"Мы уделяем особое внимание вопросам экспортного контроля и транспарентности в сфере экспорта вооружений и военной техники (ВВТ), - заявил в беседе с корреспондентом БелаПАН пресс-секретарь МИД Андрей Савиных. - Поэтому, начиная с 2002 года, Министерством иностранных дел готовятся национальные отчеты о политике экспортного контроля, экспорта ВВТ.
Экспортируя вооружения и военную продукцию, Беларусь неукоснительно придерживается общепринятых международных норм и одновременно проводит ответственную последовательную политику в области разоружения, нераспространения оружия массового уничтожения, обычных вооружений и военных технологий".
Отчет представляет национальную систему экспортного контроля, задачи межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете безопасности Республики Беларусь. В нем содержатся перечни специфических товаров (работ, услуг), подлежащих экспортному контролю.
В документе приведены порядок предоставления белорусским юридическим лицам права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении таких товаров (работ, услуг), процедура подачи заявок и выдачи лицензий на их ввоз и вывоз, порядок осуществления ввоза (вывоза) химикатов, подпадающих под режим контроля Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, порядок осуществления транзита через Беларусь товаров военного назначения, уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства страны в сфере экспортного контроля.
В Национальном отчете указывается, что основой законодательства в области экспортного контроля в настоящее время является Закон Республики Беларусь "Об экспортном контроле" от 6 января 1998 года. Он определил правовые основы деятельности государственных органов, юридических и физических лиц страны в области экспортного контроля, общие принципы и основные понятия, органы государственного управления, участвующие в этом процессе, их ответственность и полномочия, а также установил перечень объектов экспортного контроля.
Согласно Национальному отчету, в настоящее время меры государственного регулирования ввоза и вывоза осуществляются в отношении таких специфических товаров (работ, услуг) как, например, ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть применены при создании ядерного оружия; химикаты, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия; возбудители заболеваний (патогены) человека, животных и растений, их генетически измененные формы, фрагменты генетического материала и оборудование, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсического оружия; оборудование, материалы и технологии, применяемые при создании ракетного оружия, и иных средств доставки ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсического оружия; товары и технологии двойного применения; продукция военного назначения.
Только Перечень продукции военного назначения состоит из 21 категории, каждая из которых делится еще на подкатегории. В него, в частности, включены: танки и другие самоходные бронемашины с вооружением или без него; автомобили и другие самоходные машины военного назначения на колесном и гусеничном ходу; самолеты, вертолеты и прочие летательные аппараты военного назначения; оружие боевое (артиллерийские, пусковые ракетные и бомбовые установки, торпедные аппараты, гаубицы, гранатометы, мортиры и аналогичные средства ведения боевых действий); стрелковое оружие военного назначения калибра 14,5 мм и менее; бомбы, гранаты, торпеды, мины, ракеты, патроны и аналогичные средства ведения боевых действий; порох военного назначения.