Антикризисные планы от Карягина, Мясниковича, Заико, Богданкевича, Романчука... Последние 3 уже объединены в один. Однако ознакомление с этими документами позволяет сделать один неутешительный вывод – предлагаемые меры либо одобряют тот маразм, который пытается провести в жизнь наше доблестное правительство, искренне веря, что к лету все более менее стабилизируется (случай с Мясниковичем), либо представляют набор мер, применимых к недавнему периоду белорусской экономики, когда всю планету распирало от роста ВВП, либо просто несут этакий жизнеутверждающий оптимизм: «Давайте, будем жить хорошо». Давайте, кто ж против.
Экономическая модель банановой страны, выстроенная в Беларуси, неплохо показала себя в момент роста мировой экономики. Совсем уж банановой Беларусь назвать нельзя – своих ресурсов у страны собственно нет, кроме калия да двух ведер нефти. «Экспортоориентированная» - гордо говорят высокопоставленные чиновники, напрочь забывая при этом обязательное продолжение данной характеристики: «и импортозависимая».
Львиная доля ВВП создавалась по формуле «купил – слегка своего добавил – продал дороже», ну и экспорт калийных удобрений с постоянным ростом добычи, в то время как основные конкуренты в мире закрывали шахты с целью экономии природного ресурса (например Канада). Сложно представить, что делала бы страна, если бы в наследство от СССР ей не осталось пара НПЗ и ряд предприятий, расположенных по политическим причинам в Беларуси и составлявших костяк социалистического машиностроения.
Доходная часть бюджета страны в 2008 году составила 46 трлн. рублей. Не рассуждая много это или мало для страны с 10 млн. населением в центре Европы, приведем лишь один пример: только один из двух НПЗ – Мозырский - перечислил в бюджет в 2008 году более 3 трлн. рублей или 15 часть всех доходов в виде налогов и акцизов. Всего лишь по 250 тыс долларов на каждого работника!!! Добавим сумму налоговых платежей Нафтана, который перерабатывает примерно столько же нефти, сколько и Мозырский НПЗ, учтем официальные налоги и скрытые отчисления (например: 50% от чистой прибыли на указанный Администрацией счет помимо денег на спонсорство всяких спортивных клубов). Не забудем Белоруснефть с ее экспортом добываемой в стране нефти, а также калий и весьма непрозрачное газовое хозяйство и зависящую от него нефтехимию. Даже хваленное машиностроение – тракторы и МАЗы - сегодня работает по принципу конструктора «Лего»: купили комплектующие, чего-то выплавили у себя, собрали и продали. Плавим вроде на своих предприятиях, том же БМЗ – но своего металла у страны опять таки нет.
Когда все перло, модель работала – разница между входом (импортом) и облагороженным добавленной стоимостью выходом (экспортом) позволяла кормить всю остальную страну. Деньги уходили на дворцы, площадки, праздники и прочею агитпроповскую дребедень, но отнюдь не на создание внутренней части экономики, которая не была бы экспортоориентированной, но при этом и импортозависимой. Продовольственную безопасность якобы решили, но сельское хозяйство посадили на кредитную иглу, сохранив при этом социальную модель совдеповских колхозов, работники которых имеют перед собой только одну ясную цель – похмелиться с утра и нажраться после обеда до такой степени, чтобы забыться до следующего утра. Не бухтят, свобод и прав не требуют, ну и зашибись.
Не удосужились сделать самое простое – реализовать, как говорит Сами-Знаете-Кто, данное богом – географическое положение страны. Речь идет о транзите (трубы не в счет, их не Мясникович придумал и не Лукашенко построил) и туризме. Все боялись отдать инициативу в руки частников и недосчитаться каких-то копеек в виде налогов, хотя денег в бюджете и всякого рода инновационных фондах вполне хватало. Чего боялись – сложно понять. Единственное, что смогли, и то благодаря лишь одному отдельно взятому строителю, так это запустили строительную пирамиду. Идея была неплохая, поскольку работала на создание упомянутой внутренней части белорусской экономики – все ж свое: и стройматериалы и рабочая сила и потребители. Строительная отрасль ожила – опять таки налоги, занятость, да и население, пусть далеко не все, но некоторая часть наконец дождалась своих 40-100 квадратов уединения и независимости. Не мировой стандарт, конечно, но хоть что-то. Но стройка хороша, когда все прет. В период кризиса это достижение народного хозяйства обычно бьет по лбу, да так сильно, что аукается всей планете. И белорусская стройплощадка также не является исключением – «зеленой» картой на все случаи не застрахована.
