Последнее обновление: 16.04.2024 17:25

Письма издалека: Письмо I (Вступление)

Один и тот же совет делается абсолютно бесполезным, когда тебе его дают, и становится очень нужным, когда ты в нём нуждаешься. (Хомуций)

Письма издалека (советы постороннего и т.д.) – весьма специфический жанр политической публицистики, представляющий из себя определенный набор разного плана и формата советов, связанных с одной или суммой близких по природе политико-экономических проблем, оказывающих серьезное влияние на жизнь населения и стратегию/тактику политических сил.

Давать советы – дело исключительно ответственное и «советчик» должен быть готов к весьма негативной реакции на свои высказывания по принципу «а кому нужны твои советы?», «тебя не спросили…» или «сидишь в своей Москве/Вильнюсе/Варшаве/Лондоне, вот и сиди, а в наши дела не суйся». Действительно, а кто имеет право давать советы белорусскому гражданскому обществу и политическому классу?

Советчики

За более чем 18 лет правления А. Лукашенко за пределами Беларуси сформировалась вполне дееспособная, но весьма сложная по составу и структуре белорусская политическая эмиграция, что наравне с постоянными политическими репрессиями и наличием политических заключенных является неотъемлемым и естественным индикатором развитого авторитаризма...

Безусловно, появление политической эмиграции не способствует положительному международному имиджу правящего в республике режима, так как свидетельствует об отсутствии основы для политической консолидации общества и политического класса, непримиримости политических сил и их готовность к жесткому противостоянию, а также, что самое главное, о репрессивной сути существующей государственной власти.

Тема белорусской политической эмиграции не является ведущей для данного цикла статей, за исключением одного важного аспекта: возможности белорусской политической эмиграции в той или иной степени влиять на политическую ситуацию в стране. Иными словами, напрашивается вопрос: могут ли оппоненты режима А.Лукашенко, находясь за сотни и тысячи километров от Беларуси, брать на себя смелость советовать что-то белорусским политическому классу и обществу?

Есть мнение, что политически активная часть населения республики не нуждается в каких-либо советах от тех, кто годами, если не десятилетиями лишены возможности посещать Родину, а о социально-экономических и политических процессах в Беларуси узнают исключительно по Интернету. Считается, что, мол, на местах «виднее», что и как предпринимать.

Данное мнение вызывает ряд возражений. Во-первых, белорусская оппозиция усилиями властей республики оказалась расколота не только идейно, но и территориально. Солидная часть радикальной оппозиции, а также непримиримых оппонентов властей, оказались вытолкнуты из страны или «живут на два дома», находясь в непрерывной миграции между Минском и соседними странами.

Реформистская оппозиция, по понятным причинам, чувствует себя в Беларуси относительно комфортно, чем и стремится воспользоваться, навязывая и или пытаясь навязать свои представления о политической стратегии максимально широкому составу оппонентов режима, политическому классу и белорусскому обществу, предлагая участие в очередных выборах, распространяя иллюзии о возможности изменения избирательного законодательства, оказывая содействие диалогу режима с Западом, проталкивая идеи об авторитарной модернизации и т.д.

Во-вторых, радикализм белорусской политической эмиграции естественен. Только со сменой политического режима в республике у этих людей возникает возможность вернуться в Беларусь.

В-третьих, политическая эмиграция по объективным причинам имеет возможность смотреть на ситуацию в республике с более глобальных позиций, с учетом интересов мировых держав, региональных лидеров и соседей республики. При этом, эмиграция в меньшей степени страдает традиционным недугом белорусского политического класса – политическим иждивенчеством.

Но усилиями властей горизонтальные связи внутри белорусского общества и политического класса нарушены или анонимированы в Интернет-сетях, что ставит под вопрос достоверность распространяемой там информации. Белорусское общество фрагментировано, что связано с последствиями многолетнего функционирования авторитарного режима.

