Последнее обновление: 25.04.2024 16:26

Размышления о будущем. Часть III

В шесть лет я хотел быть Колумбом, в семь - Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли. (Сальвадор Дали)

Преамбула

Кремль отправил в отставку Владислава Юрьевича Суркова. Это долгожданное для кого-то событие оказалось стартом для масштабной политической интриги, которая сейчас на наших глазах активно разрастается в среде российского политического класса. Столь знаковая отставка в высшем руководстве России не могла не вызвать весьма противоречивых откликов в странах – соседях федерации. СМИ Украины, Казахстана, Грузии, Молдавии не только откликнулись на новость из Кремля, но активно ее прокомментировали. Молчит только Минск…

Это тем более любопытно, что белорусские государственные печатные и электронные средства массовой информации обычно очень активно реагируют на кадровые изменения в Кремле и российском Белом доме, злорадствуя над судьбой тех российских чиновников, которые в бытность нахождения на своих постах сталкивались за столом переговоров с белорусскими просьбами-требованиями. Между прочим, стоит кое-кому напомнить, что Приходько вернулся… Да он и не уходил далеко. А вот по поводу судьбы В. Суркова Минск как воды в рот набрал…

Данное наблюдение напрямую относится вопросу: почему внешний фактор не является ведущим в процессе ликвидации белорусского авторитарного режима?

Где найти Беларусь?

Это исключительно болезненная тема для белорусского общества, так как она связана с местом и ролью Беларуси на политико-экономической карте, как собственного региона, так и остального мира.

Действительно, Республика Беларусь для основных своих соседей – России, Украины, Польши является относительно небольшим государством. К примеру, по площади республика равна Свердловской области. Близок и размер ВВП Екатеринбурга и Беларуси. Не более того…

Для Литвы, Латвии и Эстонии Беларусь даже в период авторитаризма имеет важное региональное значение. Беларусь всегда активно использовала стагнацию в балто-российских отношениях, стараясь заместить Москву в тех секторах взаимоотношений с балтийскими государствами, которые Россия по политическим причинам оставила. В итоге, российская нефть ушла из Вентспилса, чтобы потом туда вернуться уже в виде белорусских «растворителей». Но Балтия - это единственный вектор, где влияние Беларуси носит объективный и относительно долговременный характер, пока, во всяком случае, не наладятся отношения балтийских стран с Москвой, что вряд ли возможно в обозримом будущем.

По остальным векторам Беларусь остается объектом политики своих соседей. Ее роль на региональной и международной арене минимальна и страна оказывается в колонке мировых новостей исключительно благодаря эксцентричности своего президента.

Беларусь является экономическим карликом, односторонним потребителем технологий. Современная наука отсутствует. Ресурсы ограничены и большей частью, за исключением одной-двух позиций, интересны только для внутреннего рынка. Инвестиционный потенциал незначителен. Внутренний рынок, между прочим, очень небольшой и бедный, к тому же перекошен постоянными попытками административного регулирования.

Государственный промышленный сектор, занимая монопольное положение в экономике, неуклонно деградирует без новейших технологий и инвестиций, теряет рынки, работает на склады. В тоже время, несмотря на массу ограничений, внутренний рынок затоплен импортом.

Основную часть конвертируемой валюты страна зарабатывает перепродажей российского сырья с минимальной переработкой. Нет и какой-либо экономическо-технологической специфики, позволяющей надежно удерживать какие-либо, пусть и небольшие, сектора мирового рынка.

Транзитный фактор, который является природным богатством Беларуси, в XXI веке благодаря политическому режиму во многом потерял свою значимость. Переговоры по поводу строительства второй очереди газопровода «Ямал-Европа» без белорусской стороны продемонстрировали современный транзитный статус республики.

Страна далека от роли региональной культурной столицы. Национальная культура потрясающе провинциальна, находится на фольклорном этапе, который использован уже на 300%, что заставляет выпускать на международную арену исполнителей с номерами, за которыми не ощущается страна - с арабскими мотивами, музыкальным копирайтом, ставкой на эротику, т.е. с тем, что привычно для клубов «золотой молодежи» и стриптиз-баров.

