«Действиями по удержанию личной власти со стороны Александра Лукашенко» назвал один из лидеров белорусской оппозиции Анатолий Лебедько назначения в КГБ Беларуси. По словам другого известного оппозиционера, Николая Статкевича, на руководящие должности в КГБ пришли люди, меньше всего связанные Москвой, сообщает Радыё Свабода.
По мнению председателя Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, действительным шефом этой спецслужбы остается Александр Лукашенко. Говоря о Степане Сухоренко, Анатолий Лебедько отметил, что это «фигура, которая имеет большую тягу к политическим репрессиям». Этим и обусловлен выбор Александра Лукашенко. Председатель ОГП напомнил, что когда Степан Сухоренко руководил Минским управлением КГБ и был первым заместителем руководителя этой спецслужбы возникли такие громкие дела, как дело Михаила Леонова, Валерия Левоневского, Михаила Маринича и других оппозиционеров.
Николай Статкевич обращает внимание на так называемый российский фактор. По его словам, на должности назначаются люди, которые «не связаны в своей прошлой деятельности с Москвой и не принадлежат общему союзному клану гэбистов».
Бывший сотрудник военной контрразведки журналист Сергей Анисько считает, что кандидатуру Степана Сухоренко поддерживал Виктор Шейман, который возглавлял раньше Совет безопасности. Сергей Анисько характеризует нового руководителя КГБ как человека довольно жесткого в отношениях с другими людьми, но при этом не исключает, что тот изменился.
Председатель Белорусского Хельсинского комитета Татьяна Протько думает, что не стоит концентрироваться только на том, каким был сотрудник КГБ, когда делал себе карьеру. Теперь у Степана Сухоренко иные возможности, и от него зависит, как их использовать, считает Татьяна Протько.
«Жесткость, если понимать ее как последовательность и принципиальность в демократизации действий спецорганов, будет на пользу. Но если он, достигнув таких высот, будет, как говорят, сводить счеты с теми, кто ему не симпатизировал или не симпатизирует по разным причинам – а у него такие возможности теперь неограниченны – тогда это очень небезопасно», - говорит председатель БХК.