В этих условиях обмен информацией непосредственно в республике затруднен, происходит естественный вывод информации за пределы республики, где она подвергается систематизации и анализу уже внешними наблюдателями, включая белорусских эмигрантов и не принадлежащих к оппозиции оппонентов режима А. Лукашенко. В комплексе все это создает феномен «взгляда издалека». В итоге у политически активной части белорусского общества периодически возникает вполне обоснованное впечатление, что о событиях в Беларуси лучше известно вне республики, чем в ней самой.

В-четвертых, к сожалению «на местах» политические силы или вообще ничего не предпринимают против авторитарного режима или делают откровенные и странные политические ошибки, которые в лучшем случае заводят оппонентов режима в тупик или гоняют их по кругу (репрессии актива – очередные выборы – репрессии актива), а в худшем варианте оказывают содействие режиму А. Лукашенко (легитимизация режима на очередных выборах, легитимизация белорусского авторитарного режима в Евросоюзе посредством налаживания диалога между Минском и Брюсселем и т.д.).

Так что, учитывая политическую ситуацию в Беларуси, к советам зарубежных оппонентов режима стоит прислушиваться, но естественно, подвергая их серьезному контролю и тестированию. Дело в том, что политическая эмиграция – понятие все-таки весьма широкое и советы издалека могут исходить не только от представителей белорусской политической оппозиции, но так же и от тех противников власти А. Лукашенко, кого вряд ли можно считать белорусскими оппозиционерами.

С чем это связано? Как правило, статус члена белорусской оппозиции подразумевает генетическую русофобию, чем второе десятилетие активно пользуется правящий в Беларуси режим, беззастенчиво играя на присущем оппонентам режима национализме и заводя своих политических оппонентов в лабиринт, где вопросы о статусе белорусского языка, политико-экономическом влиянии России в Беларуси и в регионе и т.д. сбивают оппозицию со стратегического курса - уничтожения в Беларуси авторитаризма. Пока белорусская оппозиция будет пытаться играть в геополитические игры, пока она будет занята выяснением «белорусскости» внутренних политических сил, включая потенциальных союзников и попутчиков, режиму А. Лукашенко на внутреннем политическом поле ничего не угрожает. Между прочим, предлагаемая политическая формула является составной частью уравнения по реальной демократизации республики.

Кому советовать?

Возвращаясь к теме внешних советов, необходимо признать, что годами в среде оппонентов режима основные дискуссии шли исключительно вокруг проблематики политической борьбы и практически не касались тем организации Народного Сопротивления (НС) или вопросов элементарного экономического выживания и политического ориентирования активной части белорусского общества. Между тем, данная проблематика исключительно остра и важна, так как помимо того, что она касается жизни сотни тысяч, если не миллионов граждан республики, именно в организованности и сплоченности данной категории белорусского общества и заложена основа создания внутренней политико-экономической ситуации, когда власти уже не смогут контролировать внутренний политический рынок, что в резонансном сочетании с рядом внешних факторов может привести к смене политического режима.

Итак, как жить и бороться простому человеку, не члену какой-либо оппозиционной партии, не являющемуся политическим активистом какого-либо движения, объединяющего оппонентов режима, но который вполне реалистично оценивает промежуточные итоги восемнадцатилетнего правления А. Лукашенко?

Перспектив нет

Стоит признать, что настроения в среде солидной части белорусского общества последние годы остаются крайне тяжелыми. Сказывается неимоверная усталость от авторитарного, «заточенного» на сохранение у власти исключительно одного человека, политического режима. Президентские сроки сменяют друг за другом, но страна ни в политическом, ни экономическом форматах не обновляется. Пропагандируемая государственными СМИ ситуация, когда весь мир «ошибается», а только Беларусь выбрала исключительно верный путь, давно стало четким индикатором уровня государственного идиотизма.

Регулярно провозглашаемые модернизации каким-то странным, почти по Фрейду, способом замыкаются на все новых и новых молочно-товарных фермах. А страна остается исключительно экспортером энергоносителей на западные рынки, торговля с Россией (второй экономический партнер) регулярно сводится с огромным дефицитом.

