Последнее обновление: 24.04.2024 15:50

Заметался

Они дают, чтоб обобрать (философ Дарий)

Исходя из расчета паритета покупательной способности (ППС), Россия заняла пятое место среди десяти крупнейших мировых экономик (Прайм, 12 июля), пропустив вперед США, Китай, Индию и Японию, но опередив все государства Европы, включая ФРГ, Италию, Францию и Великобританию: в июне 2013 года российская экономика, исходя из ППС, составила 3,4 трлн. долларов, т.е. 21% от экономики США (но и численность населения США более чем в 2 раза больше), 27% от экономики Китая (население больше, чем в РФ почти в 10 раз), 75% экономики Японии (население меньше чем в России на 8-9%) и превосходит белорусскую экономику в 25 раз (разница в численности населении в 15 раз).

При этом стоит отметить, что экспорт углеводородов обеспечивает 42% дохода российского бюджета и составляет около 30% всего экспорта РФ, что, как считает российское руководство, многовато. Любопытно то, что и белорусский бюджет почти на половину обеспечивается продажей нефтепродуктов и перепродажей российской сырой нефти. Вторая по значимости статья экспорта, после нефтехимии, калийные удобрения - собственный природный ресурс белорусской республики. Основной и одновременно самый капризный покупатель белорусского калия – Китай (12,47 триллиона долларов по ППС), куда и отправился А. Лукашенко в эти выходные…

Понятно, что в перечне вопросов для встреч в Пекине калийный вопрос будет обязательно присутствовать, но в каком объеме нам, конечно, неизвестно. В тоже время, учитывая традиционную болтливость А. Лукашенко за столом переговоров, от белорусской стороны можно ожидать все что угодно, включая предложение по продаже «Беларуськалия».

И все же вряд ли белорусский президент сорвался в столь далекий вояж исключительно из-за вопросов сбыта калийных удобрений на фоне нарастания проблем с российскими партнерами из «Уралкалия». У Лукашенко сейчас на руках столь обширный список внутренних и внешних проблем, что даже расширение сбыта белорусского калия на китайский рынок сложившуюся в республике экономическую ситуацию не спасет.

Неужели белорусский президент начинает новый политический маневр между пятой и второй экономиками мира?

Итак, зачем?

Каждый визит имеет от одной до нескольких задач. Все зарубежные поездки белорусского президента сродни вояжам сына лейтенанта Шмидта и имеют своей главной целью поиск денег. Ничего другого А. Лукашенко ни в Москве, ни в Пекине, Каракасе, Сингапуре и т.д., не ищет.

Деньги решают все, и в понимании белорусского руководства именно они могут обеспечить снятие остроты основных проблем, с которыми годами сталкивается белорусское государство, но которые А. Лукашенко не решал и не решает в принципе.

Симптоматично, что именно сейчас, в середине июля, глава белорусского государства бросился через всю Евразию к побережью Тихого океана. Видимо, больше ждать благоприятного для себя поворота фортуны белорусское руководство не может. Большая часть предприятий страны продолжает или работать на склад или начинают останавливаться (неполная рабочая неделя, неоплачиваемые отпуска и т.д.) по причине отсутствия сбыта продукции. Негативные тенденции во внешней торговле сохраняются и даже нарастают; золотовалютные резервы, куда по странной белорусской традиции зачисляют кредиты, остаются недостаточными, чтобы смикшировать более-менее значительные кризисные явления в экономике; медленно, но неуклонно надвигаются валютно-финансовые проблемы…

В целом, социально-экономическая ситуация в Беларуси не улучшается, а стабильно ухудшается. Последние транши кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭс, изначально планировавшиеся в качестве стартового капитала для начала масштабных структурных реформ в белорусской экономике, в итоге способствуют только консервации старой авторитарной системы управления народных хозяйством. Последний шестой транш (осень 2013 г.) является своеобразной точной невозврата, так как за ней начинает просматриваться финансовая бездна. Никаких новых масштабных кредитов со стороны России в обозримой перспективе не просматривается, что понятно.

