Россиян, приезжающих в Минск, поражает поток пропаганды, восславляющий на всех трех государственных телеканалах уникальность Беларуси, истинность проводимого ее президентом курса и избранность ее народа.
"Я люблю тебя, Беларусь!" - патриотическая реклама сыплется с экранов с такой же частотой, как с экранов российского телевидения коммерческая. Российские политики, приезжавшие на референдум, говорили о полном дежа-вю советских времен.
"Плохих" новостей в государственных белорусских СМИ практически нет, зато как из рога изобилия - информация о том, как хорошо живется белорусам, о великих достижениях страны в сельском хозяйстве, спорте, промышленности, культуре, а также восхищенные мнения иностранцев об увиденном на белорусской земле.
Отстаивая свое право на "промывку мозгов", Беларусь ведет "информационную войну" с непослушным российским телевидением, показывавшим "клевету" об акциях протеста против курса Лукашенко: лишены аккредитации сотрудники телеканала "Россия", а вещание Первого канала белорусы видят в очень урезанном формате - теперь на этих же частотах в основном вещает национальный канал.
"Мы никому ничего не должны, мы ни от кого не зависим... Таких не любят, ибо они не позволяют собой командовать и понукать. Но таких вынуждены уважать. А у народа появляются самоуважение, национальная гордость и искренний патриотизм", - с такими словами обратился Лукашенко накануне референдума к народу, который назвал "народом кристально чистой морали".
Запад давно уже отвернулся от Беларуси, наклеив на лидера государства ярлык "последнего диктатора Европы" и пригрозив экономическими санкциями.
Россия за последние 10 лет прошла путь от провозглашения теснейшего сближения, чуть ли не полноправного слияния с Беларусью, до отключения союзнику газа и низведения его в своих планах до рядового субъекта Российской Федерации.
"У нас в России была иллюзия, что Беларусь готова с нами объединиться. Но я вижу, что здесь появилась национальная идентификация. Быстрой интеграции не будет", - делится впечатлениями от увиденного в Минске российский политолог Александр Цыпко.
Наблюдатель депутат Госдумы Сергей Бабурин, вернувшись в Москву, дипломатично констатировал - темпы российско-белорусской интеграции могут замедлиться. Другой известный российский политик сказал: "Этот референдум похоронил идею союзного государства. В Беларуси идет построение националистического государства".
Политическое давление с Запада и из России Лукашенко мастерски использовал для консолидации нации.
"Такое ощущение, что массовое голосование белорусов (на референдуме) стало реакцией на давление извне. Все, что происходило, сыграло с обратным знаком", - сказал журналистам исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло, возглавлявший миссию наблюдения от СНГ.
Девяносто процентов белорусских избирателей пришли на участки для голосования и более 70% отдали голоса за то, чтобы Лукашенко мог пожизненно баллотироваться в президенты. Даже сам белорусский лидер сказал, что "ошеломлен" такими результатами.
Лукашенко вышел на референдум с впечатляющим отчетом - вожделенный для России десятипроцентный рост ВВП, рост зарплат, отсутствие безработицы и один из самых низких на постсоветском пространстве уровень преступности. Все эти успехи в полном объеме и разных ракурсах были доведены до избирателей послушными телеканалами.
Не менее успешно играет белорусский лидер и с Россией, вовремя демонстрируя поддержку Москвы, делая то шаги к сближению, то принципиально отступая назад. Даже при полной зависимости "белорусского экономического чуда" от российского рынка, куда идет половина его экспорта, Лукашенко уже который год ловко избегает приватизации лучших предприятий по сценарию Москвы.
"России не с руки разбрасываться союзниками, хоть бы и такими не совсем приятными и удобными, как Лукашенко. А попытки давления, когда "Газпром" отключал Беларуси подачу газа, отозвались ущербом для самого "Газпрома", вынужденно свернувшего транзит на Запад", - говорит Валерий Дашкевич, аналитик из белорусского Независимого института социально-экономического и политического анализа.
Экономические и политические модели России и Беларуси все дальше расходятся - Минск сохраняет госконтроль над промышленностью и систему советских социальных льгот и гарантий, а Россия отказывается от последних советских рудиментов.
Официальная позиция России состоит в том, что надо приветствовать свободный и демократический выбор белорусского народа. Но настроение, с которым российские политики вернулись с референдума, говорит о том, что вряд ли соседский опыт может быть востребован в России.
"Издевательство над белорусским народом теперь стало бессрочным. Также, как издевательство над Россией, из которой Лукашенко выкачивает ресурсы под лозунгом интеграции, главным врагом которой является он сам", - говорится в заявлении российских либералов, распространенном в Москве в среду.