В отношениях между Польшей и Беларусью есть вопросы куда важнее, чем судьба проживающих в Беларуси поляков, что в полной мере подтверждает визит министра иностранных дел РБ Сергея Мартынова в Варшаву 11-12 февраля. В рамках визита запланирована встреча с главой МИД Польши Радославом Сикорским, однако переговоры пройдут в непростой обстановке.
Белорусско-польские отношения были серьезно осложнены ситуацией вокруг Союза поляков в Беларуси. Развитие событий с Домом польским в Ивенце привело к тому, что Польша отозвала своего посла в Минске для консультаций, а ряд польских политиков приложил максимум усилий для того, чтобы по максимуму привлечь внимание руководств Евросоюза и входящих в него стран к проблеме польского меньшинства в Беларуси.
Отзыв посла хотя бы одной из сторон автоматически понижает уровень дипломатических отношений между странами, если вовсе не временный разрыв в отношениях. Соответственно, возник вопрос о возможности визита Мартынова в Варшаву в принципе.
Поездка Мартынова готовилась не один день. В правящих кругах Польши нашлись как противники этого визита, так и его сторонники. Тот же Радослав Сикорски не возражает против общения с белорусским министром, однако пообещал ему поговорить «по-мужски» на тему СПБ. Но, судя по развитию событий, Варшава увидела целесообразность в визите Мартынова.
Ради этого посол Польши в РБ Хенрик Литвин вернулся на один день в Минск, чтобы уже завтра принять участие вместе с послом РБ в Польше Виктором Гайсенком в переговорах глав МИД двух стран. Судьба СПБ не смогла перевесить значимость других вопросов, значащихся в повестке двустороннего сотрудничества.
И одним из таких вопросов является межправительственный договор о правилах приграничного движения. Как сообщает БелТА, документ предусматривает упрощенный порядок пересечения белорусско-польской границы жителями приграничных территорий, постоянно проживающими на приграничных территориях, до 50 км от линии границы, не менее 3-х лет с возможностью пребывания на территории соседней страны до 90 дней в течение полугода.
Следует отметить, что данный документ станет первым подобного рода соглашением, подписанным Беларусью с соседними государствами, входящими в Евросоюз, и определенным шагом в вопросе либерализации визового режима со странами Шенгенского соглашения. Вот уже чего не могла допустить Польша, так это того, что первой страной ЕС, подписавшей подобное соглашение с Беларусью, может стать Литва.
Первенство в подписании договора с Беларусью придаст Польше дополнительный политический вес в Евросоюзе, что гораздо важнее для Варшавы, нежели судьба СПБ. Годами терпели – неделя или месяц другой погоды не изменят.
Учитывая, что в Польше немало противников диалога с Беларусью, очередной конфликт вокруг СПБ мог и вовсе носить искусственный характер, призванный доказать оппонентам в Польше, что белорусский режим не сильно изменился в лучшую сторону, а потому А.Лукашенко не значится в списке лучших друзей Варшавы. Что, в свою очередь, не означает, что надо отказаться от прагматичного подхода в отношениях с пусть и авторитарной, но страной-соседкой. Ведь приграничное соглашение облегчает жизнь значительно большему числу поляков, проживающих по обе стороны границы, чем численность СПБ.