Беларусь все-таки пережила очередную ежегодную декаду торжества государственных средств массовой информации и пропаганды (СМИиП). Начавшись 3 мая с показушной выставки "СМИ в Беларуси", декада в итоге завершилась вчера назначением Игоря Угольникова Председателем телерадиовещательной организации Союза России и Беларуси с годовым бюджетом в 5 млн. долларов США.
В этом году Министерству информации пришлось изрядно попотеть, чтобы хоть как-то заполнить 1-й этаж выставочного павильона на ул.Я.Купалы. Участников на выставку "СМИ в Беларуси" собирали уговорами, приказами, последними "китайскими предупреждениями", запугиваниями. Весь этот инструментарий очень слабо помог чиновникам.
Тамадой на празднике "свободы слова" выступало белорусское телевидение с примкнувшими к нему FM (УКВ) радиостанциями, постоянно представляя посетителям сразу на 2-х сценах каких-то белорусских исполнителей всех музыкальных стилей. От избытка подростковой любви задыхался телеканал "МузТВ", а "ВоенТВ" привлек к себе внимание возможностью поиграть в "войнушку" на компьютере.
А вот печатных СМИ, которые во время работы выставки отмечали свой профессиональный праздник - День печати, в этот раз было не густо. Хорошо об этом свидетельствуют итоги II Национального конкурса печатных СМИ "Золотая Литера". Так лучшим информационным агентством названо БелТА - единственное информагентство, принявшее участие выставке. (По сравнению с выбором лучшего информационного агентства президентские выборы были вполне демократичными - все же 4 кандидата было.) Лучшей общественно-политической газетой названа "Советская Б", лучшей газетой для детей и молодежи - "Знамя юности". Обладателем титула "Лучший общественно-политический и литературно-художественный журнал" стал журнал "Беларусь. Belarus".
В номинации "Лучший репортер" победа присуждена заместителю главного редактора "Народнай газеты" Лидии Пересыпкиной. Лучшим фотокорреспондентом стал Анатолий Клещук (газета "Звязда"). Гран-при "Лучший творческий проект года" получил проект газеты "Рэспубліка" - спецвыпуски "Экстренный вызов" и "Ветеран".
Если к названым изданиям добавить "Аргументы и Факты" и "Из рук в руки", то это и будет полный перечень известных газет, принявших участие в выставке. Прошедшее мероприятие очень хорошо свидетельствует об "экономическом буме-чуде" в Беларуси - ни одно из экономических изданий Беларуси не было представлено на прошедшей выставке. (Рекламный журнал "Оптом и в розницу" не в счет).
Четверть площади павильона занимали стенды областных изданий, на которых были широко представлены региональные газеты, нет, не газеты, а про-властные политические листовки форматом в 1-2 печатных листа. И все-таки представители некоторых областей не побоялись захватить с собой и образцы тех региональных изданий, которые решаются публиковать хоть какую-то критику в адрес режима. При упоминании нужного издания, представители, посмотрев по сторонам, с радостью доставали из-под полы нужную вам газету.
Но была и противоположная реакция. Обратившись к промоутеру под вывеской "Газеты Витебщины" с просьбой показать ту газету, которая публикует "известного и уважаемого всеми Валерия Щукина", пришлось выслушать "А кто вам сказал, что он известный?.. Нет у нас таких газет".
Особо следует отметить участие на выставке таких изданий как заводские газеты, а по сути небольшого размера листовки, Минского тракторного завода, Завода колесных тягачей зданий, БелАЗа. Вклад этих изданий, периодичность выхода которых так и осталась тайной, в информирование граждан Беларуси как и целесообразность участия в выставке (стоимость места начиналась от 1000 у.е) вызывает определенные сомнения.
"Большое количество зарубежных СМИ, участвующих в выставке" на самом деле оказалось стендом "Нижегородской прессы" и пустым стендом "Кыргызстан". Больше иностранных СМИ на выставке выследить не удалось. Но гвоздем экспозиции стал, конечно же, стенд "Посольство Китая в Беларуси". Жаль, что на выставке отсутствовали стенды посольств/консульств России, Ирана и Кубы. Представители этих стран могли бы в неформальной обстановке серьезно и основательно обсудить известную всем тему "поздравлений с победой".
Учитывая, что по данным Мининформа информационное поле Беларуси по состоянию на 1 марта 2006 г. представляют 1232 печатных периодических издания, 8 информационных агентств, 51 программа телевещания, 154 программы радиовещания, на выставке было представлено менее 10% от общего числа.
О том, что же показывают, вещают и пишут большинство из зарегистрированных СМИ, хорошо говорит следующий диалог:
"Хочу жить в Беларуси", - говорит один житель Беларуси другому, смотря в большой телеэкран на Октябрьской площади.
"Так ты ж в ней и живешь", - недоуменно отвечает другой.
"Нет, хочу жить в той Беларуси, которую показывают по БТ", - поясняет первый.
Без анекдота сложно объяснить "чэснасць" государственных СМИ. Может быть потому и председателем телерадиовещательной организации СГ назначили бывшего юмориста Угольникова, который лет 10 назад заявил на ТВ, что "стебаться" он больше не хочет, и его интересует только бизнес. Однако не так давно Угольников появился на канале НТВ в роли "судьи" на шоу "К барьеру" (в том самом, в котором ведущий Соловьев вальяжно мечется между двумя противниками, как Лукашенко между Россией и Евросоюзом). И вот назначение на должность. Похоже, что бизнесмен Угольников в итоге понял, что лучший бизнес на территории бывшего СССР - это "дербанить" бюджетные деньги.