Решение правительства России о предоставлении скидки в 15% российским товаропроизводителям при проведении тендеров по госзакупкам лишь подтвердило мрачные предположения о том, что протекционизм станет той неизбежной административной мерой, к которой будут прибегать все больше и больше стран в условиях мирового экономического кризиса. Такое мнение высказал высокопоставленный чиновник белорусского профильного ведомства. При этом он не стал критиковать или хвалить решение российского правительства, отметив, что белорусским властям куда важнее обратить максимум внимания на эту тревожную тенденцию.
«В условиях кризиса протекционизм становится реальной мерой по защите своих рынков и производителей. Проблема не только в решении российского правительства – все больше и больше стран будут использовать те или иные административные меры по защите внутренних экономических интересов. А это куда более серьезная угроза для белорусского экспорта, чем снижение спроса и покупательской способности импортеров в условиях недостаточного кредитования бизнеса со стороны банков во всем мире», - сказал собеседник.
Белорусские власти начали бить тревогу по поводу решения правительства РФ в минувшую пятницу, проявив при этом некую долю осторожности – тема разгонялась на уровне советника посольства Беларуси в России Валерия Садохо.
"Есть постановление правительства России, что при проведении тендеров по госзакупкам российским товаропроизводителям предоставляется скидка в 15%. При этом на достаточно высоком уровне были высказывания, что в условиях кризиса будут приниматься решения в пользу российских предприятий, даже если белорусская продукция окажется дешевле и качественнее», - цитирует БелТА белорусского дипломата.
«Это серьезные сигналы, но мы надеемся что данная ситуация разрешится. Угроза нарастания административных барьеров в России есть, но мы не должны упрекать друг друга, нужно выстраивать отношения так, чтобы не навредить делу», - отметил при этом Садохо.
Сложно упрекать Россию в том, в чем первенство принадлежит Беларуси. Белорусские власти еще задолго до кризиса, в пору отчаянной войны с необоснованными посредниками лишили зарубежные компании возможности участия в госзакупках. Позже, под давлением Москвы подобная мера в отношении российских компаний была устранена де-юре, но де-факто ничего не изменилось.
Валерий Садохо сообщил, что белорусская сторона уже направила в правительство России предложения о том, чтобы белорусские товаропроизводители были уравнены в возможностях с российскими. Российская сторона достаточно быстро отреагировала на выпад Минска, заявив, что Россия готова рассматривать вопрос о предоставлении белорусским товаропроизводителям равных с российскими возможностей на рынке госзакупок РФ при условии, что Беларусь предоставит свободный доступ на свой рынок госзаказов для российских поставщиков.
"Пока этого, к сожалению, нет. Наши компании жаловались, что, несмотря на формальные обязательства Беларуси, в жизни они не допускались до процедур или допускались, но на таких условиях, что заведомо проигрывали белорусским поставщикам", — заявил директор департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Максим Медведков в интервью РИА "Новости".
Медведков предположил, что стороны в "начале-середине марта" начнут обсуждение взаимного доступа на рынок госзакупок, однако увязал возможное положительное решение не только с допуском российских производителей к аналогичным процедурам в Беларуси, и необходимостью "гармонизации требований к субсидиям".
"Если мы открываем рынки, то товары наших стран должны участвовать на равных", — сказал Медведков, фактически поддержав позицию министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева.
Российский министр открыто высказался против оказания какой–либо помощи Беларуси, в первую очередь кредитной поддержки, до тех пор пока страны не синхронизируют политику по субсидированию своих предприятий.
"Возобновить помощь можно будет после того, когда будет одинаковый уровень поддержки и один уровень защитных мер. Из-за того, что Лукашенко больше любит свое сельское хозяйство, мы не должны страдать", - заявил Гордеев.
Комментируя возможный итог переговоров по взаимному доступу на рынок госзакупок, белорусский госчиновник не исключил, что стороны имеют шансы достичь положительного результата, однако отметил, что подобные обсуждения и дискуссии могут затянуться на долгое время.
«Конечно, радостного в этом мало. На Россию приходится более половины внешнеторгового оборота Беларуси. Однако, на проблему надо смотреть шире. К протекционизму прибегла Россия с ее золотовалютными резервами – это очень и очень тревожный звонок», - резюмировал собеседник.
Он пояснил, что сегодня белорусское правительство требует от производителей расширения рынков сбыта продукции.
«Однако, едва появившись на рынке новой для нас страны, белорусский экспорт может столкнуться с аналогичными административными мерами со стороны руководства этой страны. И это надо не только понимать и озвучивать, как некий риск – к этому надо серьезно готовиться», - подчеркнул он, указав на острую необходимость снижения расходов белорусских предприятий и как следствие снижения цен на продукцию до реального конкурентного уровня.
Впрочем, конкурентная цена вовсе не панацея. Так дипломат Садохо пожаловался еще на одну проблему – существенное снижение платежеспособности российских компаний. По его словам, ряд российских предприятий симулируют искусственное банкротство и не расплачиваются за продукцию. В то же время, как показало проведенное посольством исследование, в половине случаев российские предприятия, накопившие задолженность перед белорусскими партнерами, имеют средства для выплаты долгов.
На русском языке подобные исследования называются не иначе как промышленный шпионаж. А для решения проблем с задолженностью существуют такие органы как хозяйственные суды, но уж никак не сливы сотрудников дипмиссии. Однако следует отдать должное России, которая не стала в очередной раз макать белорусский агитпроп в бочку с, условно говоря, дегтем и напоминать, что идея с задержкой расчетов была опять таки озвучена в Минске – и правительство и Нацбанк призывали импортеров добиваться максимальных сроков отсрочки платежа при поставке товаров в страну. Так что, за что боролись, на то и напоролись.