвестиций и приватизации будет достигнут больший прогресс в области приватизации. Будет создано и обещанное два года назад специализированное финансовое агентство, через которое будет осуществляться прозрачное бюджетной кредитование экономики.
"Нам бы хотелось, чтобы СФА опиралось на четко определенные источники финансирования и имело прозрачный механизм предоставления ресурсов и обеспечения погашения кредитов", - сказал представитель МВФ.
Джарвис считает возможным повысить гибкость обменного курса белорусского рубля, что следует понимать как необходимость более ускоренной девальвации нацвалюты хотя бы до верхнего предела установленного прогнозного коридора +/- 10%.
"Когда я говорю о большей гибкости обменного курса, я имею в виду, что это позволит обменному курсу активнее двигаться в рамках существующего коридора", - сказал Джарвис, посоветовав властям как минимум не сужать границы коридора в 2011 году.
"У нас сохраняется обеспокоенность в отношении внешней уязвимости белорусской экономики», - признал представитель МВФ, что без финансирования фонда белорусская экономика не выкарабкается из сложившейся ситуации, которая в ближайшее время будет отягощена очередным повышением цен на газ и возможной ликвидацией квоты на поставки беспошлинной нефти.
Однако ради кредитов МВФ как в рамках новой, долгосрочной, направленной на структурные реформы, как подчеркивали представители фонда, программы, так и в рамках нового инструмента – Precautionary Credit Line (превентивная кредитная линия) – белорусским властям придется выполнить все ранее озвученные обещания и провести работу над ошибками: нивелировать большой объем вброшенных в экономику напечатанных денег и изъять у населения повышенные зарплаты.
И то и другое решается девальвацией, а в случае с зарплатами - повышением субсидируемых затрат типа услуги ЖКХ, отопление, электричество, транспорт и т.д. Безусловно, с учетом текущего политического момента, никто не требует от белорусских властей шоковых мер «прям сегодня». Но после новогодних праздников – в во второй половине января или на крайний случай после инаугурации 4-го срока А.Лукашенко – можно будет приступать к радикальным методам лечения белорусской экономики.