Последнее обновление: 18.04.2024 09:16

Милинкевич о действиях белорусской оппозиции

Единый кандидат от белорусской оппозиции на предстоящих в будущем году президентских выборах во вторник, 4 октября, принял участие в круглом столе Русской службы «Голоса Америки». Вместе с ним на вопросы радиослушателей и ведущего отвечала редактор онлайнового журнала по проблемам гражданского общества стран СНГ Кэтрин Фитцпатрик.

Как заявила белорусская оппозиция в специальной декларации накануне Конгресса демократических сил, прошедшего в Минске в минувшее воскресенье, страна поставлена на грань катастрофического обвала. «Беларусь оказалась в самоизоляции и фактически в состоянии «холодной войны» с половиной мира, – говорится в обращении белорусских оппозиционеров. – Внутри страны наблюдается глубокий системный кризис, подавляется всякая инициатива, граждан постоянно оскорбляют, страх стал главным рычагом управления. Независимость страны под угрозой».

Власти же, в свою очередь, используют всю мощь государственной пропаганды для того, чтобы доказать избирателям, что курс, которым ведет страну Лукашенко, является единственно верным.

«Действительно оппозиция считает, что тот путь, который выбран руководством страны, ведет страну в тупик, – заявил Александр Милинкевич. – Я не скажу, что в стране серьезные социально-экономические проблемы. Есть некоторая стабильность. Но тот, кто понимает в экономике, видит, что в стране одна из самых худших в мире ситуаций по инвестициям – как внутренним, так и внешним. Фактически уничтожается бизнес, а это – мотор экономики в современных условиях. Я уже не говорю о правах человека, о закрытии СМИ, о преследовании инакомыслящих... В общем, такая схема работы руководства страны не имеет никаких перспектив».

С учетом того, что нынешние белорусские власти постоянно выставляют себя в качестве единственного надежного союзника России, а демократическую оппозицию обвиняют в антироссийских настроениях, слушателей «Голоса Америки» интересовала позиция нового лидера белорусского движения за перемены в стране по вопросу о союзе Беларуси и России.

«Я скажу два слова об истории «союзного государства», – заявил А. Милинкевич. – Может быть, в России Лукашенко удалось кого-то обмануть, но мы в Беларуси прекрасно знали с самого начала, что главным интересом для Лукашенко являются попытка перебраться на политическое поле России. Он действительно уже давно мечтает сесть в Кремле. Ему в Беларуси уже тесно. Вот сейчас уже многие политики и в России это чувствуют. Пока был Ельцин, Лукашенко чувствовал себя молодым и красивым и думал, что ему это удастся. Сегодня его энтузиазм несколько угас».

«Мне кажется, -- продолжал кандидат белорусской оппозиции, – что интеграция – слово святое. Действительно, весь мир интегрируется. Беларусь – и это важно сказать – никто не изолирует: она самоизолируется. С Россией она пытается строить тесные отношения. Но все поставлено с ног на голову, так отношения не строят. И руководство России неоднократно заявляло: давайте сделаем все сначала в экономике. Покажем, что, если интегрируется экономика, то это выгодно обеим сторонам. Но из этого ничего не получается».

Кэтрин Фитцпатрик долгое время работала исполнительным директором Международной лиги прав человека и хорошо знакома с ситуацией на постсоветском пространстве. «Вы знаете, я всегда так думала, что это такая виртуальная вещь, которая пытается воздействовать на действительность, но безуспешно. Понимаете, если бы были объективные причины, чтобы Россия могла объединиться с Беларусью, то это бы случилось».

В официальных средствах массовой информации Беларуси и в некоторых российских СМИ часто муссируется тема, что Александр Лукашенко пользуется подавляющей поддержкой населения и что его победа на очередных президентских выборах (на которые он, кстати, идет в нарушение собственноручно им же переписанной конституции уже в третий раз) предопределена.

«Вообще говоря, сведения, что у Лукашенко подавляющая поддержка населения, уже устарели, – возразил Милинкевич. – Сейчас поддержка Лукашенко колеблется в районе 30-40%… Примерно столько же готовы голосовать за любого кандидата, если он будет выдвинут оппозицией. И есть, конечно, примерно 30% людей, которые не определились. Самое главное – что в Беларуси растет число протестующих людей, которое колеблется в районе 60%: это люди, которые просто не хотят дальше так жить, потому что жизнь в страхе унижает человеческое достоинство. Другое дело, что переход человека в протестную группу не означает, что он сразу становится на сторону оппозиции. Оппозиция многое не дорабатывает и сама в этом виновата, хотя условия для нее очень сложные».

«Что касается будущих выборов, у нас нет никаких иллюзий, – продолжал лидер белорусской оппозиции. – Никто в Беларуси уже давно голоса на выборах не считает. Это очевидно всем. И на следующих выборах их тоже не посчитают. Я совершенно однозначно скажу, что Лукашенко получит на этих выборах не менее 75%, потому что ниже он не любит. И тогда возникает вопрос: а чем вы, оппозиция, занимаетесь? К чему вы готовитесь? Мы готовимся к широкой политической кампании. Мы придем к людям и будем говорить правду, что бы с нами ни делали. И люди сами определят судьбу своей страны. Диктаторский режим никогда не уходит сам. Придется выйти на улицу. Только я категорически против того, чтобы говорить, что это будет революция. Революция – это кровь, это смена конституции, это насилие. Мы мирно выйдем и будем защищать наше право быть людьми».

В завершение передачи, отвечая на звонок слушателя (а география слушателей этого круглого стола оказалась весьма внушительной – звонили из России, Беларуси, Украины, Казахстана и Германии) Александр Милинкевич еще раз высказал свою позицию по теме белорусско-российских отношений: «Поскольку я выступаю на русском языке и говорю в основном на русскоязычную аудиторию, я хотел бы сказать, что проблемы сотрудничества между Россией и Беларусью во многом зависят от того, вернемся ли мы на реальную почву. В Беларуси русофобии практически нет. В Беларуси вся оппозиция понимает стратегическое значение России как партнера. Но она не будет поддерживать тот союзный договор, который сочиняется и вообще никакого отношения к реальности не имеет. Просто будущее наших отношений – в том, чтобы белорусские демократические силы нашли поддержку среди политической элиты России и мы начали нормальное сотрудничество двух стран – независимых и дружественных».



<Сентябрь 2005
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Октябрь 2005>
ПнВтСрЧтПтСбВс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Политика