Имидж Беларуси, как не прискорбно это писать, все больше ассоциируется с одной стороны с казино и масштабной проституцией, а с другой - жестким авторитарным режимом, политическими заключенными, масштабной зависимостью от России, постоянными международными скандалами. Страна интересна, как последний заповедник социализма, условный аналог Северной Кореи в Европе.

Признать эту данность белорусам сложно, если вообще возможно. По традиции, такого рода оценки вызывают шквал обвинений автора в том, что он «не любит Беларусь», «в России еще хуже» и т.д. Что на это можно сказать: в России, естественно, еще хуже, там вообще народ на улицах мрет и закусывает мертвечиной. И все хотят перебраться в Беларусь. Но нас все-таки в данном случае волнуют не жуткие картины в распавшейся и нищей «Рашке» (с некоторых пор это слово заняло прочное место в русском языке, практикуемом в Беларуси), а процессы, протекающие в Беларуси. Вряд ли кто найдет возможность помешать нам высказывать мнение по этой теме.

Возвращаясь к проблеме международного позиционирования республики, мы должны понимать, что, естественно, гражданам республики хотелось бы, чтобы их страна, её влияние и значимость ощущались далеко за пределами Беларуси, что нормально. Родиной, конечно, хочется гордиться, что, опять -таки естественно… Но это сложный процесс, который требует десятилетий упорного труда, стимулирования медленного роста авторитета и уважения соседей.

Однако, молодому политическому классу, включая правящую группировку, как правило, не терпится… Отсюда попытки переписать историю, объявить врагами тех, с кем столетиями были вместе и в горе, и в радости, дабы приватизировать чужие достижения. В этом же арсенале поиски белорусских корней у известных в мире представителей науки, искусства, бизнеса, мировой политической элиты.

К примеру, в последнее время в Беларуси раскрутили пропагандистскую кампанию вокруг российского космонавта Олега Новицкого, которого преподносят исключительно в статусе «нашего космонавта». Это, безусловно, ставит определенные вопросы перед Россией, гражданином которой Новицкий является. Стоит напомнить, что именно в России, по идее, космонавту и дальше строить свою уже космическую карьеру. Но с другой стороны, если Новицкий в интерпретации белорусских СМИ является «первым космонавтов суверенной Беларуси», то пусть Беларусь и запускает его в космос...

Это не шутка. Стоит обратить внимание на следующий материал: «Беларусь и освоение космоса» (http://www.belta.by/ru/articles/dossier/Belarus-i-osvoenie-kosmosa_i_603.html), где на полном серьезе, с цитированием белорусского президента, утверждается, что «мы запустили свой спутник», «Беларусь стала космической державой», «готовы уже сами изготавливать спутники». Видимо, есть на чем Новицкому летать и с родных белорусских космодромов…

Между тем, второй год ждем появления новых белорусских спутников, которые, как заявлял А. Лукашенко, уже заказали целый ряд стран и Беларусь готова их производить. Кроме того, в статье отмечается, что «22 июля 2012 года Беларусь с космодрома Байконур в Казахстане успешно запустила собственный космический аппарат, благодаря чему стала космической державой и полноправным членом клуба космических держав» (там же). Беларусь использует Байконур для запуска своих ракетоносителей? Но именно так надо понимать данное утверждение. Между тем на фотографиях изображена российская ракета… Как она туда попала? Может мимо пролетала?

В вышеуказанном материале ни одним словом не упоминается Россия, благодаря которой и был создан спутник для Беларуси, который выведен на орбиту российской ракетой.

Как уже не раз отмечал автор этих строк, космической державой может считаться только та страна, которая имеет свои носители. Беларусь не имеет своих ракет. Новицкий летал в космос на российском космическом корабле, в статусе российского космонавта, поэтому все кампании в формате «наш космонавт» сродни мелкому воровству чужой славы и чужих достижений.

Беда в том, что история с «белорусским» космонавтом начинает напоминать аналогичные истории с пресловутыми «белорусскими» экспедициями в Антарктиду – в составе российских антарктических экспедиций, на российских исследовательских судах, на российских станциях на ледовом континенте.

