1 ноября 2005 г. РОО "Белорусский Хельсинкский Комитет" (БХК) отмечает 10-летие своей деятельности по защите прав человека.
БХК - независимое, неполитическое, некоммерческое общественное объединение, действительный член Международной Хельсинкской Федерации, которая имеет консультативный статус при ООН и ОБСЕ.
Главная цель БХК - защита в Беларуси прав человека, гарантированных Конституцией, а также декларированных Хельсинкскими соглашениями и иными международными договорами о правах человек. Для этого БХК выявляет нарушения прав человека и проводит различные мероприятия с целью добиться соблюдения международных обязательств в области прав человека, взятых на себя Республикой Беларусь. Поскольку правовое демократическое государство не может существовать без сильного гражданского общества, БХК содействует развитию правозащитного движения в регионах.
В 1998 г. БХК награжден премией Европейского Союза и США за вклад в развитие гражданского общества.
БХК ведет широкую экспертную работу в области правозащитных и общественных проблем. Под эгидой БХК или с его участием регулярно проходят конференции, круглые столы, экспертные встречи.
Публикации БХК, в частности, журнал "Чалавек" и ежегодные доклады о ситуации с правами человека в Беларуси служат одним из базовых источников информации по соответствующим проблемам для белорусских и иностранных исследователей, белорусских властей, а также журналистов, политиков и международного сообщества. Доклады, подготовленные БХК по результатам мониторинга и объективно отражающие ситуацию с правами человека, проводимого отделениями БХК и правозащитными организациями всех регионов Беларуси, широко используются структурами ООН, ОБСЕ, посольствами иностранных государств. Материалы БХК вошли в доклад Специального докладчика Комиссии по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ Христоса Пургуридеса о фактах насильственного исчезновения известных политиков и журналиста и доклад Специального докладчика Комиссии ООН, послужившие основанием для принятия ряда резолюций соответствующих международных организаций.
БХК представил Центральной комиссии по выборам, судебным органам, прокуратуре и международным организациям подтвержденные факты грубого и неоднократного нарушения избирательных прав граждан во время выборов и референдумов, прошедших в Беларуси с 1996 по 2005 годы.
Члены РОО "Белорусский Хельсинкский Комитет" и его председатель, Татьяна Протько, ведут активную общественную деятельность, вовлечены в переговоры с представителями власти, политиками и международным сообществом по ключевым вопросам в области прав человека.
БХК регулярно проводит правозащитные семинары и обучающие тренинги для молодых активистов, недавно пришедших в правозащитные организации и нуждающихся в базовых знаниях в области защиты прав человека, и для опытных правозащитников, которые хотели бы углубить свои знания и навыки. Обучение ведут опытные юристы БХК: Гарри Погоняйло, Олег Гулак, а также другие эксперты. Из-за ограниченности финансовых возможностей мы не можем обеспечить обучение всех активистов региональных организаций, которые нуждаются в правозащитном образовании. Поэтому в ближайшие два года БХК планирует расширить свою деятельность путем создания в регионах правозащитных образовательных и консультационных центров.
БХК проводит анализ законодательства и выступает с предложениями по его совершенствованию: подготовлены предложения, касающиеся законов о средствах массовой информации, выборах, а также Конституции Беларуси.
Члены БХК участвуют в работе миссий Международной Хельсинкской Федерации и, в частности, исследовали ситуацию с правами человека в Приднестровье (Молдова), на Северном Кавказе (Российская Федерация), в Украине, Таджикистане и Узбекистане.
Немаловажной задачей Комитета является и помощь конкретным людям. В общественную приемную, созданную при БХК, обращаются граждане, многие из которых прошли уже не одну инстанцию, включая Верховный Суд и Администрацию Президента. В БХК они получают бесплатную консультацию. По мере возможностей Комитет направляет своих представителей для участия в судебных процессах. Со дня основания Комитета представители БХК участвовали во множестве "рядовых" и "громких" дел, защищая Павла Шеремета, Валерия Щукина, Ирину Маковецкую и других журналистов; "Народную волю" и "Белорусскую деловую газету"; Юрия Бандажевского, Андрея Климова и других узников совести; родственников исчезнувших Юрия Захаренко, Виктора Гончара, Анатолия Красовского, Дмитрия Завадского; верующих различных конфессий; кандидатов в депутаты и президенты; участников мирных манифестаций; предпринимателей и социально незащищенных граждан; беженцев; заключенных, подвергшихся жестокому обращению, и сотни других людей. Ежегодно в БХК приходит свыше двух тысяч жалоб о нарушении прав человека.
