Правительство РБ сегодня вспомнило о том, что еще с весны 2009 года остается невостребованным такое замечательное подспорье в условиях дефицита валюты, как своп в национальных валютах между центробанками Беларуси и Китая на сумму эквивалентную 3 млрд. долларам (по курсу марта 2009 года). (С тех пор китайский юань укрепился к доллару США, в то время как белорусский рубль девальвировался почти в 2 раза).
"К сожалению, в силу отсутствия опыта и в силу осторожности с китайской стороны по выводу юаня во внешний торговый оборот, а также нашей нерасторопности, пока механизм не заработал", - заявил сегодня вице-премьер Анатолий Тозик по итогам заседания президиума Совмина, на котором обсуждался вопрос интенсификации экономических отношений с Китаем.
"Мы договорились сегодня, что в ближайшие месяцы попробуем отработать механизмы, чтобы эти ресурсы заработали", - сообщил Тозик.
Соглашение о свопе было подписано в условиях мирового экономического кризиса, который на тот момент еще естественно не затронул белорусскую экономическую модель – наличие кризиса А.Лукашенко признал лишь спустя несколько месяцев. Однако несмотря на подписанное Беларусью и Китаем межгосударственное соглашение о расчетах в национальных валютах, своп так и не удалось использовать для расчетов в торговле между двумя странами.
Следует отметить, что Тозик занимается бессмысленным самобичеванием, обвиняя себя в нерасторопности – на тот момент он занимал должность посла РБ в Китае, поскольку всей внешнеполитической мощи синеокой как не хватало на протяжении последних двух лет, так и не хватит в ближайшие месяцы для убеждения китайской стороны в необходимости изменения своего валютного законодательства.
Суть проблемы проста – при экспорте китайских товаров за конвертируемую валюту, китайские компании получают возврат НДС (в основном ставка 17%), в случае расчетов китайскими юанями НДС не возвращается, что автоматически приводит к резкому удорожанию китайского импорта. Несмотря на крупнейшие в мире золотовалютные резервы (в абсолютной величине), власти Китая не готовы менять действующую систему даже в виде исключения для Беларуси. Логика понятна – разреши одному внешнеторговому партнеру, и такого же отношения потребует сотня развивающихся стран, через которые Китай своими связанными кредитами и финансированием усиливает свой экономический (де-факто политический) статус на планете.
Между тем, вопрос об использовании покрывшегося пылью свопа возник не на пустом месте. Сальдо внешней торговли Беларуси плохо переносит усиление экономических связей с Китаем.
В 2010 году объем внешней торговли с Китаем увеличился по сравнению с 2009 г. на 77,6% и составил 2,51 млрд. долл. При этом сальдо торгового оборота сложилось отрицательным в размере 1,233 млрд. долл.
За первые пять месяцев 2011 года объем торговли между двумя странами достиг 1,18 млрд. долл., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 35,7%. Однако сальдо торгового оборота сложилось отрицательным в размере 659 млн. долл. и выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 402 млн. долларов.
Поскольку своп не работает, белорусские власти предложили Китаю создать на территории РБ совместный индустриальный парк в надежде на прямые инвестиции на сумму не менее $1 млрд. (оптимистический прогноз, по словам Тозика, $1,5 млрд.)
Соглашение о создании парка между Минэкономики РБ и корпорацией ОАО “Китайская корпорация инжиниринга CAMC” было подписано 11 октября 2010 года в ходе визита А.Лукашенко в Китай. И лишь только к настоящему времени разработан соответствующий проект указа.
Однако, учитывая «нашу нерасторопность», данный документ заработает еще очень нескоро, да и 1,0-1,5 млрд. долларов китайских инвестиций не свалятся в резервы Нацбанка РБ одним платежом, а будут поступать в течение нескольких лет. Это никоим образом не решает текущую проблему отрицательного сальдо в торговле с Китаем и в целом валютного дефицита в Беларуси.