Международный суд ООН в среду в ходе публичного заседания огласит свое решение по иску Грузии к России о принятии временных мер.
С просьбой обязать Россию принять временные меры, направленные на защиту грузинских граждан, Тбилиси обратился в Международный суд 14 августа в связи со своим иском, внесенным 12 августа в этот основной судебный орган ООН. В этом иске Грузия обвиняет Россию в нарушении международной конвенции об устранении всех форм расовой дискриминации.
Тбилиси утверждает, что "Российская Федерация через свои государственные органы и другие учреждения, исполняющие государственную власть, официальных и других лиц и через югоосетинских и абхазских сепаратистов, действовавших по указанию или под руководством и контролем Российской Федерации, совершила серьезные нарушения своих фундаментальных обязательств по конвенции... в определенные периоды своего вмешательства в Южной Осетии и Абхазии с 1990 по август 2008 года".
По версии грузинской стороны, "с начала 1990-х годов, действуя вместе с сепаратистскими силами и наемниками в грузинских регионах Южная Осетия и Абхазия, Российская Федерация систематически проводила политику этнической дискриминации, направленную против этнических грузин и других групп населения в этих регионах".
В этой связи Грузия настаивает на том, чтобы на основе этой конвенции "были полностью гарантированы и защищены личные права всех лиц на территории Грузии". Тбилиси хочет, чтобы на период рассмотрения Международным судом иска Грузии против России, которое может занять несколько лет, действовали бы временные меры.
Слушания по вопросу о временных мерах проходили с 8 по 10 сентября. По их итогам суд прежде всего должен определить, обладает ли он юрисдикцией в отношение поданного Грузией иска, и отвечает ли ситуация условиям, в которых следует потребовать принятие временных мер.
Резюмируя в ходе своего выступления на слушаниях позицию России, представитель РФ, директор правового департамента российского МИД Роман Колодкин подчеркнул, что спор на основе которого Грузия обратилась в суд, не касается конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. По его словам, если бы и был спор, то он касался бы применения силы, гуманитарного права, территориальной целостности. Кроме того, по мнению российской стороны, конвенция требует, чтобы до обращения в Международный суд стороны предприняли попытки устранить разногласия путем переговоров, однако в данном случае это не имело место.
"Если в Южной Осетии и Абхазии и были нарушения конвенции, их нельзя связать с Россией, поскольку она не осуществляет контроль над руководством этих территорий, - сказал российский представитель. - Если суд все же сочтет себя компетентным рассматривать это дело, российская делегация считает, что Грузия в ходе слушаний не продемонстрировала критерии, необходимые для принятия временных мер". По словам Колодкина, существующая ситуация не требует временных мер в свете происходящего сейчас в регионе постконфликтного урегулирования. Он также отметил, что августовские события в Южной Осетии и Абхазии произошли из-за применения силы Грузией.
"Международному суду ООН следует признать, что он, совершенно очевидно, не обладает юрисдикцией по данному вопросу, и исключить это дело из списка рассматриваемых им дел", - указал Колодкин.