Нет большего вреда для державы, чем принимать хитрость за мудрость. (Фрэнсис Бэкон)
Сорок пять процентов
Весна 2010 года началась под знаком мирного атома. Но атома не белорусского, а российского. Под Калининградом заложили Балтийскую АЭС, чем, видимо, крайне огорчили президента Лукашенко. Белорусские экспертные круги (АФН) весьма справедливо отметили, что новая российская АЭС практически ничем не отличается от планируемой в Беларуси – такая же мощность, те же сроки ввода в строй, да и площадка под строительство заложена совсем близко от Белорусской АЭС. Все очень похоже, за исключением одного нюанса – Балтийская АЭС дешевле белорусской «сестры» на 45% (5 млрд. долларов в РФ и 9 млрд. в РБ) При этом необходимо учесть, что рабочая сила в России стоит в два раза выше, чем в РБ.
Разница не просто огромна. Она демонстрирует нестыковку не столько экономических систем, сколько цивилизаций. На примере проекта Белорусской АЭС мы видим принципы совхозно-колхозной эпохи в действии: «накрутить» и решить за счет чужих денег («халява») не просто некие отдельные, пусть важные, но региональные вопросы, а буквально всё и сразу, чтобы кого-нибудь «оседлать», что-то «вырвать», «выбить», буквально «вытянуть» по принципу «хватай – беги». И главное: отчитаться с блеском (!). Это принципы бушующих и суетливых бездельников, сторонников простых решений – носятся, кричат, машут руками, но толку нет. Упиваются властью и процессом «претворения в жизнь…» (1).
Так и получилось с Белорусской АЭС. На смету стройки («реакторы золотые, трубы платиновые») по принципу «авось дадут» навешали столько собственно общегосударственных проблем, что даже в Минске стало понятно, что вопрос о стройке завис. Кроме того, в Москве никто не испытывает иллюзий в отношении возврата белорусской стороной кредитов.
Кроме того, против Белорусской стройки, как впрочем и против намеченного возведения новой АЭС в Литве, играет энергетическая геополитика. Трудно представить «ядерный букет» в виде трех примерно равных по мощности станций на вершинах равнобедренного треугольника со стороной в 200 км. Для использования вырабатываемой энергии внутри данного «треугольника» надо было бы иметь несколько алюминиевых и сталелитейных комбинатов огромной мощности, да и пару индустриальных мегаполисов не помешали бы. Но там одни хутора с коровами и болота… Энергию придется экспортировать и рынок для нее не резиновый, учитывая, что страны Прибалтики продолжают переживать процесс деидустриализации.
Место на этом балтийском берегу есть только для одной АЭС. Кто первый начал, то и выиграл…
Белорусская сторона в ядерной гонке явно проигрывает. Что мешало? Жадность (45%) и поразительная самоуверенность, что официальный Минск самый хитрый. Видимо в белорусском руководстве были уверены, что открывшийся с 1 января 2010 г. рынок электроэнергии в Прибалтике уже в белорусском кармане и можно и дальше выкручиваться и торговаться. Однако на 8 неделе после остановки Игналины был заложен ее российский «наследник». Опытный персонал литовской АЭС переедет в Россию, а не в Беларусь.
Закладка Балтийской АЭС за месяц до начала укладки подводного участка газопровода «Nord Stream» говорит о том, что у белорусского руководства все меньше места для маневра. Причем по всем географическим азимутам и энерготранзитным векторам. В Минске как-то забыли, что Россия для Беларуси сосед не только с Востока, или даже с Севера, но и с Запада… Этот географический факт как-то не укладывается в головах минских стратегов.
Вообще, за прошедшую зиму у белорусских властей все как-то валилось из рук. Обратимся к предыдущим прогнозам:
Задание на зиму 2009-2010
В конце ноября прошлого года мы отмечали, что проблемы, которые стоят перед А. Лукашенко в предстоящий зимний сезон все в большей степени превращаются в кошмар.
Во-первых, при всем желании белорусской стороны, Москва не отойдет от соглашения по газу от 31 декабря 2006 г. Скидка на цену газа в 2010 г. составит не более 10%. Одновременно, российское руководство все чаще и чаще обращает внимание на экспортную пошлину на газ. Это крайне важно. Безусловно, если в рамках «Восточного партнерства» у Беларуси наметится вариант зоны свободной торговли с ЕС, газ в республику пойдет по «польской» цене с учетом экспортной пошлины минус транспортное «плечо». Это справедливо. Зачем России спонсировать Евросоюз?
