Последнее обновление: 22.02.2020 09:14

Принимаем к сведению постсочинскую политику Лукашенко

Он так смело признается в любви, что сразу видно - у него есть опыт. (ГОФФ)

Авария белорусского истребителя СУ-27 в Польше оставила много вопросов, что, в принципе, не является чем-то необычным. Любая подобного рода трагедия является весьма многоплановым событием, чтобы можно было причины случившегося охватить одним взглядом и дать однозначный ответ на все возникающие проблемы. Скорее всего, для аварии нашлось несколько причин, которые и сошлись вместе в одно время и в одной точке. Автор этих строк не берется говорить о налете часов пилотов или о сомнительной «самопальной» модернизации, которую практиковали белорусы с доставшейся им в наследство от СССР авиатехникой. Посадили же, к примеру, в Минске установку «Град» на «Маз» и получился «БелГрад», что, как уверяют в РБ, «расширило его боевые возможности». (http://www.vpk.gov.by/pub/rog_vsr_p.php). Видимо от мазовского колеса ракетный залп стал кучнее…

Бог с ними… Ведь уже врали о птице, что угробила истребитель… Стоит только отметить, что демонстративное засекречивание расследования аварии наравне с недопущением к информации о катастрофе специалистов фирмы «Сухого» создали исключительно негативную информационную волну, по эффективности явно превзошедшую сам факт катастрофы, и фактически разрушившую миф о боеготовности белорусских вооруженных сил. Безусловно, отсутствие на похоронах президента республики оказалось знаковым…

Между тем, всю минувшую неделю А. Лукашенко со скорбным, но успевшим загореть под солнцем Сочи, лицом посещал белорусские «и села и нивы». Сельскохозяйственные мотивы в деятельности белорусского президента играют особую роль. В принципе, ни в одной из стран западной части постсоветского пространства, включая Закавказье, аграрная номенклатура не стоит столь близко к власти, как в Республике Беларусь, где ее представитель является президентом. Обращает на себя то, что в периоды принятия серьезных решений или в сложные моменты общей экономической и политической ситуации в республике, ее президент, как правило, начинает бродить по полям, лугам, молочно-товарным фермам и прочим аграрным городкам. Видимо, на фоне привычных и родных пейзажей он чувствует себя более уверенным и способным к принятию волевых решений. Или, наоборот, аграрный контекст позволяет А. Лукашенко уклоняется от решений, создает ему возможность изображать видимость занятости государственными делами…

Стоит помнить, что сельскохозяйственное производство предоставляет А. Лукашенко упоительную и привычную для него возможность принимать «простые решения», негативные последствия которых в краткосрочной перспективе будут не столь ощутимы. Можно до одурения переносить фермы и инспектировать агрогородки, дегустировать горошек и сетовать на мелиорацию – ситуация в экономике страны от такого, в стиле покойного товарища Ким Ир Сена, «руководства на месте» не поменяется.

Но между тем, сама страна неуклонно меняется и эти изменения с подачи белорусских властей с каждым днем приобретают все более геополитический характер. Речь уже не идет о прохождении «точки возврата». А. Лукашенко давно прошел эту «точку». В настоящее время интерес представляют попытки белорусского президента в постсочинский период сформировать новое собственное внешнеполитическое позиционированное, крепко увязанное с внутриполитическим курсом. Безусловно, данное позиционирование, оснащенное, как представляется, универсальным набором аргументов, тем не менее, будет носить временный характер, так как курс официального Минска на Запад с А. Лукашенко на борту или без него, судя по всему, непоколебим.

Но пока белорусскому президенту необходимо как-то изловчиться и вновь навязать Москве свою точку зрения на участие Беларуси в «Восточном партнерстве» и Союзном Государстве, создании совместной ПВО с натовской Польшей и единой ПВО с Россией и т.д. Если А.Лукашенко еще не убедился, что это бесполезно…

Дело в том, что неотступный мониторинг поведения белорусского президента в постсочинский период позволяет сделать осторожный вывод, что после беседы с Д.Медведевым, глава белорусского государства окончательно расстался с иллюзиями в отношении большей «покладистости» российского президента на фоне «жесткого» В. Путина. Видимо, это означает, что в России перспективы для белорусского президента отсутствуют. Тогда что делать дальше? В следующем году президентские выборы.

Для переноса даты выборов белорусского президента с 2011 года в 2010, имеются серьезные основания. Соглашения о поставках в республику российских газа и нефти (декабрь 2006 г. – январь 2007 г.) имеют в своем составе в качестве неотъемлемой части график постепенного вывода Беларуси из статуса получателя неограниченной и ничем серьезным не обусловленной российской энергетической дотации. В 2011 году республика должна покупать российские углеводороды по рыночным ценам.

Стоит напомнить, что основой успеха А. Лукашенко на выборах 2006 года являлось сохранение Москвой цены за газ на уровне 2005 года. Другое дело, что данный «подарок» Москвы был только авансом на обещание белорусского президента завершить период энергетического иждивенчества уже в 2007 г. В преддверии выборов (декабрьская 2005 г. встреча А. Лукашенко с В. Путиным в Сочи) белорусский президент мог обещать все, что угодно. Через три месяца свои обещания он взял обратно, что и привело к газо-нефтяному кризису зимы 2006 – 2007 гг.

