"У вас, если сломаешь, дыра появится, у вас есть чем эту дыру залатывать — природный газ, нефть и так далее, деньги есть…» (А. Лукашенко, 16.10.12)
Суббота, 20 октября 2012 года, 6666-й день президентства А. Лукашенко. Это просто невероятный объем времени для нахождения у власти одного человека. За истекшие годы можно построить новую страну. Петру Великому, во всяком случае, хватило двадцати лет это сделать в условиях кровавой и бесконечной Северной войны. Но время идет и за почти два десятилетия в Беларуси уже выросло новое поколение, которое вступило во взрослую жизнь и у которого появились собственные дети. Эти молодые граждане своей республики другого главы белорусского государства не знают и, надо признать, не представляют. Да и сам А. Лукашенко, как он отметил 16 октября во время встречи с российскими журналистами, считает себя старым политиком: «я вообще-то ”патриарх“ в политике (старый уже политик)». (http://www.president.gov.by/press140560.html)
Однако приходится признать, что А. Лукашенко, постепенно став своим вместе с президентами Казахстана и Узбекистана, в тройке практически пожизненных президентов на постсоветском пространстве, мог бы нас порадовать более разнообразной внутренней и внешней политикой. Ведь большого ума не надо, чтобы держаться зубами за кресло президента и отбиваться от вызовов, что бросает современный мир.
Поразительный факт – за 18 лет правления основные аргументы А. Лукашенко изменились очень мало. Он неустанно продолжает их использовать десятками, если не сотнями раз, не очень понимая, что они все дальше и дальше расходятся с реальностью. Устаревший аргументный ряд требует для своего применения специфические условия, исключающие дискуссию, полемику и сомнения в искренности главы белорусского государства.
Поиск формы без содержания
Проводимые под прицелом телекамер совещания высших чиновников государства во главе с А. Лукашенко долгое время считались практически универсальным методом оболванивания собственного населения и пропаганды персоны белорусского президента на просторах СНГ и, прежде всего, в России. Однако со временем, постановочность данных мероприятий стала уж слишком очевидной. Кроме того, относительно быстро появились вопросы в отношении компетентности самого А. Лукашенко, который, судя по истерикам перед объективами, год от года упорно комплектовал свою команду или полными идиотами или откровенными саботажниками и врагами. Кроме того, на подобных совещаниях об основах политики А. Лукашенко и ее «успехах» особо не поговоришь.
Можно заняться самопиаром в процессе Всебелорусских народных собраний, но они проводятся редко, не больше одного раза в пять лет («пятилетка») и отражают ностальгию А. Лукашенко о помпезных партийных съездах во времена Л. Брежнева.
Периодические полусекретные встречи А. Лукашенко с иностранными корреспондентами оставляют нам только тщательно отредактированный дайджест, а острые вопросы и ответы на них остаются недоступны. Такого рода интервью не дают серьезного информационного повода, способного привлечь внимание не только белорусской, но и международной общественности.
Выступление перед российскими журналистами – давно ставший традиционным, благодаря своей универсальности, пропагандистский прием, считается властями республики одним из самых эффективных.
Прежде всего, такого рода международная пресс-конференция по идее должна носить характер политического и идеологического вторжения на российское политическое поле, так как считается, что российские журналисты донесут мнение А. Лукашенко до российского народа и российского политического класса. В этом плане такого рода пресс-конференция незаменима. Но, ввиду того, что полемизировать с главой белорусского государства нельзя, а необходимо в корейско-туркменской манере счастливо и радостно соглашаться буквально с каждым его словом, можно представить объем работы, который падает на Министерство информации РБ по отбору соответствующих столь строгим параметрам российских журналистов. Отсюда и вытекает появление в списке российских СМИ приглашенных в очередной пресс-тур одних и тех же изданий, неустанно посещающих Беларусь, а также всякого рода провинциальных малотиражных «коммун» и «красных плугов».
