Находящийся с визитом в Китае А.Лукашенко накануне встречи с председателем КНР Ху Цзиньтао поупражнялся в мастерстве продажи Китаю залежалого товара – превратить Беларусь в провинцию Китая, находящуюся в центре Европы.
"Мы имеем уникальное положение в Таможенном союзе… Вы сможете беспошлинно торговать фактически на всей территории постсоветского пространства", - заявил Лукашенко на встрече с гендиректором "Китайской корпорацией авиационной промышленности" (АВИК) Линь Цзомином.
"Естественно, такая гигантская страна с такой гигантской экономикой не может быть не заинтересована в продвижении своих интересов в Европе. Коль вы идете в Европу, то приходите в центр Европы, мы будем вам активно помогать и поддерживать в Беларуси", - продолжил он.
Лукашенко объяснил, чем вызвана подобная услужливость с его стороны.
"Недалек тот час, когда Китай станет лидером, мы этому рады… 20 лет назад мы не ошиблись, выбрав Китай нашим главным партнером для сотрудничества", - пояснил он.
В обмен на предоставление выхода Китая на рынок Таможенного союза и Евросоюза Лукашенко нужны деньги и признание легитимности его переизбрания на предстоящих выборах, как единственного гаранта стратегических отношений с Китаем.
Беларусь – лишь одна из стран в длинном перечне, где Китай усиливает свое присутствие за счет инвестиций, не особо обращая внимание на политическую ситуацию в таких странах и одиозность национального лидера (Китай – социалистическая страна во главе с компартией). Однако Беларусь занимает последние строчки в этом списке - многие африканские и латиноамериканские страны получают на порядки больше денег от Китая, нежели суммы, заявленные белорусскими чиновниками (до $20 млрд. связанного кредитования).
Интерес китайских властей к Беларуси как некому плацдарму носит лишь военный разведывательный характер. С экономической точки зрения, именно это предлагает Лукашенко, Беларусь уже давно утратила свою привлекательность.
Создание десятков совместных с Китаем производств в Беларуси никак не улучшит присутствие китайской продукции на российском рынке, поскольку Россия на уровне частного бизнеса уже давно отработала такой вариант удовлетворения внутреннего спроса бытовыми товарами. В итоге последние 3-4 года в России как грибы растут построенные с нуля заводы мировых производителей, насыщая внутренний рынок.
Те товары, которые нет смысла производить внутри РФ или которые пока еще не производятся, без особых препятствий импортируются из Китая такими объемами и таким низким входным ценам, уровень которых никогда не сможет предложить белорусско-китайское СП, обремененное социальной нагрузкой и общими условиями ведения бизнеса.
В общем, Китай уже давно присутствует на российском рынке, емкость которого не столь уж привлекательна для китайских компаний - по количеству потребителей на уровне ФРГ + Польша, по покупательской способности населения – уступает ФРГ.
В свою очередь, рынок Евросоюза также не является террой-инкогнито для китайской экономики. Насколько серьезно Евросоюз зависит от китайского импорта, говорит хотя бы тот факт, что Евросоюз после долго молчания был вынужден присоединится к США, требуя от китайских властей укрепления курса китайского юаня.
Предложение Лукашенко превратить Беларусь в провинцию уже знакомо китайским властям, активно финансировавших (кредитами, инвестициями и связанными проектами) режим Милошевича в Сербии. Судьба Милошевича всем известна, а Сербия до сих пор возвращает миллиардные долги Китаю, перестраивая экономику под рыночные стандарты ЕС, ВТО и т.п.
Таким образом, Лукашенко придется очень сильно постараться, чтобы Китай прикупил старый товар под белорусским соусом или предложить нечто такое, от чего китайские власти просто потеряют разум и в ближайший год зароют в белорусскую экономику порядка 10 млрд. долларов (большая часть – живыми деньгами).
И он очень старался.
"Мы благодарны вам за ту огромную помощь и поддержку, которую вы нам оказываете", - заявил Лукашенко на встрече с Ху Цзиньтао.
"Мы в очередной раз поражены вашими масштабными, уникальными проектами, демонстрирующими всему миру динамизм", - продолжил он. - "На моих глазах происходили основные события, приведшие вас в лидеры… Мы радуемся вашим успехам, относимся к ним, как к собственным".
Сложно сказать, что по итогу Лукашенко наездит в Китае, но, по крайней мере, теперь уже достоверно известно, чем он занимался 16 лет своего правления – наблюдал за развитием китайского социализма, воплощая наиболее понравившиеся шаги в белорусском сельском хозяйстве…