Постепенное превращение столицы Беларуси в вариант европейской Гаваны времен диктатора Батисты, где процветал игорный бизнес и проституция, оказывает крайне негативное влияние на восприятие собственной страны ее гражданами.

Республика при всех своих широко рекламируемых экономических амбициях в экономическом плане на глазах отстает буквально от всех соседей, превращается в отстойник криминальных кланов, отстраненных от власти в странах постсоветского пространства. Белорусское руководство погрязло в коррупционных связях, наживается на контрабанде и перепродаже энергетического сырья и поставках товаров из третьих стран на рынок Таможенного союза – Единого экономического пространства.

Социально-экономический итог многолетней деятельности администрации А. Лукашенко оказывает наибольшее влияние на негативные настроения в среде белорусского населения и политического класса. Современная Беларусь оказалась одной из самых бедных стран Европы, солидная часть ее трудоспособного настроения уже работает за пределами своей Родины или активно ищет возможности для трудоустройства в соседних государствах, включая Евросоюз и даже страны Магриба.

Люди, семьи в современной Беларуси живут, приноровившись к ставшему привычному невысокому уровню жизни. Можно с уверенностью сказать, что солидная часть населения привыкла к относительной нищете. Отхожий промысел стал привычен и естественен, как и позитивные и негативные последствия, которые он несет. Постоянная борьба за существование, а скорее за выживание изнуряет старшее поколение и буквально выбрасывает из республики молодежь.

Кошмар бытия убивает, иногда в прямом смысле. Объем страхов зашкаливает: страх непродления рабочего контракта, ужас от непрерывного роста цен и коммунальных платежей, проблем выплаты кредитов, непрерывный кошмар на рабочем месте – низкие зарплаты, постоянная угроза сокращения, убыточность производства, угроза приватизации с перспективой реструктуризацией и т.д.

В этих постоянно тяжелых социально-экономических условиях доминируют настроения общей бесперспективности. У солидной части населения Беларуси имеется стойкое ощущение, что она загнано в какой-то лабиринт беспросветности, в котором нет выхода.

Периодически провозглашаемый А. Лукашенко лозунг «поднять среднюю заработную плату до 500 долларов» не воодушевляют население, а наоборот, порождают в нем настроение обреченности и безнадежности. Учитывая, что солидная часть граждан республики до предела закредитована, рост средней заработной платы до уровня относительной европейской нищеты не оставляют перспектив ни на решение текущих финансовых проблем, ни на общий рост благосостояния.

Что предлагают белорусские власти?

Почти два десятилетия власти использовали российский фактор в качестве основного внешнего виновного за все политические и экономические проблемы, которые постоянно переживают граждане Белоруссии, в примитивном, но как правило отвечающем взглядам большей части белорусского населения формате: «Наш курс правильный, но Россия не поставляет, не помогает, завидует и препятствует, мешает, не отдает должное и т.д.».

Данная формула долгие годы выручала белорусские власти, но в настоящее время, уже после тяжелого внутреннего экономического кризиса 2011 года, реальные причины которого власти так и не набрались мужества назвать, она уже не работает.

Между тем, можно утверждать, что кризис спровоцировали сами белорусские власти, перепуганные началом волны арабских революций, организовав в январе 2010 г. вывод из страны в зарубежные банки огромного объема конвертируемой валюты. В сентябре 2012 года А. Лукашенко, выступая перед российскими журналистами, проговорился, назвав эту сумму – 3 млрд. долларов (по нашим расчетам получалось 4 млрд. долларов). Белорусский президент утверждал, что эту сумму перед вступлением РБ в Таможенный союз вывезли сами граждане республики, приобретя на эти деньги легковой автотранспорт (минимум 150 тыс. автомобилей), видимо забыв, что в 2011 годах он говорил об одном миллиарде долларов, потраченном на импорт автомашин из ЕС.