Что касается последнего набора российской прессы, участвующей в данном мероприятии, то белорусское телевидение сообщило, что они «покрывают» аудиторию в 7 млн. человек. Представляется, что учитывая маргинальность и политическую ангажированность представленных изданий и каналов, данная цифра завышена минимум на порядок. Но даже если все соответствует действительности, то гости из России закрывают 3-5% аудитории от всей российской аудитории… Стоит отметить, что это немало! Другое дело, что наблюдая за пресс-турами не первый год, невольно приходишь к выводу, что состав приглашенных стабилизовался и не растет. В медиа-сфере это равнозначно невосполнимой потере аудитории. Так что эффективность на российском политическом рынке пресс-тура и входящей в него, в качестве неотъемлемой части, пресс-конференции главы белорусского государства вызывает сомнения.
Хотя определенная политическая провокация в пресс-конференции главы белорусского государства исключительно для российских СМИ есть, так как А. Лукашенко обращается к населению России через голову российского руководства, заявляя, что выбранный Россией путь неверен, в очередной раз привлекая внимание россиян к своему административному опыту и всячески рекламируя свою «честность» и «порядочность». В 2010 году российские власти ответили белорусскому президенту зеркальной информационной войной, обратившись непосредственно к белорусскому политическому классу, и президентское кресло под А. Лукашенко ощутимо зашаталось.
Однако основная аудитория данного рода пресс-конференций остается в Беларуси. Россия, в виде российских СМИ, является в данном случае важнейшим компонентом подтверждения правдивости слов А. Лукашенко, его искренности. Учитывая, что Москва до настоящего времени сохранила на постсоветском пространстве статус легитимизатора, то вопросы российских корреспондентов должны быть исключительно в формате «Ах, как Вам это удалось…?», что позволяет А. Лукашенко развернуть впечатляющее полотно белорусского варианта известного кинофильма «Кубанские казаки».
Аргументы…
Именно для белорусского населения предназначены основанные аргументы белорусского президента. В этом необходимо полностью согласиться с А. Класковским (http://www.belaruspartisan.org/politic/221309/), видевшем в пресс-конференции А. Лукашенко прежде всего белорусское мероприятие.
В частности, нетрудно себе представить, как бы отреагировало российское руководство, если бы А. Лукашенко потрудился, как говорится, в лицо В. Путину заявить то, что он сказал 16 октября: «Я даже не вспоминаю про то, что мы, белорусы, миллионы или тысячи скважин у вас пробурили, города строили в свое время, добывали природный газ, нефть и сами научились от вас нефть добывать, и добывали по 9 миллионов, а сейчас скатились до того, что уже мизер добываем, меньше двух, и соответствующие школы у нас возникли в те времена. И сегодня в Венесуэле добываем природный газ и нефть, а в нашей России нет. А почему? Почему у вас англичане, американцы качают нефть, природный газ добывают, продают на рынке, а белорусов вы туда не пускаете?» (http://www.president.gov.by/press140560.html - здесь и далее цитаты с ресурса www.president.gov.by).
Думается, что после таких слов с А. Лукашенко повторился бы инцидент июня 2010 г., когда его Д. Медведев просто вышвырнул за ворота своей подмосковной резиденции и голодный белорусский президент бродил по подмосковным дорогам, ища путь к загородному дому В. Путина. Российские телеканалы с упоением демонстрировали А. Лукашенко, который жаловался тогдашнему премьеру России, что его президент РФ не покормил («Три корочки хлеба»). Впрочем, эта история в стиле поэмы С.Я. Маршака «Кошкин дом» закончилась тем, что и В. Путин А. Лукашенко ужином не угостил. Не за что.
Проблема в том, что заявления в стиле «поделили Советский Союз, проели наследство, а сейчас начнем делить Россию» для России непроходные... Белорусы, азербайджанцы, украинцы действительно приезжали в Тюмень, на БАМ, а еще раньше приезжали на стройки МАЗа, строили рудники Беларуськалия, белорусские НПЗ… Получали заработную плату, подрядные организации зарабатывали деньги. Или А. Лукашенко берется утверждать, что тюменские нефтепромыслы строились за счет белорусского республиканского бюджета? Если так, то согласно соглашениям в Бишкеке от 1992 года необходимо это доказать с документами в руках и что-то требовать. Если «должны» - если твое, то пойди и возьми.