Это давняя история, но ее суть в том, что жесткий формат переговоров в Москве в январе 2007 г. был обусловлен нескрываемым российской стороной недоверием к официальному Минску.

В настоящее время Минск пытается вновь повторить декабрь 2005 г. – сохранив условия поставки российских энергоносителей в РБ в судьбоносный 2010 году на уровне 2009 г. Но как этого добиться, если уровень доверия Москвы к Минску снизился до запредельного состояния?

В ближайшее время особое удовольствие для политического аналитика будет представлять наблюдение за медленным политическим «танцем» главы белорусского государства на все более утончающимся «льду» российско-белорусских отношений. Это в высшей степени любопытное действо сродни подготовке к окукливанию прожорливой гусеницы, разрисованной в цвета российского и белорусского флагов, которая уже объела всю возможную и невозможную «зелень» на чахлом кустике Союзного Государства и готовится предстать перед взглядом восхищенной Европы в виде некого махаона с крыльями небесной голубизны с желтыми звездами. Вопрос только в сроке жизни такого экземпляра политического перевоплощения.

Но пока А. Лукашенко, в виде уже немного похудевшей гусеницы, старательно и неспешно прощупывает «лед» вокруг себя. Для этого он использует старый инструмент. В частности, 2 сентября глава белорусского государства вспомнил об альтернативных поставщиках нефти для белорусских НПЗ. Понятно, что активизация сооружения обходного нефтепровода БТС-2, чье появление на свет целиком на совести А. Лукашенко [1] нервирует белорусское руководство, понимающее, что в случае ввода нового нефтепровода уже концу 2010 года республика превратится в нефтяной «тупичок». Исходя из столь близкой перспективы, интерес официального Минска к нефтепроводу Одесса-Броды, как и перспективам получения нефти с терминалов Литвы и Латвии, вполне понятен. Однако трудно не согласиться с аналитиками портала АФН, вполне уместно напомнившими, что уже не первый год с терминала в Бутинге подкармливается проданный польской компании PKN ORLEN S.A литовский НПЗ Mazeikiu nafta с широко известными проблемами рентабельности.

Понятно, что в политическом смысле для белорусского президента было бы крайне желательно в президентском 2010 г. разгрузить в Бутинге хотя бы парочку танкеров с венесуэльской нефтью. Только неясно, смогут ли ее переработать белорусские НПЗ. Кроме того, нельзя говорить даже о приблизительной рентабельности переработки каспийской или венесуэльской нефти предприятиями белорусской нефтехимии. Это не вопрос экономики, а вопрос политики. Перед нами снова «танцы на льду» с использованием старых «домашних наработок»: Москва должна принять к сведению интерес официального Минска к альтернативным поставкам нефти на свои НПЗ.

Очень хорошо, спасибо, приняли к сведению… Но сразу предупреждаем, что принимаем к сведению не «интерес к альтернативным источникам углеводородов», так как такие танцы на альтернативных коммуникациях на постсоветском пространстве не являются новостью. К примеру, президент Туркменистана в последнее время активно пропагандирует подключение своих ресурсов к Nabukko и с этой целью подписывает протоколы намерений, чем весьма радует Евросоюз и особенно… Пекин. Китай, пока Европа с Туркменией крепят дружбу и газовое братство на бумаге, достраивает газопровод к подземным кладовым Ашхабада. Так что проявлять интерес можно сколько угодно, но трубы то нет… А БТС-2 строится в три смены…

Принимаем к сведению, что А. Лукашенко оперирует старыми и уже отыгранными аргументами, призванными оказать давление на Москву в преддверии уточнения условий поставок российских энергоносителей в республику в 2010 г. Следовательно, позиции белорусского руководства слабы и он ничего не может предложить кроме изрядно надоевших клятв в дружбе и братстве, что белорусский президент и проделал 2 сентября: «Разворота, поворота нет и быть не может… Мы никогда ничего не делали вновь. У нас многовекторная внешняя политика, а все остальное - это досужие вымыслы… Россия была и будет братским, родным нам государством». Все это прекрасно, как приход осени после зимы и лета после весны. Но дело в том, что белорусский президент не был бы самим собой, если бы в итоге не раскрылся. Ключевая фраза его интервью от 2 сентября: «Мы - независимое суверенное государство, и мы и впредь будем определять внутреннюю и внешнюю политику. Мы будем слушать всех на Востоке и Западе, но жить будем своим умом». Белорусский президент забыл добавить одно словосочетание: «… и своими деньгами». Придется это сделать за него… Вот это и принимаем к сведению.

Андрей Суздальцев, Москва, 7 сентября 2009 года, Politoboz.com

1. Проект нефтепровода БТС-2 появился после введения белорусской стороной в первых числах января 2007 г. транзитной пошлины на прокачку российской нефти по территории республики, что, в итоге, привело к откачке транзитной нефти на Мозырьский НПЗ и закрытию транзита.

<Август 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Сентябрь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
567891011
Политика