Проблема здесь вот в чем. По идее, если бы Беларусь не использовала все возможные и невозможные оттяжки для ввода в действие всего комплекса соглашений по Единому экономическому пространству, которые были ратифицированы белорусским парламентом в декабре 2010 г., если бы Минск не уклонился от программы приватизации (причем, совершенно необязательно в пользу российских инвесторов), которая являлась основой условий предоставления в 2011 году кредита АКФ ЕврАзЭс, то белорусская экономика уже находилась бы в совершенно иной реальности. Была бы совершенно иная инвестиционная картина, отпала бы необходимость в постоянном поиске кредитов, а проблема затоваривания складов предприятий отсутствовала бы в принципе. По сути, белорусские власти променяли вполне реалистичную «дорожную карту» в рамках евразийской интеграции, позволяющую республике войти в полноценные рыночные отношения без серьезного социального шока, на роль вымогателя, клянчащего деньги на поддержку обанкротившейся белорусской экономической модели.

Между тем, перед белорусскими властями стоит вполне реальная угроза новой, возможно еще более глубокой, чем в 2011 году, девальвации национальной валюты. Стоит напомнить, что последний год белорусские власти, демонстративно игнорируя опыт 2010 г., были заняты новой накачкой средней зарплаты, вытянув её до 600 долларов. Понятно, что вероятный крах вновь созданной белорусскими властями в духе МММ валютно-финансовой пирамиды может привести к тяжелым политическим последствиям. Тут уж на Россию и на покупателей европейских автомашин стрелки не переведешь. Итак, срочно нужны деньги…

В 2011 г. от последствий девальвации А. Лукашенко спасла Россия. В 2013 году, в случае повторения девальвационного шока, обращаться к Москве будет уже просто неприлично. Получается, что Беларусь живет от кредита до кредита, настойчиво расширяя в своей экономике огромную «черную дыру», в котором проваливаются миллиарды вытянутых из России кредитов.

Кроме того, А. Лукашенко уже просил в текущем году у российского руководства на «модернизацию» 2 млрд. долларов, а в кулуарном формате даже 5 млрд. долларов. Однако Москва намекнула на ускорение интеграционных процессов и готовность выделять кредиты, гарантированные приватизацией, что вызвало у белорусского президента весьма болезненную реакцию.

Остаётся Пекин

Где взять деньги? Иран на помощь не придет, у него тяжелые проблемы в экономике и новый президент. Кроме того, у иранского руководства с некоторых пор появилась аллергия на Лукашенко. Молодой лидер Венесуэлы покинул Минск в полной ярости, с угрозами… Получить деньги от Пекина – единственный вариант добычи денег, миную Москву. Иных вариантов не осталось.

Однако философия белорусско-китайских отношений исключительно сложна и, что главное, не сбалансирована. Она состоит из двух прямо противоположных задач: с одной стороны, Минску было необходимо найти замену «прагматичной» России в качестве монопольного спонсора, а с другой стороны, «дружба» с Пекином должна была сделать Москву более покладистой в отношении постоянных просьб Минска о финансово-ресурсной поддержке. В белорусском руководстве делали ставку на то, что китайская «тема» находится в Кремле под особым контролем и белорусский шантаж, как наделся А. Лукашенко, обречен на успех. В идеале Минск рассчитывал на то, что ему удастся спровоцировать соперничество между Россией и Китаем за Беларусь.

Практика оказалась не столь удачной. Перехитрить и Пекин, и Москву А. Лукашенко не удалось. Раскручивая сотрудничество с КНР, белорусское руководство постоянно оглядывалось на Россию, рассчитывая, что Москва бросится «выкупать» у Китая «братскую республику».

Лукашенко по обыкновению зазывал Китай в Беларусь традиционными обещаниями поддержки, лозунгами о дружбе и геополитическим положением страны. Подчеркивалось, что Республика Беларусь находится в центре Европы и, благодаря участию РБ в Союзном государстве и евразийской интеграции, является плацдармом для беспрепятственного входа на рынок России. Считалось, что Россия должна по этому поводу обеспокоиться, но Кремль только внимательнее наблюдал за процессом освоения Беларуси китайцами.

