Последнее обновление: 23.11.2024 14:59

Израиль и РФ на грани разрыва отношений из-за взаимных обвинений в продаже оружия и финансировании оппозиции

В первые дни 2005 года между Россией и Израилем разразился громкий скандал. В Иерусалиме заговорили о том, что отношения между двумя странами находятся чуть ли не на грани разрыва. Российско-израильские отношения стали темой серьезного обсуждения на закрытых совещаниях с участием представителей израильского руководства, включая премьер-министра и членов военно-политического кабинета

По данным русскоязычного Второго канала израильского телевидения, причиной резкого "похолодания" в отношениях между Израилем и Россией стали утверждения президента РФ Владимира Путина, согласно которым представители крупного бизнеса, имеющие израильское гражданство, на протяжении всей избирательной кампании на Украине оказывали массированную (в том числе и финансовую) помощь в итоге победившему кандидату от оппозиции Виктору Ющенко.

По версии Второго канала, президент России считает, что израильское руководство могло предпринять шаги, блокирующие финансирование предвыборной кампании Ющенко, но ничего не сделало в этом направлении.

В окружении президента России также утверждают, что те же израильские представители оказывают поддержку и российской оппозиции, сообщает ИА "Курсор".

В Израиле опровергают эти утверждения, подчеркивая, что Израиль не вмешивается в политические процессы в других странах.

2 января израильский премьер Ариэль Шарон провел секретное совещание кабинета министров, посвященное "российской проблеме". С участников совещания была взята подписка о неразглашении. В Иерусалим был срочно вызван посол Израиля в России Аркадий Мил-Ман. По сведениям газеты "Коммерсант", так Израиль отреагировал на намерение России продать Сирии недавно разработанное и широко обсуждавшееся новейшее оружие высокоточные оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-Э", способные поражать цели на дальности до 280 км. Эти комплексы, если их разместить возле демаркационной линии на Голанских высотах, смогут поражать цели почти на всей территории Израиля.

Первые сведения о резком осложнении отношений между Израилем и Россией появились 3 января. Газета Ha'aretz опубликовала небольшое сообщение о том, что Ариэль Шарон провел специальное совещание, посвященное отношениям с Россией. На нем присутствовали глава МИДа Сильван Шалом, министр обороны Шауль Мофаз, глава совета безопасности Гийора Айленд и главы всех израильских спецслужб. С участников совещания была взята подписка о неразглашении. Тем не менее стало известно, что речь шла о неких недружественных шагах со стороны России и выработке ответной политики. По данным Ha'aretz, конкретных решений принято не было. МИДу и спецслужбам было поручено внимательно следить за ситуацией. В Иерусалим из Москвы срочно был вызван израильский посол Аркадий Мил-Ман. Он наотрез отказался объяснить причину своей внеплановой поездки на родину.

Израильские аналитики попытались выяснить, в чем причина кризиса. Первая версия касалась слов Владимира Путина, который в ходе пресс-конференции 23 декабря заявил, что в окружении кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко есть люди, использующие "антироссийские сионистские лозунги". Однако поскольку пресс-служба Кремля объявила высказывание Владимира Путина оговоркой (президент России хотел сказать: "антисемитские"), эту версию отвергли.

Тем временем кризис углублялся. Не состоялся запланированный визит в Израиль замминистра иностранных дел РФ Александра Салтанова, который приезжал в качестве наблюдателя на выборы главы Палестинской автономии. Затем в газете Ha'aretz появилась вторая публикация на ту же тему. На сей раз источник издания в израильском правительстве говорил, что острый кризис в отношениях с Россией вызван "конкретной и очень секретной проблемой". Очевидно, что при помощи таких тревожных публикаций Израиль явно рассчитывал довести свое раздражение до сведения Москвы.

