Открою вам великую тайну. Не ждите Страшного суда: он уже происходит и происходит каждый день. (Альбер Камю)
Как-то все напряглось. Замерло в ожидании. Что-то висит над Минском непонятное и жуткое, пусть и невидимое…
Первое ощущение, что всем надоело ждать чего-то страшного: девальвации, дефолта, новых неприятностей в метро, роста цен на продукты и билеты, закрытия западной границы. «Народец» ничему не удивился, ко всему готов. Второе ощущение: белорусские власти находятся в поиске политических провокаций, обещающих им решение хотя бы части проблем.
На этом фоне появление на прошлой неделе в Минске делегации вооруженных сил Катара (армейские спортсмены) выглядело почти мистически. Страна, которая является одним из самых активных внешних инициаторов развязывания гражданской войны в Сирии и главным спонсором экстремистской оппозиции в этой стране, продолжает развивать военно-техническое сотрудничество с Беларусью, посылая в республику своих военных. При этом А. Лукашенко публично поддерживает Б. Асада, заявив в интервью казахстанскому телеканалу 24KZ: «Я очень дружен с нынешним президентом Башаром Асадом, удивительно интеллигентный и порядочный человек. Очень добрый человек».
«Добрый человек»
Белорусский президент направился в «поля»: посещает родные университеты, где проводит некие весьма забавные коллоквиумы, а также, видимо по привычке интересуется привесами, приплодами и урожайностью в среднем. Контекст хозяйственных разборок традиционен: «оторву голову», «посажу», «ответите за всё». Причем в данном карательно-словестном формате А. Лукашенко, демонстрируя растущий прямо на глазах профессионализм таксидермиста и базарного рубщика мяса, явно прогрессирует… Хоть в чем-то прогресс.
Но в принципе, ничего нового: президент бродяжничает, дома (в резиденции(ях) ему не сидится, что является верном признаком, что страна столкнулась с объективными и одновременно негативными обстоятельствами, непреодолимой для её властей силы.
На самом деле, есть подозрение, что А. Лукашенко, как всегда, сбежал от очередной социально-экономической катастрофы, которые по традиции наваливаются на «стабильную» Беларусь каждые два года. Метод давно апробированный, позволяющий, когда пик кризиса проходит, вернуться в ненавистный ему Минск в роли какой-то мессии, готовой словом повергнуть небеса, недра и курс доллара.
В принципе, лучше было бы совершить какой-нибудь громкий зарубежный визит в какую-нибудь Уганду с перспективой получения оттуда многомиллиардных инвестиций и новейших, включая, конечно, космические технологии, или, на худой конец, в Сомали для обмена опытом, чем курсировать между Могилевом и Туровом.
Впрочем, все это вряд ли поможет. От внимательного взгляда не укроется то, что, даже общаясь со студентами, А. Лукашенко остается на «своей волне». Заметно, что его мучают проблемы гораздо более существенные и опасные, чем глобализация, в которой, он, между прочим, разбирается с тем же успехом, как в ядерной физике. Отсюда и рассуждения, попахивающие фатализмом («Живем мы так, как живем»).
И тем не менее…
Нам известны и понятны проблемы, с которыми сталкивается этот, как мы давно убедились, относительно неграмотный, переполненный «самопальными» мнениями и фобиями человек в должности президента, склонный, к тому же, к простым умозаключениям и решениям. Между прочим, в этом он исключительно народный и поразительно узнаваемый. Можно уверено сказать, что А. Лукашенко – плоть от плоти народа, который его с переменным успехом или избирает или не рискует доказать обратное. Отсюда и поддержка А. Лукашенко, которая периодически его захлёстывает, как волна, чтобы тут же отхлынуть. Но в период очередной мобилизации А. Лукашенко оказывает поддержку даже оппозиция. Стоит вспомнить реакцию большей части оппонентов белорусской власти на захват генерального директора «Уралкалия». В Москве это не осталось без внимания…
Интересны два момента. Во-первых, наблюдая, как белорусские власти пытаются справиться с половодьем проблем, которые постоянно их захлестывают, невольно поражаешься тому, как у них буквально все валится из рук. Белорусские власти в любой из политик, что они проводят, настойчиво и упорно совершают практически все ошибки, какие только можно совершить. «Передовики» совершают еще и совершенно невозможные. В результате белорусские власти получают очередной сокрушительный удар, за который они, естественно, отвечать не желают, а тут же «переводят стрелки» на какой-то бесконечный мировой экономический кризис и, как всегда, на Россию.
