Боится, что лист с дерева упадет и ему голову разобьет (Китайские пословицы и поговорки)
Прекращение авиационного сообщения 26 марта 2012 г. между Москвой и Минском по инициативе российской стороны вызвало в Минске настоящую панику.
Паника («Русские идут!») мгновенно охватила как правящий в Республике Беларусь режим, так и оппонентов власти. Правда, никто из окон не выпрыгивал, но ветераны информационных войн с Россией, о востребованности которых автор этих строк уже писал (http://www.politoboz.com/content/protsess-poshel), моментально, словно по сигналу тревоги, заняли места в пропагандистских «окопах», откуда полилась давно и хорошо знакомая ненависть.
Белорусские СМИ обвинили российскую авиакомпанию «Аэрофлот» в попытке рейдерского захвата белорусского рынка авиауслуг. Это обвинение выражало точку зрения руководителя белорусской государственной авиакомпании «Белавиа» Игоря Чергинца: «Фактически это рейдерский захват перевозок Республики Беларусь» (http://naviny.by/rubrics/economic/2012/03/29/ic_articles_113_177344) . Господину Чергинцу, сыну известного белорусского писателя и офицеру КГБ РБ, как говорится, виднее… Нас, в данном случае, интересует сам факт паники, охватившей чиновничий Минск.
Политика или коммерция?
Безусловно, прецедент закрытия воздушного сообщения с Москвой по инициативе России оказал на белорусские власти огромное впечатление. Учитывая то, что «Аэрофлот» является одной из крупнейших российских корпораций, подразумевается по умолчанию, что пойти на столь решительные меры против государственной авиакомпании «Белавиа» «Аэрофлот» мог только при полной поддержке Кремля. Подкрепили паническую реакцию и итоги последнего визита А. Лукашенко в Москву.
19 марта , как известно, белорусский президент принял участие в саммите ЕврАзЭс. В Москве А. Лукашенко, естественно, меньше всего был озабочен развитием интеграции на постсоветском пространстве, намереваясь, в первую очередь , решить собственные экономические задачи. Расчет был прост: недавний дипломатический кризис с Евросоюзом, в немалой степени спровоцированный официальным Минском, создаст благоприятную почву для получения от России очередной финансовой поддержки. Белорусский президент, делая ставку на то, что предвыборная кампания В. Путина была построена в антизападном формате, посчитал, что он находится в «правильном фарватере», и успех ему гарантирован...
Однако вернулся из Москвы Лукашенко не солоно хлебавши. Никакого очередного «прорыва» в российско-белорусских отношениях не случилось, что фактически подвело итог конфликта с Брюсселем. Для официального Минска обострение отношений с Западом потеряло смысл, так как Россия отказалась оплатить очередную внешнеполитическую авантюру А. Лукашенко.
Можно ли сказать однозначно, что А. Лукашенко потерпел поражение? В промежуточном варианте – нет, но в итоговом – безусловно. Стоит учесть, что на определенном этапе (середина марта 2012 г.) Минск смог навязать Москве и, в рамках Евразийского союза, Астане свое видение конфликта с Евросоюзом. Эта тема уже обсуждалась. ((http://russiancouncil.ru/?id_4=265#top). По факту публичной поддержки Беларуси некоторые белорусские международники позволили себе утверждения, что Минск «управляет» внешней политикой Москвы. Это, между прочим, определенный индикатор истинного отношения белорусского политического класса к России.
Более того, в Минске появились политические маргиналы, которые даже пытались угрожать Европе российским ядерным оружием. До настоящего момента определенная эйфория безнаказанности не покинула белорусский истэблишмент. Примером таких настроений является недавняя статья в «СБ» (http://www.sb.by/post/128751/), автор которой, по сути, в подобострастном тоне выражает пожелания и надежды правящего класса республики на то, что политика президента В. Путина будет благосклонна и лояльна к режиму А. Лукашенко. В основе надежд белорусских властей в очередной раз оказываются заявления Москвы в поддержку Минска: «Если раньше некоторые круги политического класса России могли попросту проигнорировать западное давление на официальный Минск или максимум пожурить политиков из ЕС за слишком жесткие санкции, то теперь на эту тему сделано официальное заявление. То, что Россия это себе позволила, уже показатель» (там же).