Во-вторых, в 2010 году «Газпром» осуществит последний платеж за 50% капитала «Белтрансгаза». Государственных кредитов Россия не представит. Беларуси придется платить за газ «своими» деньгами, а не российскими кредитами.
Между тем, гарантии поставок дешевого газа и дешевой нефти являются экономической основой четвертого срока А. Лукашенко. В ином варианте Евросоюз должен закупать для А. Лукашенко энергоносители за свой счет. Отказ Москвы идти навстречу Минску в энергетике будет означать политическое решение – А. Лукашенко пойдет на выборы без российской поддержки. Если будет другое решение - Москва находится в стадии сомнений.
Надежды А. Лукашенко на Таможенный Союз и единое экономическое пространство во многом иллюзорны. При всем желании ЕЭП удастся сформировать не раньше 2011 – 2012 года при условии успеха Таможенного Союза, что, исходя из опыта работы таможенной зоны Союзного Государства, само по себе является сомнительным.
ЕЭП будет сформирован на рыночных ценах для энергоносителей на фоне уже функционирующих трубопроводов БТС-2 и «Северный поток». А. Лукашенко явно опаздывает к разделу российского «энергетического пирога».
В первой декаде декабря должен состояться юбилейный Высший ГосСовет Союзного Государства. А. Лукашенко будет вновь твердить, что «разговоры о том, ушел ли Лукашенко на Запад или не ушел, - глупые и бестолковые» (24.11.09). Вряд ли кто-то с ним будет спорить. Возможно, что он и не ушел на Запад, хотя кто поверит, после всего, что белорусский президент успел наговорить напоследок Ющенко. Тем не менее, допустим, что он «не ушел»… Но то, что он уже ушел от России – это факт. Доказать обратное сложно, если вообще возможно. А. Лукашенко остался один.
Сейчас белорусскому президенту, при условии сохранения его политики в современном неизменном формате, нужно чудо и время. Найдет ли он то и другое – это вопрос. Во всяком случае, в ближайшие три месяца он будет активно искать поддержку и понимание по всем азимутам. Пришло время великой геополитической суеты. («Задание на зиму 2009-2010. 30.11.2009 http://www.politoboz.com/node/565).
Итак, прошло три месяца…
Во-первых, все попытки белорусской стороны выпросить у Москвы большую скидку на газ закончились провалом. Скидка на цену действительно осталась на уровне 10%. И останется! Так что этот прогноз подтвердился полностью. Заявления белорусских чиновников, что «переговоры идут непрерывно» являются ложью. Надежды навязать Газпрому в очередной раз «пыльные» (АФН) проекты инвестиций в белорусские производственные активы по принципу «реальный газ сегодня в обмен на наши обещания завтра» вызвали в Москве плохо скрываемое негодование. Автор этих строк с лета 2009 года чуть не в каждой статье предупреждал, что вопрос о введении экспортной пошлины на поставляемый в республику газ СТОИТ и ОБСУЖДАЕТСЯ. Но, оказалось бессмысленно твердить глухим, если к тому же им хочется быть глухими. Действительно, еще не хватало им слушать этого одиозного высланного из демократической Беларуси политолога… В итоге, в январе 2010 года вопрос об экспортной пошлине на газ вышел на уровень правительства России. И белорусское руководство встретило его широко раскрытыми от удивления глазами… Но продолжают молотить бред… дайте им скидку на газ в 2010 году. За что Вам, господа, скидка? За что? Что Вы сделали доброго той же России за последние 15 лет? Вы свой телевизор посмотрите, газетки и форумы почитайте, прежде чем за скидками приходить… (2) Но бесполезно. Их вышибают в дверь – лезут в окно. От ненависти и злобы едва не стонут…
Они не могут понять, что экспортная пошлина на поставляемый в республику газ действительно может быть введена и очень скоро, если они и дальше будут ныть в приемных и наседать письмами. Это 100% прогноз. Говорить о том, что после этого шага России половина экономики Беларуси рассыплется за полгода, нет нужды. Это понимает даже школьник… Но белорусские власти не понимают. Они все равно считают, что они самые хитрые и добьются своего…
Второй прогноз подтвердился полностью. Сколько не витийствовали на оппозиционных форумах, что «Россия поможет своему ставленнику» и «денег даст», Москва кредитование не возобновила. Последний платеж за пакет акций «Белтрансгаза» получен с задержкой и по нашим данным, уже растащен в Минфине РБ по сотне срочных счетов. Но в наступившем году республике действительно придется уйти от формы оплаты газа, принятой после января 2007 г. - «Россия должна кредитовать рост цен на свой газ». Данная формула работала до лета 2009 г. и сейчас Беларуси придется платить за газ кредитами МВФ.
