Последнее обновление: 25.11.2024 18:00

Призрак Беслана

Ничего не бойтесь - все уже было. (В. Шендерович)

В сентябре 2004 года, в Республике Беларусь был объявлен референдум о снятии ограничений на переизбрание А. Лукашенко на пост президента страны. Данное мероприятие, окончательно закрепившее республику в колее авторитаризма и обеспечившее сохранение поста главы государства в руках как А. Лукашенко, так и его династии, оказалось форматным и вполне пригодным для неоднократного повторения. Организационные идеи референдума 20004 г. были востребованы белорусскими властями на последовавших в 2006 году президентских выборах. Видимо, идентичный сценарий будет использован и осенью 2010 г.

Стоит вспомнить, что для республиканских властей референдум 2004 года представлял серьезную проблему. В частности, власти понимали, что они уже лишились монолитной поддержки белорусского общества, ощущали, что отсутствует единство в отношении проводимого А. Лукашенко курса в политическом классе республики. Белорусский президент завяз в многочисленных и не решаемых политических и экономических проблемах. Некоторые из этих проблем в случае его ухода от власти могли иметь судебную перспективу. В этих условиях отказ от конституционной нормы, ограничивающей переизбрание на посту президента одного человека, был для А. Лукашенко насущной необходимостью. Но никогда еще белорусскому президенту не приходилось так ломать настроения электората, столь тщательно готовить легитимизацию заранее запланированного результата.

Необходимо признать, что не только внутренними причинами определялось стремление белорусского президента к окончательной приватизации поста главы белорусского государства. В 2004 году А. Лукашенко впервые столкнулся с жестким неприятием его идеи приватизации президентского поста со стороны России. Стоит напомнить, что в первых числах апреля этого памятного года, беседуя со вторым президентом РФ В. Путиным в его резиденции «Бочаров ручей» (Сочи), А. Лукашенко попросил поддержки у российского коллеги в проведении референдума. Однако желанного он не получил. В. Путин предложил белорусскому президенту после завершения второго президентского срока гарантии его личной безопасности и безопасности его семьи, что, естественно, не могло удовлетворить политические амбиции главы белорусского государства.

Позиция российского руководства была вполне понятна. В декабре 1999 г. Россия и Беларусь, так и не приступив к глубокой экономической интеграции, которая остановилась на втором этапе – единой таможенной зоне, начали политическую интеграцию, создав Союзное Государство России и Беларуси.

Политическая интеграция, помимо появления единых государственных институтов и Конституционного Акта, подразумевала наличие если пока не единой, то хотя бы близкой по демократическим процедурам, системы занятия высших должностей, включая президентского поста. В случае появления у А.Лукашенко возможности неограниченно переизбираться на пост президента, политическая интеграция для стран-партнеров по строительству Союзного государства становилась в принципе недостижимой. Невозможно политически объединять два государства, если в одном есть ротация его главы, а в другом на посту засел политический лидер, отрицающий данную ротацию.

В принципе, со временем так и произошло. В 2010 году мы имеем российско-белорусский политический ландшафт (в данном случае мы не говорим об экономическом), который абсолютно не приемлем для какой-либо интеграции: в России у власти находится уже третий президент на первом сроке и не исключено, что через два года появится и четвертый глава российского государства, а в Беларуси все тот же хорошо знакомый первый президент на третьем сроке, активно готовящийся к принятию четвертого срока. Естественно, в 2004 г. представляя последствия многократного «переизбрания» А. Лукашенко, Россия была категорически против белорусского референдума.

Кроме того, в российском политическом классе уже крепло понимание того, что интеграция с классическим авторитарным режимом, каким уже к том времени вполне могла похвастаться «союзная» Беларусь, во-первых была затруднительно даже в теоретическом плане, а во-вторых, не красила и саму Россию.

Не получив поддержки в Москве, А. Лукашенко не отказался от своих планов и с апреля 2004 г. начал с Россией гонка на опережение. Белорусский президент готовил объявление референдума к каждой более-менее приемлемой дате, Москва буквально в ручном режиме эти попытки блокировала. Прошел май, июнь… В июле А. Лукашенко был полностью отмобилизован к объявлению референдума на волне празднования 60-летия освобождения республики от фашистской оккупации. Подготовлено было все, включая речь… Но приехал В. Путин и Л. Кучма и фактически сорвали намеченный старт. В эти летние месяцы не раз возникало ощущение, что В. Путин стоит за спиной А. Лукашенко и буквально бьет его по рукам.