Однако белорусско-китайский процесс стал набирать скорость и скоро Минск увяз в Китае. Следом за связанным кредитом в 15 млрд. долларов в республике появились многочисленные китайские строители и китайские специалисты. Очень быстро к ним приехали семьи и появились дети. Попутно строилось жилье, открывались предприятия по китайским технологиям, т.е. практически без очистных сооружений, на белорусских сельскохозяйственных угодьях появились китайские фермы. В 2012 году было объявлено о создании гигантского белорусско-китайского технологического парка, размещенного между Минском и национальным аэропортом, и где должны получить работу чуть ли не 600 тысяч граждан КНР. Но уже сейчас на улицах белорусских городов стали все чаще встречаться лица китайской национальности. В белорусской столице строится Чайна-таун. Используя членство РБ в евразийской интеграции, китайцы разместили в Борисове сборку своих автомобилей…

Невиданными темпами между Минском и Пекином развивается военно-техническое сотрудничество. В республике не осталось ни одной воинской части или военного учреждения, где не побывали китайские военные специалисты. Их интерес к белорусской армии, которая во многом сходна с российской, понятен.

Начались поставки китайской боевой техники и есть все основания, что на предстоящих белорусско-китайских переговорах вопрос о расширении закупок китайского оружия может оказаться одним из главных.

Кроме того, А. Лукашенко будет добиваться от Пекина кредита на строительство инфраструктуры для возводимой российским «Атомстройэкспортом» на северо-западе республики атомной электростанции. Будут и иные темы…

Главные темы переговоров

Не все так радужно в белорусско-китайском сотрудничестве. Пекин, естественно, не Москва и белорусский президент уже не раз мог убедиться, что китайцы мгновенно хватаются за все его обещания, на которые А. Лукашенко, как всегда, исключительно богат, и требуют их немедленной реализации.

Периодически белорусское руководство по поводу белорусско-китайских отношений охватывает волна пессимизма. Китайское оборудование, полученное по связанному кредиту, оказывается низкого качества, Пекин так и не стал безропотным спонсором для белорусской экономики, новейшие технологии из КНР что-то не идут.

В итоге, рассчитывая стравить Пекин и Москву, А. Лукашенко сам загнал себя в угол. Он буквально мечется между Россией и Китаем. Деньги Минску нужны срочно и А. Лукашенко в Пекине будет готов пойти на любые уступки, чтобы получить солидный кредит. Проблема в том, что сейчас ему фактически нечего предложить китайскому руководству. Все что А. Лукашенко мог выложить на стол переговоров в Пекине, включая доступ к российскому рынку, Китай уже освоил и наращивает присутствие на белорусской земле, не обращая внимания на «туземного» президента.

В «рукаве» А. Лукашенко остались только белорусские природные ресурсы (калий) и геополитическое положение Беларуси. Стоит напомнить, что в свое время А. Лукашенко, оглядываясь на российских инвесторов, объявил, что стоимость государственной кампании «Беларуськалий» превышает 30 млрд. долларов. Думается, что в Пекине белорусский президент будет говорить о других ценах на главный природный белорусский ресурс.

Но повышенный интерес наверняка будет представлять военно-стратегическое сотрудничество между Беларусью и Китаем. Отступать А. Лукашенко некуда: евразийская интеграция или сдача последних позиций Пекину. Не исключено, что кроме всего прочего белорусский президент захочет найти противовес российскому военному присутствию на белорусской земле.

Можно сделать вывод, что белорусский президент до сих пор надеется, что сможет всех перехитрить и Россия с Китаем начнут наперебой добиваться его благосклонности. Самому же Лукашенко останется только изловчиться, чтобы «доить» обе сверхдержавы. Не будем мешать этой мечте…

Андрей Суздальцев, Москва, 14 июля 2013 года, Politoboz.com



<Июнь 2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Июль 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Политика