Третий прогноз является более долгосрочным, но то, что до сих пор мы не знаем основную идеологическую составляющую предстоящей президентской избирательной кампании (за исключением многосерийного фильма в стиле северокорейских документалистов) говорит о том, что с поддержкой Москвы у А. Лукашенко плохо. Опереться не на что, как бы не искали эксперты АП РБ и ИАЦ АП РБ (передаю им всем привет из ГУ ВШЭ, а также от общих знакомых из МГИМО и МГУ - кто знает, тот поймет).
Четвертый прогноз исполнился на 100%. Когда данный прогноз только прописывался, еще не была ясна судьба энергетической проблематики в Таможенном Союзе и сроки формирования Единого экономического пространства. В конце декабря стало известно, что ЕЭП заработает с 1 января 2012 г. К концу первой декады декабря выяснилось, что в ТС нет места энергоносителям, что даже теоретически абсолютно правильно. Тут требуются разъяснения.
В данном вопросе нет какой-то политической составляющей по принципу «хочу, помогу и дам дешевую нефть, а хочу -- не помогу и не дам». Перед нами элементарные правила экономической интеграции. Доступ к нефти по внутренним ценам партнера по единому таможенному пространству требует решения массы проблем – начиная с тарифов и заканчивая простым вопросом: «а что взамен ?».
Это ведь только с виду вопрос «простой». На самом деле приходит некий «хитрый» и начинает «качать права» на вашу собственность. Выступает в роли перекупщика у ворот колхозного рынка, требуя у фермера продать ему картошку за символическую цену, а уж он ее продаст сам с прилавка горожанам – европейцам. Автор не утрирует, так на самом деле и происходит. Но фермер хочет сам «картошку» Европе продавать и говорит перекупщику – посреднику, что надо бы рынок то осваивать вместе, т.е. ресурсы «интегрировать». Это и есть «картофельная» (О, Господи) энергетическая интеграция, которую при всем желании невозможно запустить в Таможенном Союзе, так как в условиях единого таможенного пространства она немедленно превратится в спекуляцию товаром одним из участников, который просто в роли «несуна» будет перебрасывать товар через «забор». Фактически, «открытие» нефтяного вопроса в ТС означает массированные преференции одному из участников того же ТС.
Критик скажет, что все объясненное выше, не совсем корректно, так как нефть тот же товар, что и, простите, автомобиль «Жигули». Тот да не тот. «Ладу – Калину» Вам продадут еще со скидкой и везите ее хоть в Антарктиду и там перепродавайте пингвинам до белой горячки. Если получится. Такая же ситуация и с другими товарными группами – вывозите пароходами и поездами, если, конечно, сумеете продать. Нефть же можно продать без всяких усилий. Это не трактор «Беларусь» и лучший в мире автопоезд «МАЗ», на котором сами белорусские дальнобойщике не ездят. Нефть всегда купят. И даже наперед. Нефть является практически единственным товаром постсоветского пространства, который уходит на внешних рынках мгновенно… И самое главное: цена нефти на внутреннем рынке России отличается от экспортной радикально.
Но белорусские власти словно глухие. Уже после подписания 27 ноября всех документов по ТС, после совещания под Алма-Атой в Минске начинаются стенания, что энергетическая тема должна быть решена 1 июля 2010 г. Более того, протоколы по поставкам нефти от 27 января объявляются временными. Устраиваются пропагандистские кампании в белорусских СМИ в отношении «отхода России от соглашений по ТС» (а Казахстан тоже «отошел», вместе с послом Казахстана в РБ?). Это какое-то политическое паясничество на фоне уже подписанных документов.
Очень хочется республике поспекулировать на чужих ресурсах? Это понятно… кто не хочет? Да кто даст?