Однако, в итоге заявления Кремля, российского Белого Дома и МИДа РФ не конвертировались в то, ради чего и затевалась очередная свара с Брюсселем. Пока мы не можем говорить, что «управляемая» из Минска Москва взяла на себя выплату в 2012 году белорусских долгов. Четвертый транш АФ ЕврАзЭс так и не появился на счетах НБ РБ. Никто не снял с Минска обязанностей по Единому экономическому пространству. Россия на словах поддержала Беларусь, но не более. Почему?
Действительно, почему? Ведь, исходя из логики белорусских националистов Москва, которая «генетически» ответственна за все плохое, что происходит в республике, должна не раздумывая броситься на помощь «передовому форпосту» против НАТО, предоставив ему очередные привилегии и преференции. Этого не случилось по вполне понятной и простой причине: если оказать А. Лукашенко, вновь оказавшемуся по своей воле в передовом «окопе» противостояния с Западом, очередную финансово-ресурсную помощь, то белорусская сторона немедленно организует уже целую серию конфликтов с Брюсселем и Вашингтоном, втянув в них не только Россию, но и только что созданное Единое экономическое пространство. Между тем, Европа для ЕЭП остается жизненно важным партнером.
Роль Беларуси в ЕЭП, как ближайшей к ЕС стране, как раз не в конфронтации с Евросоюзом, обладающим самым богатым и емким на планете рынком, а в противоположном: обеспечении торгово-экономических связей с Брюсселем. Минск же, увлеченный тиражированием политических заключенных, постоянно нарывается на скандалы с Евросоюзом, чем наносит ощутимый вред интеграционным проектам Москвы на постсоветском пространстве. Москва не будет финансировать склоки А. Лукашенко с соседями. В Минске об этом догадаться не успели.
Второй ошибкой официального Минска было преувеличение антизападного крена в предвыборной кампании В. Путина. Негативное отношение к Западу является естественной составной частью идеологической базы российского политического рынка, но в Минске воспринимают его в духе марксисткой парадигмы, подразумевающей жесткое и всеохватывающее противостояние с Западом. Шаблонное мышление продуцирует прямолинейные ожидания, реальная же политика – механизм значительно более тонкий и многогранный. К примеру, присущий внутренней и внешней политике стран Латинской Америки антиамериканизм только частично ассоциируется непосредственно с политикой США, давно превратившись в одну из основ самоидентификации народов этого континента. Присущий российскому обществу со времен Петра Великого негативный подход к политике Великобритании не помешал России войти в Антанту и т.д. Борьбу России за национальные интересы белорусские «идеологи» видят чуть ли не предвестником ядерной конфронтации, в условиях которой Минск мог бы погреть ручки на «атомном костре».
Связи, существующие между Россией и западным миром никогда не прерывались и ,уж конечно, они не будут прерваны в угоду сумасбродному правителю соседней страны.
Итак, линейная схема в логике, которой Лукашенко пытался получить дивиденды за конфликт с Западом, потерпела сбой. Более того, внешнеполитическая авантюра А. Лукашенко запустила те процессы, которые белорусское руководство стремилось затормозить, а в идеальном варианте - избежать. Москва, оказав поддержку Минску, посчитала, что скандал с Европой как раз стимулирует вхождение РБ в ЕЭП.
Не копай яму другому
Белорусская сторона, рассчитывая втянуть Россию в свой конфликт с Евросоюзом, оказалась в настоящей западне. Пытаясь опираться в своей склоке с Западом на ЕЭП, республика по идее должна была бы демонстрировать наибольшую активность в интеграционном строительстве. Между тем, как оказалось на саммите ЕврАзЭС 19 марта 2012 г., официальный Минск как раз выступает за торможение процесса интеграции. Понять белорусские власти не трудно: ресурсы от России уже получены. Зачем торопиться? Все остальные процессы углубления интеграции объективно опасны для белорусской экономической модели, так как будут требовать и от Беларуси определенных жертв на алтарь интеграции. В частности, потребуется обеспечить свободу перемещения капиталов, труда, товаров и услуг («четыре свободы»), что чревато полным демонтажем экономической основы режима А. Лукашенко.
Белорусское руководство вновь стремится воссоздать модель Союзного государства: потребляя целевые ресурсы , изобретать бесконечные причины , не позволяющие республике активно участвовать в интеграции. К примеру, выставляя республику в роли жертвы давления Запада, белорусские власти сами провоцируют нападки Запада все новыми и новыми «наборами» политических заключенных.