Предлагаемые сегодня экономистами меры не новы – они их озвучивают уже давно. Меняется лишь форма подачи и отдельные цифры. Но неужели от этих мер резко взлетят цены на нефть, позволяющие Беларуси как и раньше снимать жирную маржу в абсолютных цифровых значениях? Китай внезапно согласится закупить 1 млн тонн калийных удобрений по желанной для Беларуси цене в $1000 за тонну? За МАЗами и МТЗ выстроятся очереди из российских, украинских, казахстанских и прочих покупателей, а в кабинет Лукашенко – из инвесторов с мировым именем?
Популизм, имиджевые меры, перечни кардинальных, но долгосрочных мер, реализация которых займет не один год, даже если на этот год Лукашенко отправить в отпуск в Венесуэлу, не решают проблему кризиса, как собственно и еще один план, разработанный самим правительством. Как говорят сами чиновники, 52 пункта этого документа носят идеологический характер, нежели экономический. Безусловно, выполнение этого плана предполагает определенную либерализацию экономики – сегодня после реализации части этого плана частные компании признают, что работать с точки зрения административного регулирования стало легче. Но поскольку ни один из этих пунктов не решает проблему кризиса, это облегчение не радует бизнес – потребительский спрос не только не растет, он продолжает катастрофически снижаться.
Но все же все планы хороши тем, что они хотя бы есть – в каждом из них можно найти некое рациональное зернышко, идею, намек на правильное направление поиска выхода из кризиса. И эти мнения, намеки и т.п. могли бы быть услышаны, но власть напоролось на то, за что так долго боролась. В стране сформирована настолько жесткая структура управленческой вертикали, что сегодня не то что не способно выполнить некое антикризисное решение – оно не способно вообще сгенерировать подобное решение. В итоге все ключевые решения и все основные денежные потоки приходится распределять Сами-Знаете-Кому.
Когда прет, с этим нет проблем – на многое можно закрыть глаза, на многое махнуть рукой, многое простить… Кризис предполагает оперативное принятие нестандартных решений, работу большой команды специалистов и коллегиальные решения по множеству ключевых вопросов, что невозможно в условиях белорусского авторитаризма. Отчасти шаги по экономической и политической либерализации предпринимаются не только ради диалога с Европой, но и для того, чтобы хоть как-то расшевелить окаменевшую и поросшую мхом неподвижную структуру управления. Причем, эту проблему уже невозможно скрыть от руководства других стран. В начале февраля в Москве был подписан еще один антикризисный план - на уровне союзного государства. Ответственным органом управления за его реализацию со стороны Беларуси определен Нацбанк Беларуси, а со стороны России – МЭРТ, Минпром, Минсельхозпрод, Минфин и т.д. по списку. А для чего тогда Беларуси нужны аналогичные ведомства? О чем можно говорить, если по мнению России в Беларуси кроме Нацбанка не осталось больше в той или иной степени адекватных органов госуправления?
Проблема усугубляется и тем, что кризис не только в экономике, в структуре управления – кризис еще и в головах высокопоставленных чиновников. Чего только стоит заявление вице-премьера В.Семашко в Казахстане по поводу ожидаемого роста ВВП РБ на 8-9% в 2009 году. Казахстан «ржал», не постесняемся этого слова, а российские СМИ сходу написали, что Беларусь «нарисует» 8-9% роста.
Можно различными методами разрабатывать управленческую вертикаль днями и ночами, но если белорусские чиновники, которые наделены правом принимать решения, продолжат уподобляться оленю из одного весьма популярного анимационного блокбастера, твердя каждое утро перед зеркалом «Посмотрите, как молод и красив я (Наша экономика не по зубам кризису)», не стоит уповать на оптимистический сценарий развития ситуации. Наоборот, на дно грохнемся так, что мало не покажется.
На вопрос «как?» ответ найти не сложно. Кризис начался с США, и именно эта страна первой нащупает или грохнется на дно. За ней последуют другие страны. Беларусь вряд ли грохнется раньше России, а потому прежде чем страну размажет по этому дну, будет небольшой запас по времени, чтобы оценить возможную силу удара.