Господа, не нравится – флаг Вам в руки: срочно денонсируйте соглашения по ТС и вываливайтесь с российского рынка, отзывайте подписи с протоколов по поставке нефти и везите нефть из Венесуэлы, готовьтесь получать газ по польской цене и нет проблем. Но изображать из себя непомнящих себя людей, ставящих подписи в невменяемом состоянии равносильно признать себя пациентами Новинок, а не государственными деятелями, отвечающими за страну. Вы за свои поступки отвечать должны, а не блеять испуганными овцами в московских кабинетах (В Минске так все герои…). Извините за резкость, но в данном случае я передаю чужие слова… (3)
Поражает то, что вполне компетентные белорусские политологи и экономисты, к мнению которых автор всегда прислушивался, вдруг заговорили о том, что в Таможенном союзе должна быть решена проблема доступа к российской и казахской нефти по внутренним ценам или о том, что «должно быть политическое решение». Это печально…
Пятый прогноз исполнился полностью. Лукашенко сохранил самые дружественные отношения с Ющенко и перезвонил ему сразу после подписания третьим президентом Украины указа о героизации Степана Бандеры (Этот указ В. Ющенко был исключительно тяжело воспринят в политическом классе России и в Кремле). Видимо, белорусский президент благодарил за Хатынь… в том смысле, что мало бандеровцы успели посжигать - пострелять на Беларуси в 1941 -1944 гг.
Встречался А. Лукашенко с В. Ющенко и во время рабочего визита в Киев. Стоит напомнить, что Россия, не желая контактов с теперь уже бывшим президентом Украины, не отправляла в столицу страны своего посла до последнего момента. Справедливости ради, стоит еще раз сказать, что Виктор Ющенко провел избирательную кампанию достойно. Но в целом, автор этих строк еще раз поразился верности каноническим определениям авторитаризма – ради сохранения власти заключат сделку хоть с восставшим из пепла Гитлером.
После начала белорусско-польского кризиса подтвердился прогноз, что в геополитическом плане А. Лукашенко остался один. «Польская тема» вновь всплыла на политическом поле республики в конце января 2010 г. Официальная канва связана с противопоставлением двух Союзов поляков – лояльного Лукашенко и оппозиционного. Стоит отметить, что на самом деле влияние Варшавы велико в обеих организациях. Оба союза получали от Польши гранты, финансировались периодические издания, курсы польского языка, Польские Дома (клубы). Польша практически контролирует католическую церковь в Белоруссии, тесно связанную с этническими организациями поляков. Обе организации занимались распространением в республике т.н. «карты поляка». Традиционные скандалы вокруг двух национальных организаций активно используются во внутриполитической борьбе в Польше и Беларуси.
Предыдущее обострение «польской темы» произошло в 2005 году и было востребовано перед президентской кампанией 2005-2006 г. В 2005 году белорусской стороной было приложено немало усилий, чтобы втянуть в очередной белорусско-польский скандал Россию. Нападение на детей российских дипломатов в центре Варшавы (лето 2005 г.) способствовало обострению отношений между Москвой и Варшавой. Однако сделать антипольскую тему одной из основ предвыборной кампании 2005 – 2006 гг. не удалось. К сентябрю 2005 г. скандал завершился.
Очередное белорусско-польское обострение совпало с российско-белорусским нефтяным кризисом. Деструктивная деятельность группы А.Борис, имеющей поддержку Варшавы, продолжается не первый год, но внимание на ее активность белорусскими властями оказывается избирательно, в преддверии очередного кризиса с Москвой. Тем не менее, результаты текущего конфликта показательны: посол Польши в РБ Хенрик Литвин отозван, состоялся обмен дипломатическими нотами между МИДами Польши и Белоруссии, появились заявления о необходимости рассмотреть ситуацию на уровне международных структур, прозвучали призывы польской оппозиции запретить белорусским чиновникам въезд в ЕС, наложить на Беларусь торговое эмбарго, отменить визит главы белорусского МИДа в Варшаву и т.д.