Ссылки А. Лукашенко на рост цен на импортируемые энергоносители (сырая нефть) не являются убедительными, так как если такой рост цен на энергетическое сырье и был, то он с лихвой перекрывался ростом цен на экспортируемые Беларусью нефтепродукты. Сомнительно, чтобы Беларусь в 2011 году торговала бензином и дизельным топливом себе в убыток. Данную дискуссию можно продолжить, но суть проблемы в том, что кризисы, причины которых замалчивают, имеют тенденцию возвращаться.

Главный вывод: традиционный «перевод стрелок» на соседей не убеждает (мы об этом говорили выше) население республики. В глазах белорусского народа именно собственные власти, при всех их талантах по изворотливости и ухода от ответственности, отвечают за все годами нерешаемые политико-экономические проблемы страны.

Качели пошли в другую сторону – сейчас А. Лукашенко считается виновным в абсолютно всех проблемах, с которыми сталкивается население, включая даже те, к которому он не имеет никакого отношения (к примеру, семейные). Причем, претензии к главе белорусского государства предъявляют в умеренном формате и его сторонники: «Ошибается, почивает на лаврах, недорабатывает, склочничает с Россией и т.д.».

Реально страна созрела для перемен, но вот сколько еще их ждать?

Учитывая все вышесказанное, нам придется скорректировать или углубить главный вопрос данного материала: как в таких условиях жить простому человеку, как зарабатывать на кусок хлеба, на что ориентироваться и как бороться с режимом, не подвергая критической опасности себя и свою семью? Что в этом случае можно посоветовать со стороны? Только простые и жизненные вещи.

Прежде всего, стоит всегда помнить, что ничего не вечно. Далеко не вечен и режим А. Лукашенко. Кое-кому не стоит надеяться, что в Беларуси будет повторен вариант «кадыровщины». Он невозможен, прежде всего, из-за личностных качеств отдельных персон.

Не стоит с иронией воспринимать уже как бы приевшееся утверждение, что режим обречен. Это действительно так, но, видимо, в ближайшей перспективе придется еще раз более системно вернуться к этому вопросу, освятив основные признаки и факторы этого процесса, а также представив ряд сценариев развития ситуации в Беларуси.

Но пока А. Лукашенко считается главой республики, желательно воспринимать вцепившийся в Беларусь авторитаризм, как своеобразное испытание для белорусского народа, его закалку, тяжелую прививку от любых попыток узурпации власти в будущем. Практически все народы мира в той или иной форме прошли через этапы авторитаризма и тоталитаризма и белорусы вряд ли в этом случае подходят на роль «особого, богом избранного народа», к национальным чертам которого относится привычка к демократии и гражданским свободам, не говоря уже о правах человека. Ведь это далеко не так…

А.Лукашенко не инопланетянин, не «засланный казачок», он тутэйший до мозга костей и, прекрасно зная свой народ, отлично играет на его заблуждениях, фобиях и представлениях о себе и окружающем мире. В душе каждого белоруса есть кусочек А. Лукашенко – со стороны это прекрасно видно, но когда это говоришь, то белорусы, как правило, обижаются. Хотя, обиды здесь нет и не может быть. Было бы странно, если бы находясь столько лет у власти, глава государства не отражал бы основные черты своего народа.

Так что неминуемый уход А. Лукашенко означает и огромную внутреннею борьбу в душе огромной массы граждан республики. Ведь долгие годы ему верили, на него надеялись, да и он сам считал, что ему, со столь значительной поддержкой населения, все по силам. Но в реальности, сил у несменяемого главы белорусского государства хватило лишь на консервацию постсоветской экономики, строительство странного по архитектуре и крайне амбициозного по символике здания Национальной библиотеки и россыпи президентских резиденций по всей стране.

А. Лукашенко уже принадлежит истории белорусской нации, но пока он находится у кормила власти и перед простым человеком стоит простая и одновременно архисложная задача его пережить. Как это сделать?

Продолжение следует….

Андрей Суздальцев, Владивосток, 03.11.12, Politoboz.com



<Октябрь 2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Ноябрь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Политика