Израильские аналитики выдвигали много версий относительно того, что могло так внезапно подорвать динамично развивающиеся отношения между двумя странами. Одни говорили, что это может быть очередной шпионский скандал, видимо, гораздо более серьезный, чем предыдущие (в прошлом году израильтяне обвиняли в шпионаже сначала первого секретаря посольства РФ Андрея Мочалова, а потом журналиста Константина Капитонова). Другие утверждали, что кризис как-то связан с делом ЮКОСа и проживающим в Израиле акционером Group MENATEP Леонидом Невзлиным. Впрочем, самой убедительной выглядела версия о том, что по-настоящему острый кризис могла вызвать лишь дружба России с врагами Израиля. Израильское руководство всегда очень пристально следило за военно-техническим сотрудничеством России с арабскими странами и Ираном, так что каждый новый контракт тщательно исследовался на предмет угрозы безопасности Израиля и соотношения сил на Ближнем Востоке.

Кризис в двусторонних отношениях вызван намерением России продать Сирии новейший оперативно-тактический ракетный комплекс "Искандер-Э". Крайнюю обеспокоенность Израиля вызвало то обстоятельство, что в случае развертывания "Искандеров", например, близ демаркационной линии в районе Голанских высот в зоне досягаемости ракет окажется практически вся территория Израиля, включая пустыню Негев с расположенным там атомным центром в Димоне, а также все крупные города, за исключением удаленного порта Эйлат на Красном море.

Разработка высокоточного оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер" велась в Коломенском КБ машиностроения с середины 90-х годов.

Тактико-технические характеристики комплекса: боевой расчет 3 человека. Вес мобильной пусковой установки "Искандер-М" с двумя ракетами 40 т. Стартовый вес ракеты 3800 кг. Дальность стрельбы от 50 до 280 км. Вес боеголовки 480 кг. Ракета оснащена автономной инерциальной системой управления, действующей в комплексе с оптической головкой самонаведения. В результате у "Искандера-М" точность поражения цели достигает 2 м. Производство твердотопливных ракет для комплексов "Искандер" развернуто на Воткинском машиностроительном заводе (Удмуртия). Экспортный вариант комплекса ("Искандер-Э") будет оснащен одной ракетой, при этом точность поражения будет на порядок хуже, чем у "Искандера-М".

Госиспытания комплекса российские военные завершили в августе 2004 года, о чем министр обороны РФ Сергей Иванов и начальник Генштаба Юрий Балуевский доложили лично президенту РФ Владимиру Путину. Согласно планам Минобороны, в этом году на вооружение должны поступить первые две пусковые установки "Искандер-М". Однако для организации серийного производства был необходим заказ на восемь-десять установок. Положение спасла как раз Сирия. Еще два года назад Дамаск обратился к Москве с просьбой о поставке 18 ракетных комплексов "Искандер-Э". Но тогда комплекс еще не прошел испытания и ни о какой его продаже речи быть не могло. В результате Сирия тогда заключила контракты лишь на поставку противотанковых ракет снарядов "Корнет-Э" (на 65 млн долларов) и "Метис-М" (на 73 млн долларов).

О завершении испытаний "Искандера" Москва проинформировала Дамаск в октябре, а на прошлой неделе получила ответ с подтверждением о заинтересованности Сирии в приобретении не только "Искандеров", но и комплексов ПВО С-300ПМУ-2 "Фаворит" и "Тор-М1", а также в дополнительных закупках "Корнетов" и "Метисов".

Впрочем, вчера в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) с иностранными государствами и госкомпании "Рособоронэкспорт" отказались комментировать не только обсуждаемую Москвой с Дамаском номенклатуру готовящихся к поставке вооружений и военной техники, но и сам факт российско-сирийских переговоров по линии ВТС.

Отметим, что возможная поставка "Искандеров" в Сирию может привести к осложнению не только российско-израильских отношений. За своего союзника наверняка вступятся и США. Вашингтон несколько лет назад уже вводил санкции против Тульского КБ приборостроения за продажу Сирии противотанковых реактивных снарядов. Теперь же речь идет о гораздо более мощном ударном оружии. И логично предположить, что США могут пойти на гораздо более решительные меры, которые затронут уже не отдельное предприятие, а будут касаться России в целом.



<Декабрь 2004
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Январь 2005>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Политика