Во второй половине февраля стала постепенно проясняться общая картина белорусско-польского кризиса. Несмотря на то, что это не первый кризис между Минском и Варшавой, его политическая основа иная, чем в 2005 году. Прежде всего, стало очевидно, что инициатором обострения отношений выступила Варшава. Госпожа Борис – лидер польской незарегистрированной этнической организации, борющейся за лидерство в Союзе поляков Беларуси, является инструментом польской политики в республике. Именно она в очередной раз спровоцировала конфликт с властями республики и пользующимся поддержкой властей руководством Союза поляков. Конфликт был необходим Варшаве по ряду причин:
- Польша курирует белорусскую тему в ЕС и отвечает перед США за смену Минском геополитического вектора. Практически все европейские комиссии и парламентские структуры, занимающиеся белорусским вопросом, контролируются поляками. Именно Варшава выступала в роли адвоката режима А. Лукашенко в ЕС, готовила и продвигала массу проектов по установлению контактов с официальным Минском. Польша является основным инициатором программы ЕС «Восточное партнерство». Варшава практически оттеснила от руководства программой Швецию, не подпускает к ней Литву, доминирует по проблематике программы в Брюсселе. Контакты между посольством Польши и рядом высших чиновников республики (В.Макей, О.Пролесковский, ряд высших офицеров в МО РБ и т.д.) не являются тайной. Однако отвечая за Белоруссию в ЕС, Варшава столкнулась с рядом проблем.
-- Польша в рамках программы «Восточное партнерство» не смогла добиться от Минска даже декоративных действий, демонстрирующих продвижение республики по пути демократизации. В год начала предвыборной кампании ЕС обнаружил, что режим готовится к четвертому сроку и не настроен на транспарентные выборы. Обнаружилось, что почти три года активной работы с Минском привели к ощутимым прорывам на внешней арене (Белоруссия не поддержала Россию в августе 2008 г, сохранила с Тбилиси дипломатические отношения и безвизовый режим, активно подрывает ОДКБ, фактически противостоит России на мировой политической арене, угрожает стабильности российского энергетического транзита), но ничего не изменили на внутриполитической арене. Смена А. Лукашенко на посту президента республики остается сомнительной.
-- В создавшихся условиях польское руководство должно было найти повод для уклонения от критики со стороны ЕС и США за провал своей политики заигрывания с А. Лукашенко. Вопрос об этнических меньшинствах, традиционно исключительно болезненно воспринимаемый в Брюсселе и Вашингтоне, оказался наиболее востребованным. Кризис между Минском и Варшавой по вопросу польского меньшинства снимает с Польши какие-либо подозрения в том, что «Восточное партнерство» и иные проекты по расширению сотрудничества РБ с ЕС, создаваемые и лоббируемые Варшавой, оказались нереалистичными и провалились.
Варшава учитывала, что на провокацию Анжелы Борис официальный Минск, озабоченный сохранением тотального контроля за политической и социальной ситуацией в республике, обязательно ответит. Именно этот момент и был главным в поведении белорусских властей в момент начала кризиса.
Провокация Варшавы удалась не только благодаря изощренности ее политики в Беларуси, но и по причине поиска белорусским руководством поводов для демонстрации своей востребованности Москве. Минск ожидал проявления солидарности с ним по «польской теме» со стороны России. Белорусское руководство, учитывая, что Польша и ее политика воспринимается в Москве исключительно болезненно, хотело бы, чтобы белорусско-польский кризис создал благоприятный фон для изменения политики российских властей в отношении поставок нефти в республику. Но это был фактор второстепенный, попутный по принципу «авось и это сгодится».
Кроме того, белорусская сторона явно переоценивает свою роль в восточной политике ЕС и использует элементы шантажа в отношении Варшавы, а в ее лице и Брюсселя. В Минске уверены, что Польша будет вынуждена уступить. Этот фактор более интересен и перспективен для руководящей верхушки республики, чем дежурная солидарность Кремля, которая, между прочим, так и не проявилась.
Индикатором того, что кризис носит исключительно заказной внешнеполитический характер является то, что в его разгар Варшаву посетил министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов и подписал соглашение о приграничном сотрудничестве. Каких-либо проблем при этом не фиксировалось. Обе стороны подмигивали друг другу. Лимитроф лимитрофа всегда поймет.