Есть и иной пример. Во время последнего визита белорусского президента в Армению, А.Лукашенко как бы случайно обронил: «Мы строим АЭС». Весьма важное заявление, подразумевающее, что РБ является одной из немногих стран в мире, имеющих развитую ядерную отрасль, позволяющую сооружать современные мощные атомные станции. Между тем, таких стран в мире совсем немного – США, Франция, ФРГ, Япония и Россия. Китай может строить станции невысокой мощности. Видимо А. Лукашенко «забыл», что АЭС в РБ строит Россия на деньги российского кредита. В общем, привирают и приворовывают…

Интересно, что когда такие вопросы со стороны России поднимаются, то с белорусской стороны звучит традиционный ответ: «Ну, что вам жалко… Сколько той Беларуси, не обеднеете…».

А. Лукашенко, не желая приватизации белорусских промышленных предприятий российскими корпорациями, не может себе отказать в приватизации… самой России. Во время своих зарубежных визитов, он зачастую высказывается от лица России, российского руководства, рассчитывая искусственно, за счет соседнего государства, поднять имидж как своей персоны, так и «своей» Беларуси.

Над этим можно смеяться, но на самом деле привлечение такого рода методов свидетельствует о том, что политический режим, как и часть белорусского общества на самом деле испытывают сложные психологические комплексы, связанные с самоидентификацией и определением реального международного потенциала своей страны. Не только у населения, но и у руководства присутствуют завышенные представления о роли Беларуси на международной арене.

На самом деле?

В реальности, все значительно хуже. Беларусь и белорусская проблема является неотъемлемой составной частью современного политического поля Европы. А. Лукашенко выступает в роли политического регионального «джокера». В нужный момент Запад его использует в качестве оружия против России (2008-2010 гг.) или Россия, введя Беларусь в интеграционные проекты, фактически перехватывает политическую инициативу (2010-2013). В общем, А. Лукашенко в колоде и политическая росийско-европейская игра была бы без него неполной. Как только одна из сторон начинает проявлять политическую волю к разрешению белорусской проблемы, так другая немедленно бросается на помощь А. Лукашенко, чтобы восстановить статус-кво.

И Евросоюз и Россия решают в Беларуси свои проблемы и добиваются выполнения собственных целей. Проблема только в экономических и политических издержках. И Брюссель и Москва считают, что эти издержки зашкаливают и А. Лукашенко «требует не по чину». Но не более… Проблема в том, что вывести «джокера» из политической колоды означает только одно: надо брать на себя ответственность за судьбу этой страны и народа. Запад, как выяснилось после украинской оранжевой революции и прихода к власти в Киеве оранжевой коалиции, на подобные жертвы не способен. Сейчас Брюссель требует свободы Юлии Тимошенко.

Между прочим, даже теоретически задачи перед ЕС на белорусском направлении, стоят очень масштабные: заменить Россию в качестве спонсора (10-12 млрд. долларов), начать процесс приема Беларуси в Евросоюз (вперед Турции, Украины и Сербии), развернуть структурные реформы, обеспечить работой население республики и т.д. и т.п. Справедливости ради необходимо отметить, что у ЕС есть опыт таких преобразований в странах Балтии, особенно в Латвии.

У России проблем не меньше: А. Лукашенко обходится все дороже, его режим все больше приобретает черты отвратительной разлагающейся властной вертикали, белорусский президент объективно является угрозой для дальнейшего развития евразийской интеграции и блокирует отношения ТС с ЕС. Но замена А. Лукашенко может втянуть Россию в сложную, длительную и бесперспективную международную склоку, где среди участников окажется Польша, ЕС, США и еще Бог весь кто. Попутно придется разбираться с ожесточенной схваткой за власть в Минске. Успех не гарантирован, а Россия заинтересована в суверенной и крепкой республике между Москвой и НАТО, входящей, к тому же, в ОДКБ.

При всех проблемах с А. Лукашенко, перед Москвой сейчас не стоит задача, поставив свои интересы в Беларуси под угрозу, заняться конструированием революции. Есть более насущные задачи, реально угрожающие безопасности федерации.

