Экс-премьер Юлия Тимошенко считает необходимым после выборов 2006 года принять новую Конституцию, возможно, путем всенародного референдума.
«Все конституционные изменения и изменения к Закону о выборах делались путем лоббирования и компромиссов. Одни лоббируют, а другие потом рисуют какой-то некрасивый компромисс», - сказала она в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
Тимошенко раскритиковала изменения к Конституции, которые должны были вступить в действие с 1 января 2006 года, назвав новую структуру органов власти «не парламентской моделью, а отсутствием всякой системы». «Негативы - это бесконтрольность, безответственность, сосредоточение власти в одних парламентских руках», - сказала она, прибавив, что «несколько лидеров партий будут назначать одновременно исполнительную власть и Генпрокурора, Счетную палату, например, и руководство законодательной власти».
«Приятным моментом» Тимошенко назвала то, что «кроме избрания Президента Украины общенациональными выборами, граждане смогут избрать еще и Премьер-министра, потому что, по-видимому, политическая сила, которая набрала большинство голосов на парламентских выборах, будет формировать исполнительную власть, парламентское большинство и все другие направления».
Вместе с тем, она отметила ограниченность влияния Премьер-министра на членов коалиционного правительства. «Это уникальная ситуация, когда неизвестно каким образом Премьер-министр будет руководить своим разнообразным коллективом, когда у каждого министра будет несколько руководителей. В первую очередь, это лидер партии, с другой стороны - спикер Верховной Рады. Только на третьем месте руководителем министра будет Премьер-министр, а совсем ни на каком месте будет Президент», - сказала экс-премьер.
Она подчеркнула, что после выборов основная ответственность за ситуацию в стране ляжет на плечи депутатов, которые «де-факто будут руководить страной в ежедневном режиме».
При этом Тимошенко не исключила, что созданное после выборов большинство «может собраться, потом через полгода пересобраться, через полгода еще раз пересобраться, что повлечет за собой изменения и в правительстве».
В то же время, Тимошенко «абсолютно уверена», что политреформа вступит 1 января, «потому что сегодня Президент и его команда слишком слабы, чтобы так радикально изменять ход политических событий и отменять эту реформу». «Если бы Президент сохранил единство команды, сохранилось бы доверие в обществе на том уровне, на котором оно было во время революции, то политической воли и сил хватило бы для того, чтобы доказать, что эта реформа была не очень законно введена», - считает она.
«Но сегодня нужно признать, что за эти последние 10 месяцев и доверие исчезло, и уверенности стало гораздо меньше у команды Президента, и, что самое главное, нет интерактивного управления политическими обстоятельствами», - считает Тимошенко.
В новой Конституции, по ее мнению, должны появиться разделы, которых нет в действующей, в частности, «об оппозиции как государственном институте», а также о местном самоуправлении, роли СМИ.
«Хотелось бы, чтобы документ родился не за одну ночь и не за две, а после очень глубокого, реального общенародного обсуждения», - сказала Тимошенко.