Последнее обновление: 29.11.2024 18:00

Три плана белорусской оппозиции

Все планы белорусской оппозиции на 25 марта 2007 года сводились к одному – приложить максимум усилий, чтобы создать некое подобие уличной акции, проведению которой помешали власти и силовые структуры. Эту задачу организаторы вчерашнего «позорища» выполнили с лихвой, что позволит им без труда отчитаться перед спонсорами. Ведь денег в акцию, судя только по количеству и качеству евросоюзовской атрибутики (флаги, транспаранты, растяжки и т.д.), было вложено немало.

Идеальный план организаторов зависел от одного условия – перекрыта или нет Октябрьская площадь. Правда о том, что площадь будет перекрыта, было известно еще в пятницу, 23 марта.

«Объединённые демократические силы Беларуси пришли к согласию по следующему: в этом году День Воли – это не день некой революции, не день противостояния с властями – это праздник… Обсуждались действия на разные случаи: перекрыта или нет Площадь и прилегающие улицы. И были приняты общие решения. Так вот, если Площадь будет перекрыта – принято решение не рвать кордоны, не «подставлять» молодёжь под провокации», - разъяснил накануне Дня Воли один из заявителей акции, зампред ОГП И.Шинкарик.

А потому на самом деле «планчик» сводился к тому, чтобы часть народа, которая попытается попасть на Октябрьскую площадь со стороны цирка, под присмотром правоохранительных органов (были предоставлены автобусы) спокойно отвести к разрешенному месту у Академии наук. Дальше предполагалось действовать по ходу событий: небольшой митинг у АН и по домам, либо в зависимости от количества участников более сложный вариант - шествие к площади Бангалор (ко 2-ому варианту никто не готовился). Ответственность за сбор демократических активистов у цирка была возложена на лидера Партии БНФ Винцука Вячорку.

Но столь замечательный и удачный план организаторов слегка подпортил экс-кандидат в президенты Александр Милинкевич со своим постоянным желанием влезть во все оппозиционные дела. Окружив себя как телохранителями депутатами Европарламента и представителями ряда европейских стран, Милинкевич усложнил задачу и организаторам акции и милиции, поскольку подошел к Октябрьской площади со стороны здания Нацбанка РБ и ГУМа. В итоге правоохранительным органам пришлось решать задачу, как обеспечить Милинкевичу и его свите проход к АН, а Вячорке – тормозить направившихся уже к месту сбора у АН граждан с просьбой подождать Милинкевича. Но для начала силовики оттеснили Милинкевича и всю толпу к зданию КГБ, чтобы работой рядового состава через окна могло насладиться руководство КГБ и МВД.

Мистер Фикс, есть ли у вас план? - У меня есть 3 плана. Три плана белорусского мистера Фикса – Милинкевича - сводились к тому, что, если власть не пустит участников Дня Воли на Октябрьскую площадь, а) попытаться обойти ее слева (по ул.Интернациональной), а если и это не выйдет, то б) обойти площадь еще левее (по ул.Богдановича) и в случае провала в) спросить у властей, что же делать и как пройти к месту сбора у АН. В итоге сработал последний вариант.

Милинкевича и идущих за ним граждан заставили выйти к Дворцу спорта, где власть осознала собственную ошибку: Милинкевич на открытой площадке у Дворца спорта им явно был не нужен. Стороны провели переговоры, и Милинкевич моментально согласился в обмен на обеспечение прохода к АН через Немигу (ул.Богдановича) освободить занятую гражданами площадку у Дворца спорта. Раздавшиеся в толпе призывы «Идем на Дрозды», никто якобы не услышал. Беда лишь в том, что пока Милинкевич освобождал площадку у Дворца спорта и возвращался обратно к Немиге, правоохранительным органам удалось рассечь сопровождавших его граждан на несколько небольших групп.

Следует отметить, что в момент гуляний Милинкевича по бывшему проспекту Машерова к нему внезапно присоединился лидер партии ОГП Анатолий Лебедько. Откуда он появился и как пробился через сплошные кордоны, никто сказать не может. После своего выступления у АН Лебедько также внезапно и незаметно исчез. У политика была своя напряженная программа – футбольный турнир, посвященный Дню Воли, в условиях постоянной слежки плюс домашние проблемы – накануне акции 25 марта, ночью, неизвестные пытались устроить лидеру ОГП мавзолей в собственной квартире.

«Сын Анатолия Артём Лебедько возвращался домой поздно, около половины третьего ночи. Дверь в тамбур он открыть не смог, поскольку она была залита какой-то чёрной дрянью, которая стремительно затвердевала. Если бы мы обнаружили это позже, утром – эта субстанция уже бы “зацементировалась”, и я бы не смог выйти из квартиры: пришлось бы либо ломать дверь, либо спускаться с третьего этажа по бельевой верёвке», – рассказал сам А.Лебедько.

Обошлось без трюков, риска и вызова каскадеров. Но хитрее всех поступил в День Воли самый активный из всех оппозиционных политиков лидер коммунистов Сергей Калякин. Будучи коммунистом, верный сторонник демократии и ярый лоббист конгресса демократических сил Беларуси в этот день вовсе не появился даже на расстоянии от проходившей акции. Ему некогда: во-первых – подготовка к съезду, извините – конгрессу, во-вторых, что еще более важно – подготовка к празднованию … 1 мая.

Так что лидеров вчера было немного. Собравшись в итоге у АН им предстояло сделать так, чтобы все прошло по заранее подготовленному и единственному плану – заболтать народ и без всяких шествий к пл.Бангалор, или, упаси господь, к Национальной библиотеке или на концерт в первый аэропорт. Это был якобы ответ оппозиции на запреты властей – мол «на Октябрьскую площадь нас не пустили, но и на предложенную пл.Бангалор мы тоже не пойдем.

«Мы выполнили тот план, который ставили перед собой. Я сказал, что мы не пойдем на Бангалор, и мы не пошли на Бангалор», - прокомментировал затем события 25 марта сам Милинкевич

В итоге народ покричал лозунги, постарался услышать никакие речи политиков и представителей общественности. Вячорка предложил проголосовать за резолюцию, которая одобряла уже много раз одобренные действия и подходы Евросоюза. Намекнул, что, мол, все, кто хотел, уже выступили, и что на Бангалор нет смысла уже идти. И свершилась самая важная часть плана, то, о чем всегда умалчивают и власти и оппозиция – после почти 4-х часового гуляния у всех уже оставалось только два ярко выраженных желания: еда и туалет. Именно эти два вопроса никогда не учитываются нашей оппозицией при организации уличных акций.

В итоге лидер БНФ завершил блестящий план – предложил всем разойтись, что народ с радостью и сделал. Ведь сказали, что никуда не пойдут, и не пошли. Группа молодежи, отправившаяся к Национальной библиотеке – это личная инициатива этих белорусских граждан и совсем другая история.

Вопрос лишь один – в чьи-нибудь планы входило отпраздновать День независимости Беларуси?



<Февраль 2007
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627281234
567891011
Март 2007>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627281234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Политика