Итак, внешние силы не будут провоцировать в Беларуси смену власти. Никому это не надо, так как убытков от данной операции будет явно больше, чем прогнозируемой прибыли. Причина на поверхности – страна не очень интересна и не стоит тех политических инвестиций, которые в нее необходимо вложить. Лучше было бы, если бы А. Лукашенко сидел тихо и не морочил Востоку и Западу голову по примеру Ким Чен Ына. .. Вот и откупаются от А. Лукашенко. Правда, в последние годы, Россия требует в качестве гарантий кредитов проведение в республике приватизации. Принцип простой: нет приватизации – нет кредитов; нет, к примеру холдинга на базе МАЗа и КАМАЗа – нет нефти на второе полугодие в большем объеме и т.д. Минск, естественно обижается. Понятно, что просто так, под обещания А. Лукашенко, получать кредиты и нефть как-то веселее…

Но, если…

Другое дело, если бы в Брюсселе и Москве вдруг обнаружили, что в Беларуси ситуация резко обострилась и на пороге в Минске революция или номенклатурный мятеж. Вот тут внешние игроки мгновенно развили бы собственные белорусские стратегии, пытаясь взять ситуацию под свой контроль. Получилось бы это сделать? Это зависит от размаха надвигающихся событий.

На самом деле набор такого рода событий небольшой: спланированная и хорошо организованная революция; народный бунт, который может спровоцировать сама власть; номенклатурный переворот; мятеж силовых ведомств.

Есть самый интересный вариант, связанный с неожиданным политическим форс-мажором (инсульт, кирпич по голове и т.д.). Это случай потребует отдельного исследования с одновременным выдвижением сценариев.

Итак, как автор уже отмечал в предыдущих частях, спланированной и организованной революции ожидать не стоит. Условия для нее не созрели, и ее никто не готовит.

Народный бунт, как ни странно, теоретически возможен и сценарий такого рода событий не является тайной. Власти хорошо представляют психологию белорусского народа и стараются не давать повода для того, чтобы МТЗ или МАЗ вдруг бросил работу и устремился в центр белорусской столицы. Понятно, что в этом случае к рабочим этих двух самых больших белорусских предприятий мгновенно присоединяться рабочие большей части предприятий столицы. В центре рабочие встретят силы Народного сопротивления, составивших основную массу демонстрации 19 декабря 2010 г., что обеспечит критическую массу уже поистине народной силы. Никто этих людей «пятой колонной» не назовет.

Для власти подобный сценарий будет означать смертельную угрозу, так как сил остановить такую массу людей у нее не хватит, хотя, конечно, будет сделана попытка подтянуть внутренние войска. Но времени на это не будет…

Останется только одно: стрелять в народ. А. Лукашенко не раз угрожал прибегнуть к оружию для того, чтобы отстоять свою власть. Но вот тут не все прозрачно. Понятно только то, что человек, который непосредственно на месте потребует открыть огонь, обречен. Власти мгновенно свалят на него вину и сдадут на растерзание.

Кроме того, не факт, что приказ о применении оружия будет массово исполнен. Самоубийц все-таки немного. И самое главное: применение оружия против народа на улицах означает только то, что власть потеряла мандат на управление страной, так как пуля не является методом административного и правового регулирования политических и социально-экономических процессов в стране. Скорее можно говорить о перспективе начала гражданской войны.

Анализ действий белорусского руководства в сфере внутренней безопасности позволяет утверждать, что власти учитывают предлагаемый выше сценарий. В стране создан эффективный силовой блок, внутренние войска подготовлены до уровня карателей, активно работают спецслужбы. Но самое главное то, что власти всеми силами стараются не провоцировать ситуацию, не давать повода, чтобы рабочие вышибали заводские ворота. Какие при этом используются методы, в данном случае мы не рассматриваем, но мы должны учитывать прочно устоявшееся в народе чувство страха.

Вывод пока однозначный: не выйдут рабочие. Будут терпеть.

Если не считать форс-мажор, то остаются мятеж силовиков и номенклатурный переворот. Вот тут возможны нюансы...

Продолжение следует

Андрей Суздальцев, Москва, 19 мая 2013 года, Politoboz.com



<Апрель 2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
Май 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Политика