Готовящиеся новые преобразования в системе школьного образования далеко не всеми оцениваются положительно. Более того, председатель комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Владимир Зданович в интервью БелаПАН заявил, что "становится очевидным, что возврат к 11-летнему сроку обучения означает начало новой реформы, причем реформы, ведущей в пещерный век".
Он сообщил, что во всех странах в школе учатся 12—13 лет, в отдельных — 14. "В Китае, Польше, Испании, Германии количество учебных недель — 40, объем нагрузки на ученика — от 1.100 до 1.600 уроков в год при 12—13-летнем сроке обучения. А в Беларуси — 800 уроков за год, да еще планируют их количество уменьшить. При дальнейшем снижении этих показателей последствия для государства будут необратимыми", — считает депутат.
В.Зданович подчеркнул, что единообразие программ, замена полноценных уроков не обязательными для посещения факультативами — это "настоящая диверсия". "Я даже не об учителях говорю, которых почти 10 тысяч собираются из школ удалить, а о школьниках. До обеда в школе способные к учебе дети будут отдыхать, а затем уйдут к репетиторам за знаниями. Уже сейчас к репетиторам очереди, а цены на их услуги в Минске выросли до 30 евро за занятие", — сообщил он.
Депутат отметил, что "никаких денег на продолжение дальнейшей учебы школьников по 12-летним программам не требуется". "Только для непосвященных школа была единой и 11-летней. Но на самом деле уже несколько лет в ней работали не 11, а 12 классов. В этом году ученики учились в двух десятых классах: в 10 классе 12-летней школы и в 10 классе 11-летней школы. 12-летняя школа сейчас для Беларуси наиболее экономически выгодна. Другого шанса не будет.
За 10 лет количество школьников уменьшилось примерно на 460 тыс. (30%), количество школ — на 25%. Из бюджета ежегодно в систему образования увеличивались ассигнования (на 17—22%). Поэтому средств, особенно при рациональном их использовании, должно хватить не на 12 лет учебы в школе, а на гораздо больший срок", — подчеркнул он.
В.Зданович считает, что в образовании "любые изменения нужно делать, не шашкой махая, а вдумчиво и не спеша, просчитывая каждый шаг". "Любой человек, мало-мальски имеющий отношение к образованию, подтвердит, что за два-три месяца создать новые толковые учебные программы нельзя, бестолковые — можно. Оптимальный вариант преобразований — начинать с начальных классов и обязательно иметь в запасе безболезненный "план отступления", — отметил он.