Последнее обновление: 19.04.2024 15:54

Беларусь ухватилась за очередную соломинку МВФ

Белорусская делегация вернулась с ежегодного заседания Совета управляющих Международного валютного фонда и Всемирного банка, прошедшего в Вашингтоне 7-8 октября, с явными симптомами передозировки оптимизмом и заранее заготовленной агиткой.

"В ноябре этого года ожидается миссия МВФ… В ходе миссии мы планируем обменяться идеями относительно дальнейших перспектив сотрудничества с фондом. В частности, не исключается обсуждение возможности предоставления Беларуси превентивной кредитной линии", - сообщил один из членов белорусской делегации (цитата Interfax.by).

Превентивная кредитная линия (Precautionary Credit Line, PCL) – инструмент, о котором МВФ объявил 31 августа 2010 года, разработанный в целях возможности более широкого круга развивающихся стран создавать "финансовую подушку" на случай кризисов. Речь идет о тех странах, которые не в полной мере отвечают критериям существующих антикризисных кредитных программ МВФ. Новый инструмент позволяет таким странам воспользоваться деньгами МВФ только в случае необходимости.

"Мы будем внимательно изучать этот новый инструмент, миссия также выскажет свои идеи относительно возможных инструментов, использование которых приемлемо на основании оценки развития белорусской экономики", - отметил собеседник.

По его словам, шансы Беларуси на PCL достаточно велики из-за существующих «непредвиденных» внешних шоков, как, например, одностороннее решение России о введении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в начале 2010 года. Кроме того, отметил чиновник, оптимизм белорусской стороны в отношении PCL основан "на высокой оценке выполнения в Беларуси программы stand-by, которую в ходе встреч (в Вашингтоне) дало руководство МВФ".

"Представители МВФ подчеркивали - Беларусь одна из немногих стран, которая выполнила программу stand-by на высоком качественном уровне", - утверждает чиновник.

Однако данное утверждение резко контрастирует с недавними заявлениями постпреда МВФ в Минске Натальи Колядиной, растиражированными мировыми СМИ. При этом следует отметить, что Колядина делилась с прессой не своим мнением, а озвучивала одобренную руководством фонда позицию.

В этой связи оценка сотрудничества МВФ с Беларусью после 15-летнего перерыва скорее прозвучала как «могло бы быть и хуже», что по вполне понятным причинам члены белорусской делегации услышали как «высокий качественный уровень».

Качественный уровень закончился еще до того, как страна получила последние 2 транша в рамках программы stand-by на 2009-2010 с объемом кредитования в $3,46 млрд. Получив в апреле 2010 года последний транш кредита фонда, белорусские власти не только отказались от дальнейшего выполнения своих обязательств, многие из которых к тому моменту уже были просрочены, но и вовсе вернулись к привычным социалистическим методам администрирования экономики.

В частности речь идет о накачке предприятий пустой денежной массой ради пополнения вымытой оборотки и повышения уровня среднемесячной зарплаты до $500 накануне переизбрания А.Лукашенко.

Член белорусской делегации не считает повышение зарплат неким нарушений рекомендаций или договоренностей с МВФ, ссылаясь на недавнее повышение фондом оценки роста ВВП Беларуси с 2,4% до 7,2%. По его мнению, такое повышение позволит властям обоснованно аргументировать опережающий рост зарплат в бюджетной сфере на 30% с 1 ноября 2010 года.

Но и этот момент требует пояснения. Свои прогнозы международные финансовые структуры базируют исключительно на данных официальной статистики, поскольку не имеют технических возможностей и желания разбираться во всех методологических и прочих ухищрениях белорусских властей, позволяющих рисовать необходимые экономические показатели.

Безусловно, эксперты МВФ скептически относятся к таким данным. Однако любое публичное заявление со стороны представителя МВФ о том, что белорусские власти искажают статданные, возможно лишь в случае полного прекращения сотрудничества. Но с одной стороны МВФ по итогу хотел бы вернуть свои $3,46 млрд., а с другой стороны не такой уж большой выбор у белорусских властей.

В этой связи повышение оценки роста ВВП РБ ровным счетом ничего не значит и тем более не отражает реальное состояние белорусской экономики. А потому выход на соглашение с МВФ об использовании нового «облегченного инструмента» - PCL – может оказать непосильной задачей для белорусских властей.

Весьма кстати привести еще несколько условий предоставления PCL – такая кредитная линия предоставляется странам, проводящим благоразумную политику, но имеющим проблемы в одной из ключевых областей - например, в банковском секторе, в сфере монетарной политики или платежного баланса, и поэтому уязвимым в условиях кризиса. Назвать благоразумной текущую экономическую политику белорусских властей язык не поворачивается. А отрицательное сальдо платежного баланса – не единственная проблема белорусского экономического чуда, переживающего системный кризис.

Кроме того, главным условием предоставления PCL является регулярный мониторинг прогресса в проблемных секторах со стороны МВФ, что означает безусловное и своевременное выполнение всех ранее озвученных и новых обязательств белорусских властей перед фондом.

Впрочем, есть за что бороться и ради чего становится на колени перед фондом – в рамках PCL Беларусь в течение первого года сотрудничества может получить до 500% своей квоты в МВФ – почти $3 млрд., с последующим увеличением кредитования до 1000% квоты – почти $6 млрд.



<Сентябрь 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910
Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Экономика