Если документов нет, то такие слова А. Лукашенко можно считать вполне осознанной попыткой натравить белорусский народ, который, скажем прямо, живет небогато, на россиян, которые им что-то, по словам белорусского президента, должны. Это же проще, чем самому отвечать перед собственным народом за экономические «успехи».
Необходимо заметить, что А. Лукашенко не первый раз поднимает вопрос о том, что Россия что-то должна Беларуси. То газ, то Калининград (2005 г.), то военно-морской флот… Периодически данную тему вспоминает академик Рубинов.
Не так давно моему коллеге по университету гастарбайтеры из Беларуси на даче водопровод проводили. Правда, сейчас, после 16 октября белорусских гастарбайтеров положено считать «специалистами» («…белорусы очень востребованы в России. Где бы я ни был, всегда мне говорят и губернаторы, и бывший Лужков, и нынешний мэр Москвы, и Президент России, и с Дмитрием Анатольевичем мы часто эту проблему обсуждали, – ”Пусть белорусы-специалисты побольше к нам приезжают“. Я говорю: ”Столько же народу, столько людей!“ – ”Но нам нужны специалисты“. Поэтому много наших специалистов работает сегодня и в Москве, и по всей России, и в Санкт-Петербурге, и так далее»).
Коллега, как положено, с белорусами рассчитался, но автор этих строк все-таки ему посоветовал держать уши на макушке, так как «работали у тебя на даче белорусы, так жди, придут и отрежут пару соток, так как это уже их земля, как и недра».
Абсурд, но именно на такой абсурд и делает ставку А. Лукашенко, демонстрируя свои «хитрости»: «Хотите нефтеперерабатывающие заводы, которые у нас уже как игрушки, мы туда немало вложили, это красивые, современные, европейские предприятия, и это все признают? Хотите вы купить эти предприятия? Знаете, если я на это пойду, мне мало не покажется в Беларуси. Точно обвинят в том, что я тут сдаю, продаю… Как после ”Белтрансгаза“, который мы продали ”Газпрому“, выдержали эту атаку. Но есть хороший вариант: мы вам отдаем нефтеперерабатывающие заводы – перерабатывайте свою нефть, и мы будем свою там перерабатывать, а вы, пожалуйста, дайте нам возможность добывать самим, как иностранцам даете, природный газ. Мы потребляем 22 миллиарда. Я прямо им сказал: ”Мы будем от вас зависимы на 12 миллиардов, никуда не денемся, но 10 миллиардов мы сами добудем... Давайте мы 10 млн. т добудем, а 14 млн. т у вас купим».