Состояние А.Лукашенко было почти истеричным. Никогда еще он не сталкивался со столь мощным внешним сопротивлением его внутриполитическим планам. Он исступленно искал момент, когда Россия ослабит контроль и когда ей будет не до него. Более того, в белорусском руководстве понимали, что желательно, чтобы Россия столкнулась со столь тяжелым политическим кризисом, неважно его происхождение – внешнее или внутреннее, когда А. Лукашенко был бы востребован в качестве единственного «союзника». При этом не имело бы смысла требовать от А. Лукашенко каких-либо демократических тонкостей. Он должен быть нужен России именно в таком, несменяемом авторитарном формате.

С лета 2004 года белорусское руководство буквально со дня на день ждало каких-либо катастроф в России. Особые надежды были на август – традиционно самый опасный для России месяц. Однако реальный случай представился только в начале сентября. Кошмар Беслана заслонил своей кровавой кашей из детских трупиков бросок А. Лукашенко к пожизненному президентству.

Наблюдателей в те дни поразило то, как оказался подготовлен весь государственный аппарат республики к проведению референдума. Заготовлено было все – от идей, в которых главное место отводилось А. Лукашенко, как хранителю стабильности и безопасности в республике на фоне кровавой катастрофы «у соседей» в Беслане, до плакатов и статей. Именно тогда белорусский президент и произнес знаменитую речь о Беларуси, как «стеклянном сосуде», который он бережно несет на своих руках.

Готовность государственного аппарата невольно создало впечатление, что у официального Минска есть какие-то коммуникации с бандитским ваххабитским подпольем на Северном Кавказе. Слишком уж «все» было на старте. К счастью, подозрения не нашли пока какого-либо реального подтверждения, но настороженность не пропала и сейчас.

Стоит напомнить, что референдум 2004 г. прошел, «как по маслу». России действительно было не до А.Лукашенко. В РФ на фоне событий в Беслане покачнулся рейтинг В. Путина. Власти тяжело выходили из кризиса. Только после оглашения итогов референдума в Беларуси, Москва встрепенулась, опомнилась и дала информационный залп: в течении недели на российских каналах склоняли А. Лукашенко как хотели. Помнится, что уже к концу российской информационной атаки в белорусских СМИ началась тихая паника.

Опыт референдума 2004 г. (бесланского) не забыт белорусским руководством. 2004 год повторяется и в 2010 году. Степень неприятия белорусских политических сценариев 2010-2011 г. в Москве зашкаливает. Фактически А. Лукашенко стал для Кремля вторым Саакашвили. Между тем, белорусский президент вновь зажат политическим расписанием. Ему уже давно надо было бы определиться с новыми президентскими выборами.

В принципе, А. Лукашенко, учитывая его полномочия и отсутствие в стране реального разделения властей, вполне мог бы вообще отказаться от выборов. Забыли ведь как-то про выборы в Узбекистане. Вспомнили через полгода. И не то бывало на постсоветском пространстве. Но в Узбекистане тепло и есть свой газ. В Беларуси для внешнего рынка кроме калийных удобрений нет ничего серьезного. Страна живет за счет транзита, перепродажи и доработки сырья, внешней экономической поддержки. В этих условиях даже от декоративной демократии не отмахнешься, легитимизировать очередной срок необходимо. Не спасет и Чрезвычайное положение, которое не только не решит проблему легитимизации очередного президентского срока, но может подорвать все надежды на проведение президентских выборов в каком-либо приемлемом формате.

На внутренней политической арене у властей нет особых забот, что отличает ситуацию 2010 г. от 2004 г. За последние шесть лет белорусская оппозиция не усилилась, а еще более ослабла и стала поистине структурной, как и положено в авторитарном строе. Так что оппозиция, благодарная А. Лукашенко за предоставленную возможность, будет использовать выборы для решения собственных организационных и финансовых задач, т.е. активно в выборах участвовать.

Безусловно, активное участие белорусской оппозиции в сценариях властей говорит не только о ее незрелости и слабости, но и о том, что она все-таки «заточена» не против А. Лукашенко, а против внешнего «врага» - России. Все равно белорусский президент для того же БНФ родной и понятный. На этих нюансах А. Лукашенко очень неплохо играет.

