Спустя полгода после начала административной реформы российское правительство осознало: проводить преобразования органов госвласти гораздо сложнее, чем казалось, пишет газета "Время Новостей". Уже ясно, что теоретические выкладки разработчиков этой реформы, без которой не наладить приемлемого механизма реализации других буксующих реформ, сталкиваются с массой субъективных и объективных проблем. Как пишет издание, административная реформа близка если не к провалу, то к стагнации.
Такие не радужные выводы газета сделала, проанализировав проведенную весной трансформацию исполнительных органов федеральной власти: создан "трехчлен", в которой министерства выполняют правоустановочные функции, федеральные службы - контрольные и надзорные, а федеральные агентства оказывают услуги. Но на практике реального разделения функций между тремя типами органов исполнительной власти не произошло.
"На бумаге функции органов власти разведены достаточно корректно. Однако в реальности министры претендуют на роль фактических "вице-премьеров" и авторитарных кураторов всех структур, находящихся в их ведении", - говорится в аналитической записке, подготовленной одним из экспертных центров по просьбе кабинета министров, который в ближайший четверг рассмотрит ход административной реформы.
"ВН" отмечает, что руководители федеральных служб и агентств воспринимают "своего" министра в качестве прямого начальника вопреки букве нормативных документов. Иного, впрочем, замечает издание, трудно ожидать - руководители служб и агентств назначаются по представлению министров, а заместители глав ведомств - непосредственно министрами.
Председатель координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин, который до недавнего времени возглавлял комитет по административной реформе РСПП, назвал получившуюся систему "недоделанной". На его взгляд, все надзоры должны подчиняться непосредственно правительству (сейчас Михаилу Фрадкову подчинена только Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору). Причем курировать их может второй вице-премьер. Только в этом случае удастся избежать конфликта интересов министерств и надзоров, которым ныне приходится контролировать своих непосредственных начальников.
В целом реформирование федеральных органов исполнительной власти, по оценке большинства экспертов, видимых результатов не принесло, пишет издание. Впрочем, по их мнению, судить о результатах пока рано – требуется время для притирки. "Переходный процесс еще не завершился", - сказал "Времени новостей" руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Тем не менее, правительство не намерено терять темп административной реформы. Как замечает газета, оно предполагает "углубить и расширить" эту реформу, не дожидаясь видимых результатов преобразований федеральной исполнительной власти. Предполагается, что основные направления будут названы на заседании правительства в четверг. Среди них - перенос реформы в регионы.
Прежде такая задача не ставилась, отмечает "ВН", - все было подчинено анализу и оптимизации функций и структуры правительства, федеральных органов исполнительной власти. Не исключено, что вице-премьер, глава правительственной комиссии по административной реформе Александр Жуков предложит создать инфраструктуру управления реформой в регионах (в федеральных округах и субъектах федерации), включая соответствующие комиссии по административной реформе.
Впрочем, усиление управления амбициозной реформой, которая охватывает, по оценке аналитиков, более миллиона государственных и еще больше муниципальных служащих, ожидается и на федеральном уровне. Практика показала, что деятельности правительственной комиссии, министерств и ведомств в этой сфере явно недостаточно. В отличие от первого этапа реформы, когда все решения принимались на уровне президента и правительства, второй этап потребует огромного количества согласований на всех уровнях административной вертикали. Поэтому правительственные эксперты предлагают сформировать специальную дирекцию по административной реформе, укомплектованную профессиональными менеджерами, имеющими опыт проектного управления. Кроме того, в каждом министерстве и ведомстве будет создана рабочая группа по административной реформе.
И наконец, может быть, самое важное, почти революционное решение. Предполагается разработать и принять федеральную целевую программу, которая "подпитает" реформу финансами. Причем утверждать ФЦП в правительстве придется в максимально короткие сроки, чтобы успеть "вбить" расходы на ее выполнение в федеральный бюджет 2005 года. Поскольку второе чтение бюджета намечено на 20 октября, соответствующие поправки могут быть внесены при подготовке документа к третьему чтению. Если правительство одобрит ФЦП по административной реформе, ведомству Алексея Кудрина придется постараться найти средства для ее реализации.
Как отмечает "Время Новостей", сколько нужно денег из федерального бюджета, пока непонятно. В экспертных разработках, представленных в Белый дом, речь идет о 1 млрд 369 млн руб. на 2005 год, но с учетом софинансирования из бюджетов регионов. Всего же программа, рассчитанная на три года, "тянет" более чем на 9 млрд рублей. Этой суммы, однако, может и не хватить. По независимым оценкам, на проведение административной реформы в России потребуется 2 млрд долл. То есть в шесть раз больше, чем полагает правительство, указывает издание.
Примечательно, что комиссия по административной реформе выявила сотни федеральных государственных учреждений, главным образом в регионах, которые неизвестны профильным ведомствам. При этом Минфин их исправно каждый год финансирует.
По словам источника газеты в Белом доме, в четверг правительство обяжет министерства в двухмесячный срок выяснить, что это за учреждения, существуют ли они до сих пор и что с ними делать. Щепетильность ситуации в том, что среди них есть социальные объекты - детские сады, интернаты, медицинские учреждения. К ним, по утверждению чиновника, в правительстве предполагают отнестись с повышенным вниманием.