Действительно ведь, хорошая сделка – два завода, чья цена за оба - 6 млрд. долларов (новый НПЗ под 10 млн. тонн переработки стоит 3 млрд. долларов, как говорится, до последнего болта), взять и поменять на ежегодную добычу 10 млрд. кубов газа (4 млрд. долларов в ЕС) и 10 млн. тонн нефти ( минимум 3 млрд. долларов в ЕС). Итого 7 млрд. долларов. И так не просто один год, а навсегда… Лет через десять при сохранении сегодняшних цен на энергоносители эти два НПЗ России обойдутся уже в 70 млрд. долларов и т.д. В общем не НПЗ, а малахитовые шкатулки – трубы золотые, резервуары платиновые, заборы серебряные… Вот только непонятно, на каких идиотов рассчитаны такого рода «предложения» А. Лукашенко? И что самое печальное, что этому предложению для ослов уже как минимум лет десять. В начале XXI века А. Лукашенко в том же формате предлагал сделку по «Белтрансгазу». Все закончилось стройкой Nord Stream и продажей последнего пакета монопольного белорусского газового транзитера. Пора бы кое-кому хотя бы арифметике выучиться за 18 лет…
Тот же традиционный белорусский стон в отношении допуска к добыче нефти и газа, как «иностранцам». Это даже не смешно… Ежегодно в России проходят десятки тендеров на участки для добычи углеводородов. Компании из десятка стран мира покупают лицензии, начинают добычу, платят в российский бюджет положенные деньги. Белорусов в их рядах нет, так как Минск не желает участвовать в тендерах, не желает платить в российский бюджет (это хорошо поняли в Москве на примере растворителей и разбавителей), а желает просто прийти и взять. Понятно, что «с россиян не убудет»… Интересно, а если бы В. Путин сказал бы перед белорусскими журналистами о своем желании получить право разрабатывать какое-нибудь месторождение калия в Солигорске просто так, без тендера, а на правах партнера по Союзному государству? Можно только представить реакцию Минска… Между тем А. Лукашенко, когда он твердит о «равенстве», такие аналогии даже в голову не приходят. Он понимает «равенство» только в доступе к чужим, российским ресурсам, к российскому рынку и т.д., но не к белорусским ресурсам и рынку. Это как соглашение между двумя соседями по лестничной площадке об общем хозяйстве, но один женат, а второй холостой… Понятно, что по мнению холостого, «равенство» должно быть соблюдено и в отношении жены.
Опять возникает вопрос: на кого рассчитаны такого рода аргументы, если белорусский президент, как говорится, не моргнув глазом, заявляет, что «Если принимать институт двойного гражданства, так почему мы сделаем исключение для украинцев и других?» Хочется невольно крикнуть А. Лукашенко в ухо: «Александр Григорьевич, проснись, что ты дурочку ломаешь! При чем тут украинцы, Россия ведь с Беларусью, а не с Украиной подписывала союзные соглашения и строит Союзное государство. Зачем юродствовать?». Понятно, что не услышит.
Деньги!
С деньгами плохо. Проще говоря, денег у А. Лукашенко, судя по его пресс-конференции, нет совсем. Почти каждый ответ на любой вопрос заканчивался сентенцией на тему, что вот «у вас нефть-газ и денег навалом».
Это тоже не ново, как и то, что Россия все-таки вступила в ВТО и поэтому почему-то что-то должна Беларуси. Наверное, опять Москва виновата в том, что Минск полтора десятка лет почти 70 млрд. долларов российских дотаций, преференций и списанных кредитов тратил на Ледовые дворцы, президентские «Боинги», даренные «Роллс-Ройсы» и «Майбахи» (похвастался все-таки, что купил, видимо прямо распирало), а не на модернизацию производства.
В том же стонущем ключе заявления о том, что «мы очень дорого за это заплатили – за единое экономическое пространство», т.е. больше года тянули за рубеж контрабандой нефтепродукты.
А в это время, буквально рядом деньги льются прямо водопадом: «…вот они им вкидывают(!) (там уже сейчас вброшено до 100 миллиардов, и больше еще надо). Я думаю: Боже мой, если бы на нашу десятимиллионную, как Греция, страну 100 миллиардов евро, мы бы не знали, что делать, мы бы подавились ими (какая скромность! – А.С.). А им не хватает! Бездонная бочка…».
Вот эту европейскую тенденцию А. Лукашенко как раз уловил правильно, что немудрено. Дело в том, что главным итогом его 6666 дней правления является то, что он не создал самодостаточную белорусскую экономику, а превратил страну в «бездонную бочку» для внешней помощи и поддержки. Беларусь превращена в реальную экономическую «черную дыру», так как старый уже столь привычный для официального Минска объем российских дотаций и преференций давно недостаточен. Помощь должна увеличиться минимум в два раза, то есть еще где-то на 9-9,5 млрд. долларов в год. Вопрос, где их взять? А. Лукашенко считает, что только в России… Или у него в голове есть другой вариант? Стоит присмотреться. Может новые аргументы появятся взамен восемнадцати лет самопиара.
Андрей Суздальцев, Москва, 21 октября 2012 года, Politoboz.com