К примеру, неужели трудно понять, что все факторы, приведшие республику к тяжелому экономическому кризису 2011 года, остаются не купированы, а только смикшированы кредитом АК ЕврАзЭс и продолжают в очередной раз подталкивать экономику республики к очередной пропасти? Сколько можно выкручиваться и надуваться спесью, уверяя, что «наша политика была правильная», но вот только денег нам вовремя не подкинули? Сколько еще будет психология бомжей господствовать в основе принятия государственных решений (как бы еще так искривиться и испоганиться, чтобы у соседей не пропало желание откупиться от как бы союзника в роли европейского нищего)?
Во-вторых, понимая масштаб проблем, все-таки было бы важно уяснить те тактические шаги, которые официальный Минск готов предпринять. Тем более, что эти шаги могут носить исключительно политический характер, так как в экономическом плане республика недееспособна. Между прочим, потому и стратегических планов нет, а есть задача: во что бы то ни стало удержать власть. Не останавливаясь ни перед чем…
Деньги
Завершившуюся неделю можно считать паузой, которые власти пытались использовать как раз для того, чтобы определиться с дальнейшими шагами.
Главная проблема - деньги. Безумно нужны деньги. Белорусским властям надо как-то пережить два месяца до начала января, чтобы дотянуться до столь вожделенной беспошлинной российской нефти (без подачек не могут). Надо как-то буквально уползти от «ядерного взрыва» практически неминуемой девальвации, способной привести к цунами социальной и политической дестабилизации. Надо как-то дотянуть разваливающийся на глазах «валютный цех» республики – «Беларуськалий», до новых богатых контрактов, если они вообще возможны, так как против Белорусской калийной компании играет очень жесткий, опытный и не знающий жалости конкурент. Надо, надо, надо…
Ситуация осложнена тем, что белорусские власти оказались в своеобразной изоляции. Прошла серия встреч с президентом России, но результат нулевой. Более того, сейчас, по прошествии двух недель после последней встречи на полигоне в Калининградской области, приходит понимание, что фактически В. Путин поставил А. Лукашенко мягкий ультиматум в формате «или -- или». Интеграция или… и т.д.
Между тем только сейчас белорусскому руководству стало понятно, что на Россию надежды нет, как и на Китай. Кредиты никто не предоставит. И. Сечин не поможет. Дополнительной нефти в IV квартале также не будет. Это факт был вынужден признать В. Семашко, что означает: «старые коровы» (аргументный ряд) официального Минска не производят на Москву никакого впечатления.
Время – главный враг и одновременно союзник А. Лукашенко. Время для принятия каких-либо шагов, способных поменять ситуацию уже не осталось. Появившиеся буквально из воздуха программа приватизации говорит лишь об одном – дайте деньги хотя бы под планы и обещания. Кинулись в ножки МВФ.
Понятно, что никакой приватизации не будет. Мы все это проходили в мае-июне 2011 года, когда под кредит АКФ ЕврАзЭс обещали начать глубокую приватизацию едва ли с момента получения первого транша. Сейчас ждут шестой и очень и гордятся, что обманули «москалей». Официальный Минск не понимает, что обманул сам себя. Деньги проели, а новых, увы, не дают.
С другой стороны, время можно тянуть. Если есть хотя бы какие-нибудь более-менее значительные ресурсы.
Тайны
Вот тут начались тайны. Первая и самая главная - девальвация не наступила… Между тем, еще неделю назад она была буквально на пороге. Судя по косвенным индикаторам некий объем валюты (по предварительным подсчетам нескольких сотен миллионов долларов) очень дозированно все-таки как-то «просачивается» на счета Национального банка, что буквально по дням позволяет отстрочить девальвацию.
Что это за странные деньги и откуда они взялись? Это одна из тайн режима А. Лукашенко. Но как не сохраняй конфиденциальность, можно предположить, что белорусский президент или где-то перехватил (перезанял) или начинает доставать валюту из собственной «заначки».