Для сравнения можно взять оппозицию в какой-нибудь иной стране мира, где существует жесткий авторитарный режим. К примеру, Египет, где нынешний президент Хосни Мубарак правит уже 29 лет. Несменяемый президент Египта готовит к надвигающимся выборам своего сына Гамаля Мубарака, что на фоне наследственного президентства в Сирии, и без сомнений, в Ливии, не является чем-то необычным для данных краев. Но интересно мнение оппозиции, которую возглавил вышедший в отставку экс-глава МАГАТЭ Мохамед Эль-Барадей. Известный ученый и политический деятель призвал к народному бойкоту выборов: «Если весь народ будет полностью бойкотировать выборы, то это станет концом режима». Любопытно, что оппозиция, включая даже ортодоксальных «Братьев – мусульман», единодушно поддержала его призыв, понимая, что все иные сценарии идут на пользу правящей династии.

Но это Египет, где идея бойкота выборов находит понимание и, где видимо, в арабской стране, не все решают деньги. В европейской Беларуси все иначе, и автор этих строк до сих пор встречает массу объяснений, что народный бойкот выборов невозможен. Понятно, что в политическом плане белорусу далеко до египетского феллаха.

Понимает это и белорусские власти, которые четко осознают, что реальная проблема для легитимизации четвертого срока находится не внутри страны, где все подвязано и оппозиция ни на что, кроме бахвальства («площадь») не способна, а вне ее. Внешняя угроза конкретна и неотвратима - Россия. Призрак 2004 года замаячил перед глазами белорусского руководства.

Рецепт оказался тот же – для успешной легитимизации нужен новый российский Беслан. Нужна некая катастрофа, что отвлечет внимание российского правящего тандема от А. Лукашенко и вернет к нему благосклонность российской казны. Иных возможностей для пролонгации финансово-дотационного режима для белорусской экономики не осталось.

С лета 2010 г., после очень памятного российским властям последнего визита А.Лукашенко в Москву (июнь), белорусские власти, основательно подогретые своими аналитиками, буквально с дня на день ждали вестей из России о новых и новых катастрофах и бедах.

Очень радовались лесным пожарам, до 40% эфирного времени белорусских телеканалов уделялось освещению того, как «сгорает Россия». Буквально с часу на час ожидали, что всколыхнется народ и пойдет маршем на Кремль. Затем белорусские власти бросились изучать аналитические отчеты о последствиях поразившей Россию засухи. С трепетом считать рост цен на хлеб и молоко. И снова ждать бунтов, забастовок, перекрытия магистралей. Иногда казалось, что транслируемый на Россию канал «Беларусь ТВ» является рупором протестных настроений в русском народе. Беларусь и белорусские события там проходили только в виде положительного опыта.

Но особо ждали войну. Сначала, после апрельского переворота в Киргизии и июньской межнациональной резни на юге этой горной республики, ждали полномасштабную войну в Ферганской долине. Причем настолько были уверены, что война неизбежна, что уже поспешили заявить, что Минск имеет собственный потенциал урегулирования ситуации – К. Бакиева. Как родственники и сторонники К. Бакиева, составляющие костяк киргизской наркомафии, могут выступать в качестве «стабилизатора» положения мы можем видеть и сейчас, наблюдая на расколотую на две части Киргизию.

Северный Кавказ еще с 1994 года занимал особое место в позиционировании А.Лукашенко. В политическом плане союзническая риторика А. Лукашенко во второй половине 90-х годов оказала огромную помощь в борьбе с северокавказским сепаратизмом. В разгар чеченских войн Москва была искренне благодарна Минску за его интеграционный призыв. И щедро за это платила.

В 2004 г. А.Лукашенко выручил Беслан. В 2010 г. Минск исступленно ждал повторения. Стоит напомнить, как белорусские СМИ больше месяца расписывали летний теракт на гидроэлектростанции в Кабардино-Балкарии, как вновь и вновь возвращались к теме межнационального конфликта в детском лагере на Кубани, сколь тщательно освещаются все теракты в Дагестане. Но ни одна из этих трагедий не давала официальному Минску «окна возможностей» для начала предвыборной кампании. Не тот размах – маловато крови и трупов. Нет второго Беслана с его ужасом детских смертей, хоть тресни.