Защищая права других, БХК часто и самому приходилось защищаться. Большую поддержку Комитету оказали международные организации, включая ООН, ОБСЕ, Европейский Союз, а также неправительственные организации и дипломатические миссии демократических стран, выступившие с осуждением преследования правозащитной организации. Вот лишь некоторые атаки на БХК.
В 2003 году Министерство юстиции вынесло письменное предупреждение БХК за использование бланка, штампа и печати, на которых "название организации не соответствует уставному" (отсутствуют кавычки), и за использование на печати наряду с белорусским английского варианта названия организации, хотя печать и штамп были согласованы с органами МВД, изготовлены в 1995 г. в соответствии со всеми требованиями и использовались при перерегистрации объединения в Министерстве юстиции в 1999 г. Двух подобных предупреждений в течение одного года достаточно для начала ликвидации общественного объединения.
Накануне референдума 2004 года Министерство юстиции направило в Верховный Суд иск о ликвидации БХК, после того, как Комитет публично усомнился в законности референдума и обратился к Конституционному Суду, а также к органам, наделенным правом обращения в Конституционный Суд, с просьбой поднять вопрос о соответствии Конституции Указа № 431 "О назначении республиканского референдума" об отмене ограничений на срок пребывания Президента у власти. Верховный Суд вернул иск Министерству без рассмотрения.
С августа 2003 года по январь 2004 инспекция по налогам и сборам Московского р-на Минска провела комплексную проверку БХК с момента основания в 1995 году. Инспекция подтвердила целевое использование средств, однако, сославшись на Декрет Президента Республики Беларусь № 8 "О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи", начислила БХК задолженность по налогам и экономические санкции на сумму свыше 385 млн. рублей (около 180 тыс. долларов США) за деятельность по проектам технической помощи Программы ТАСИС. Налоговая инспекция проигнорировала тот факт, что действие Декрета не распространяется на международную техническую помощь, осуществляемую по Программе ТАСИС в Беларуси, которая освобождается от налогов и таможенных пошлин на основании международного договора Беларуси. По материалам ИМНС в 2004 г. Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля выдвинул уголовные обвинения против руководства БХК.
Хотя 23 июня 2004 г. хозяйственный суд г. Минска снял с БХК все обвинения в уклонении от уплаты налогов, и это решение вступило в законную силу, в октябре 2005 г. первый заместитель председателя Высшего Хозяйственного Суда Евгений Смирнов принес протест в Президиум ВХС и просит отменить данное решение. Удовлетворение протеста может повлечь возобновление уголовного дела против должностных лиц БХК, грозящего им тюремным заключением на срок до семи лет с конфискацией имущества. Поэтому БХК сейчас чрезвычайно остро нуждается в широкой национальной и международной поддержке.
После письменного предупреждения Минюста в 2005 г., требующего от общественных объединений вести профессиональное делопроизводство и запрещающего им иметь помещения в жилом многоквартирном доме для регистрации юридического адреса, БХК пошел на ликвидацию своих региональных отделений: ликвидируются 12 зарегистрированных региональных отделений, которые были в крупных городах, а также представительства в других населенных пунктах. Это вынужденная мера, учитывая действия Минюста по ликвидации общественных организации. Однако деятельность Комитета в регионах не прекратится: ее будут осуществлять уполномоченные представители БХК.
В ближайших планах БХК - продолжение и усиление правозащитной деятельности по мониторингу ситуации с правами человека и оказанию помощи жертвам нарушений; составление "Серой книги" с указанием имен и деяний людей, которые систематически и грубо нарушают права человека, и информирование о таких фактах белорусской и международной общественности; проведение просветительских кампаний по правам человека. Хельсинкский комитет будет вести тщательное наблюдение за предстоящими выборами Президента Беларуси.
В своей правозащитной деятельности БХК открыт к сотрудничеству со всеми структурами белорусского общества, разделяющими наши ценности и идеалы, готов содействовать государственным органам в построении эффективных механизмов обеспечения прав человека в Беларуси.
В настоящее время нарушения прав человека приняли хроническую форму, и работать приходится с наиболее вопиющими случаями, преодолевая часто искусственные препятствиями. Однако с течением времени работы у БХК не станет меньше. При демократическом режиме откроются новые возможности продвижения свободы и справедливости. Правозащитники нужны обществу при любой власти.