Последняя версия наиболее реалистична. Для высшей номенклатуры не является новостью, что в конце 1990-х и начале 2000-х годов белорусский президент не раз «одалживал» белорусскому государству солидные суммы денег, чтобы потом требовать возврата с процентами – не имеющий аналогов в современной истории пример президента – ростовщика.
Однако, необходимо все-таки осмыслить версию о личных финансах А. Лукашенко. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что если действительно пошли в ход деньги белорусского президента, то это говорит о том, что валюты в стране действительно нет. Дальше только обвал, который власти допустить не могут. Кроме того, можно только представить, как А. Лукашенко сейчас будет бороться за деньги, как он будет выбивать кредиты и нефть из России, шантажируя Москву всем, чем только можно, когда в ход пошло его личное состояние (напоминаем, что это пока только версия).
Шантаж
Шантаж – патентованное оружие лимитрофов, известное своей «эффективностью» еще с 1920-1930-х годов. Вот тут как раз и начинается «тактика» и «уловить» её легче всего в пропагандистской сфере. Информационная кампания сама по себе представляет богатые возможности для выявления сценария её инициаторов. Аналогичная кампания в белорусском формате, как правило, брутальней и откровенней, так как в ней принимает активное участие сам глава белорусского государства. После 11 октября (выступление А. Лукашенко на пресс-конференции для российских журналистов) стало ясно, что главный инструмент шантажа – участие РБ в Таможенном союзе.
Москва не отреагировала. В данном случае иллюзий нет: любая реакция российского руководства будет немедленно переформатирована в многомиллиардные претензии с белорусской стороны.
Но тем временем в Россию вернулись журналисты, посетившие Беларусь в рамках пресс-тура. Только сейчас многие стороны данного мероприятия стали известны и они наводят на ряд мыслей.
Прежде всего, необходимо напомнить, что состав участников пресс-тура был весьма интересен. Приехали люди из малотиражных изданий, большей частью левого толка, которые известны только в своих районах (даже не регионах). Это журналисты несколько маргинального плана, привыкшие к своей оппозиционности и далеко не богатые. Среди них не было ни одного раскрученного журналистского «имени». И можно только представить восторг этих людей, когда их поместили в роскошные (по белорусским понятиям) гостиничные номера, обеспечили прекрасным питанием, ведь к каждому гостю был представлен депутат нижней палаты белорусского парламента в роли персонального гида – пропагандиста. Именно белорусские парламентарии разве что не таскали за российскими журналистами тележки при посещении предприятий. В них складывали не только официальные подарки, а фактически все, что понравилось представителям «четвертой российской власти районного масштаба», снималось с конвейера и забиралось.
В итоге журналисты изрядно отоварились – в железнодорожные купе грузили хрусталь («Кристалл), алкоголь («Кристалл»), конфеты («Коммунарка») и т.д. Один «товарищ» загрузил в поезд семь тортов, которые ему передали прямо с прилавка. Все это говорит о том, что белорусские власти, иступлено ищущие каналы для своей пропаганды на российском направлении, готовы идти на любые расходы…
Поразительно то, что в начале наступающей недели нас, судя по всему, ждет еще один пресс-тур, но уже для журналистов из стран СНГ. Пресс-туры оказываются привязаны к политическому расписанию. Более того, Минск находится в чётко очерченном информационном «коридоре», который объективно готовит почву для каких-по политических маневров, призванных принести белорусским властям солидные финансовые ресурсы. Осталось определиться с местом.
Что нас ждёт в ближайшие недели?
Саммит СНГ, встреча глав стран-участниц ТС и ЕЭП… Видимо в рамках обсуждения проекта соглашения по Евразийскому экономическому союзу и можно ожидать жаркий обмен мнений по поводу, что ещё должна Россия поставить и предоставить своему «союзнику»… Хотя что-то подсказывает, что на этой встрече дискуссия не закончится.
Через месяц саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе… Кто там будет представлять Беларусь? Это еще одна белорусская тайна. Пока тайна. Опять же не стоит забывать и об Украине…. Разгадка нового белорусского тактического пасьянса находится где-то рядом.
Андрей Суздальцев, Москва, 20 октября 2013 года, Politoboz.com