Нацбанк Беларуси вчера отправил на «вольные хлеба» зампреда Василия Матюшевского, который возглавит дочку российского Сбербанка в Беларуси - БПС-Банк. Матюшевский стал компромиссной фигурой, против которой не возражают как руководство Сбербанка, так и белорусские власти. Теперь уже бывший зампред НБРБ будет представлен акционерам БПС-Банка на запланированном на 26 марта собрании акционеров.
Тем самым поставлена точка в череде слухов о возможном руководителе БПС-Банка, согласно которым фаворитом на эту должность слыл вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков. Пояснение сводилось к тому, что Кобякову не светит никаких перспектив с точки зрения карьерного роста. Вместе с тем, нельзя исключать, что слухами о желании возглавить БПС-Банк Кобяков мог прикрывать совсем иные планы на будущее.
Впрочем, за Кобякова и за Матюшевского можно не беспокоиться – оба пристроены и весьма неплохо, чего нельзя сказать о самом Нацбанке, в правлении которого образовалась тройная брешь (с учетом Матюшевского) – ранее в отставку по возрасту были отправлены А.Лобанов и Н.Кадушко.
Но это далеко не все потери Нацбанка за минувшие три месяца. В конце января был подписан указ о ликвидации Совета директоров Нацбанка с целью укрепления операционной и финансовой независимости НБ РБ – таким образом власти выполнили еще одно обязательство перед МВФ.
Ликвидация СД сама по себе не предполагает увольнение одного или нескольких сотрудников. Тем не менее, требуемая МВФ независимость может дорого обойтись Нацбанку.
Еще в декабре прошлого года в Нацбанк нагрянула кадровая проверка. В течение трех месяцев сотрудники Нацбанка сдавали экзамен так называемой аттестационной комиссии, состоящей из десятка представителей администрации А.Лукашенко и по одному представителю Госконтроля и Минэкономики. Сотрудников Нацбанка тестировали на знание нормативки с такой же дотошностью, с какой в армии от срочников требуют знание устава – «длина шерсти сторожевой собаки не должна превышать…» и т.д.
Одновременно с проверкой в Нацбанк поступило распоряжение за подписью В.Макея с требованием к 1 февраля обеспечить омоложение кадрового состава НБ РБ на 30%. Позже этот срок сдвигался несколько раз. В настоящее время итоги кадровой проверки и кампании по омоложению до сих пор не подведены.
Помимо упомянутых отставок членов правления в Нацбанке идет замена начальников управлений, отделов и т.д. На самом деле веселого мало, ибо, по мнению экспертов в банковской сфере, обеспечить омоложение на треть сегодня практически невозможно. В стране не хватает специалистов. Тревогу в связи с нехваткой управленцев начал бить еще лет пять назад замминистра экономики Андрей Тур. Но с того времени ситуация скорее ухудшилась, в том числе и за счет отдельных госрешений в стиле «охоты на ведьм».
Кадровая проблема усугубляется и тем, что Нацбанк по уровню заработных плат в списке госорганов власти находится лишь в четвертом десятке. Безусловно, в коммерческих банках нашлись желающие занять вакантные места зампреда НБ РБ. Но после знакомства с уровнем зарплаты (с учетом всех премий и поощрений) у потенциальных кандидатов резко пропадало желание перейти на госслужбу.
Единственная должность, которая сегодня представляет реальный интерес – должность главы Нацбанка. И хотя возраст занимаемого это кресло Петра Прокоповича уже давно перевалил за 65, даже Макей пока не осмелится публично требовать отставки Героя Беларуси.
Представители Нацбанка не комментируют, чем в итоге обернется кампания по омоложению кадрового состава. Но очень не хотелось бы, чтобы Нацбанк, который в последние годы выделялся из серой массы белорусских министерств и ведомств своими либеральными и рыночными инициативами, в итоге утратил это преимущество, затарившись по указанию сверху неопытными, но исполнительными кадрами.
Впрочем, кто знает – может с учетом новых веяний как во внутренней так и во внешней политике страны это преимущество сегодня может обернуться против самого Нацбанка. Ведь всякое может таиться в «тумане и неизвестности», через который предстоит пройти стране в ближайший год.