Апофеозом кризиса явилась встреча А. Лукашенко и Р. Сикорского в Киеве. Стороны остались довольны друг другом, так как каждый получил, что хотел…
Шестой прогноз не сбылся. Автор считал, что в создавшихся условиях А. Лукашенко будет вынужден заняться геополитической суетой. Но этого не произошло. Белорусский президент после возвращения в конце декабря из Алма-Аты фактически исчез с экрана. В ходе нефтяного кризиса с Россией практически себя не проявлял. На итоги переговоров о поставках нефти отреагировал вяло. Фактически махнул рукой…
Лечился в Швейцарии. В январе выглядел очень плохо. Только к концу февраля как-то реабилитировался, но на лыжне смотрелся невыигрышно. Очень грузный, какой-то тяжелый (автор несколько раз просматривал запись в замедленном темпе). Изменилось даже лицо. Буквально вцепился в младшего сына – явно болезненная реакция. Возникает ощущение, что старший Лукашенко находится в тяжелой борьбе с самим собой и явно перегружен обезболивающими препаратами…
Болезнь, которую приписывают белорусскому президенту, не просто плохая. Хороших болезней не бывает. Беда в том, что она подавляет волю. Мужскую волю. Возникает «окно возможностей» для временщиков и политических авантюристов всех мастей и происхождения.
«Тройка», что в настоящее время фактически правит бал в республике (В.Макей, С.Мартынов, Н.Петкевич) не представляет из себя ничего интеллектуально прорывного. Так, группка недалеких и чрезвычайно чванливых чиновников (молчун-болтун-красотка). Временем, предоставленным им Хозяином, они распоряжаются исключительно расточительно и своекорыстно, что, безусловно, скажется на их судьбе. Настоящего белорусского Берии и Хрущева среди них нет… В общем суетятся, вздрагивая от скрипа половиц…
Все это печально. Нет никаких реальных инициатив, нет твердого курса, нет приоритетов. Осталось пустая пропагандистская трескотня, второе десятилетие ожидания инвестиций и международного признания, чванливые заявления и пережевывание давно съеденного. Повторюсь. Ждут очередной удачи, «чуда»… Аналитика процессов, происходящих в республике, теряет смысл.
Что будет предпринимать Минск этой весной?
1. Попытается выйти из белорусско-польского кризиса с наименьшими потерями. Беларуси нужны кредиты МВФ, нужна поддержка ЕС. Минск уступит Варшаве в мелочах…
2. А. Лукашенко должен как-то выйти из пассивного состояния, подлечиться и попытаться найти новую повестку дня с российским руководством. Вряд ли он выйдет на политические решения с Москвой, но именно запуск строительства Белорусской АЭС должен стать лейтмотивом не только его избирательной кампании, но и его четвертого и пятого президентского сроков. Тут формула проста и ее создал сам белорусский президент: «Есть АЭС – есть Лукашенко президент, нет АЭС – нет президента Лукашенко». Он сам себе выкопал яму в виде ядерного реактора. Придется лезть…
3. Поменять Союзное государство России и Беларуси на Таможенный Союз и в перспективе на ЕЭП не получится. Интеграция на интеграцию не меняется, тем более политическая на экономическую. Издержки колоссальны…
4. Надо готовить страну жить с двумя обходными трубопроводами и пограничной АЭС в Калининграде. Жить с газом по польской цене. Иного пути для сохранения суверенитета нет. В этом ключе обращает на себя внимание нежелание или неспособность белорусского руководства изменить структуру нефтехимического комплекса республики. Не изменена схема налогообложения, не ликвидированы посредники, не решен вопрос о поставках относительно дешевого топлива, к которому привык белорусский потребитель, на внутренний рынок, сохраняются схемы перекрестного субсидирования топливом. Вместо этих, вполне решаемых вопросов, белорусские власти заняты составлением все новых и новых схем, призванных заставить российское руководство вернуть к жизни белорусский нефтяной оффшор. Если руководящие ведомства продолжают жить в ожидании халявы, их надо безжалостно гнать.
5. Белорусскому президенту следует что-то делать со здоровьем. Таких, каким он был на лыжне, в президенты не выбирают. Никакие хитрости не помогут.
До конца третьего срока президентства А. Лукашенко осталось 388 дней.
Андрей Суздальцев, Москва, 28 февраля 2010 года, Politoboz.com.
__________________
1.В готовящемся в настоящее время в РБ сценарии многосерийного фильма о деятельности А. Лукашенко на посту президента, где он, как стало известно, позиционируется в поистине библейском формате в контексте древнерусского былинного эпоса, данные сюжеты, по-видимому, займут особое место. Фильм должен выйти на белорусский экран в январе – феврале 2011 г.
2.Автор извиняется за личные эмоциональные высказывания в аналитическом материале.
3.Там же.