А времени все меньше и меньше. Уже никто не говорит о том, что выборы пройдут осенью. Тут бы в январе – феврале успеть. Между прочим, куда то исчезло Всебелорусское народное собрание… Может быть от него вообще отказались?

Но в то же время есть ощущение, что к выборам все готово. Надо объявлять, а крови нет. Видимо, не выдержали нервы и в преддверии внеочередной сессии белорусского парламента сделали попытку поджечь российское посольство. Да как-то неумело, не по-партизански. Понятно, что старики уже поумирали и свое умение пускать под откос поезда унесли с собой в могилу, но поджигатели сходили хотя бы предварительно в музей. В общем, «наследнички» славы республики – партизанки смогли только посольскую машину сжечь… Сожгли и испугались, так как им никто не поверил. Слишком уж вылезают ручонки тех, кто 4 июля 2008 года закладывал мину.

И снова нет повода… Внеочередная парламентская сессия прошла, а выборов все нет. Объявили еще одну… авось что произойдет.

Произошло. 9 сентября в столице Северной Осетии подорвали заряд, погибло полтора десятка мирных людей, включая детей. Плюс полторы сотни пострадавших, покалеченных россиян. Россия содрогнулась. Очевидцы не нашли слов описать волну радости, охватившей коридоры власти в Минске. Передовицы газет заволокло дымом и кровью… Ликование на костях перешло в предвкушение очередной победки над Москвой. Но… что-то видимо структурно изменилось в России. Теракты идут, а политическая ситуация упорно не вползает в кризис. Более того, катастрофа во Владикавказе не мешает Кремлю и Белому Дому в трогательном единстве приступить к зачистке крупнейшего коррупционного гнезда на российской земле – руководства города Москвы.

Стоит напомнить, что Правительство Москвы является важнейшей опорой режима А. Лукашенко в России. Поставки, деньги, совместные стройки, безналоговые ярмарки, сеть странных магазинчиков по всему мегаполису «Белорусская мебель» и «Белорусская обувь» с ассортиментом сельского сельпо (следовательно, эти торговые точки выполняют другие, более финансово выгодные функции).

Долгожданная белорусским руководством владикавказская трагедия вновь ничем не помогла белорусскому президенту. А времени все меньше. Между тем уже и политическое позиционирование наготове. После инцидента у российского посольства белорусские СМИ представляют А. Лукашенко, как единственного гаранта безопасности и стабильности в республике. Такой статус белорусского президента, мол, выгоден и России. В московских изданиях появились оплаченные статьи, развивающие данную версию.

Между тем, версия коварная. Для того, чтобы она прижилась, нужна кровь и пламя. Если нет этого в достатке в России, то будет в Беларуси. В данном случае, поджог российского посольства можно считать только первой ласточкой. Для примера обратим внимание на продукцию белорусского КГБ, щедро рассылаемую по Интернету (http://www.youtube.com/watch?v=ML-0v9Ii8TQ).

То, что такого рода фальшивки белорусского производства, сомнений нет, так как в тексте есть два почти неуловимых момента, не характерных для России, но очень характерных для Минска. Опытное ухо мгновенно засечет подделку. Есть и политическая недоработка. Но не в этом дело. Стоит обратить внимание, что белорусские власти уже заранее готовят электорат к смятению и страхам. Виновник будущих катаклизмом определен заранее – Россия. Жертва – А. Лукашенко, которого Кремль, вроде бы собирается убить (?). На глазах всего СНГ и остального мира…

В общем, белорусскому народу ничего не остается, как пожалеть обреченного (понятно, что Москва, если решила, то своего добьется) и избрать его на очередной президентский срок. Там его, если исходить из версии авторов фальшивки, окончательно добьют… Спрашивается, зачем избирать потенциального покойника? Автор этих строк с трудом, но воздержится от дальнейшего комментария…

Нам же остается только развести руки и надеяться, что для легитимизации пятого президентского срока белорусские власти не будут развязывать в республике гражданскую войну на уничтожение. Хотя, внимательно всмотритесь в их лица…

Андрей Суздальцев, Москва, 12 сентября 2010 года, Politoboz.com



<Август 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Сентябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910
Политика