Интеграционный аванс
Минск не намерен отрабатывать ресурсы , поступившие в республику с января 2011 года в качестве аванса за вхождение Беларуси в ЕЭП. Все скандалы Беларуси с ЕС или США на самом деле являются только попытками найти более-менее благовидные поводы для того, чтобы уклониться от выполнения соглашений, подписанных с Россией.
В частности, после вхождения РБ в ЕЭП в белорусском медиа-пространстве обнаружилось множество комментаторов с заявлениями о том , что времена «торговых войн» уже прошли, молочные, сахарные, конфетные и иные войны канули в Лету. Примечательным в их оптимистических речах, скроенных на единый утилитарный манер, было то, что открывшиеся для белорусской экономики возможности рассматривались исключительно односторонне: а) белорусские товары смогут беспрепятственно, без каких-либо ограничений и квот осваивать рынок России и Казахстана, б) Беларусь благодаря своему географическому положению и статусу в ЕЭП станет местом притяжения прямых инвестиций и т.д. Но пока эти прекрасные планы и надежды только ждут претворения в жизнь.
Между тем, суровая реальность в виде условия «четырех свобод» уже стучится в дверь самой Беларуси. И практическое решение вопроса о едином рынке услуг, в данном случае авиационных, как показали события последней недели марта, переросло в конфронтацию.
Не один месяц велись переговоры между компаниями « Аэрофлотом» и «Белавиа», правда, велись они по белорусскому принципу: с бесконечной волокитой , уклонением от решений, бессмысленной перепиской. В конце концов, терпение Аэрофлота исчерпало себя: время идет, Минск тянет деньги с рынка ЕЭП, а вопрос не решается.
Между тем, расписание (сезонное) минского аэропорта (http://airport.by/timetable/season), обнаруживает интересную картину: сейчас российские авиакомпании совершают в Минск 4 рейса в ежедневном режиме (1 – S7 и 3 – Аэрофлот), т.е. 120 рейсов в месяц; «Белавиа» совершает в Россию 6 рейсов:3 рейса в Москву, 1 рейс в Калининград и 2 рейса в Санкт-Петербург в ежедневном режиме, т.е. 180 рейсов в месяц.
Кстати, столь явный дисбаланс в свою пользу белорусская сторона в свое время восприняла, как должное, видимо считая, что и дальше можно будет жить за счет соседа. При этом А.Лукашенко неустанно требует в интеграционном строительстве сохранения равноправия сторон. Видимо, он все-таки «равноправней» остальных. Подобные же вопросы, к слову, не раз возникали и по поводу железнодорожного сообщения между Минском и Москвой, ведь еще с советских времен почти все поезда оказались исключительно белорусского формирования. То есть кому-то деньги получать, а кому-то перроны подметать. С огромным трудом и скандалом несколько лет назад был запущен «Славянский экспресс» московского формирования.
Российская сторона напомнила , что в свое время пошла на уступки Минску и приняла ныне действующее расписание, как временное, рассчитывая, что перед летним сезоном , уже в рамках ЕЭП, т.е. тех самых «четырех свобод» , вопрос будет решаться на условиях «открытого неба», что означает открытую конкуренцию за пассажира. Тем более что Минск поднимал вопрос о праве «Белавиа» летать между российскими городами, т.е. оперировать на российском рынке, как на собственном. Но тогда россиян надо пускать на белорусский рынок. Или как? «Открытое небо» только для белорусов?
Вот тут все и встало на свои места... Обратим внимание на белорусскую аргументацию: «Закрыть небо неожиданно решила «Росавиация», отозвав в понедельник разрешение на полёты компании «Белавиа». В ущерб пассажирам и, как говорят эксперты, по необъективной причине. Дескать, белорусский перевозчик возражает против предложенной «Аэрофлотом» либерализации воздушного сообщения. Речь идёт о так называемом соглашении «Открытое небо», когда страны, его подписавшие, снимают ограничения на количество рейсов для любых авиакомпаний. Тем самым нарушая паритет и, кстати, межправительственное соглашение. Российские перевозчики твердят об увеличении количества собственных рейсов. Белорусские – делегация из Минска приехала в Москву сегодня на переговоры – говорят о скрытой попытке вытеснения их как конкурентов с популярных маршрутов. Иначе как можно объяснить отказ «Аэрофлота» подписать такое же соглашение с крупными партнёрами по Евросоюзу? В частности с Германией». (http://ont.by/news/our_news/0074992).
Стоит напомнить читателю, что каждый раз, когда Россия применяет к Беларуси жесткие меры , они оказываются «неожиданными». Например, «неожиданными» каждый раз оказывались цена на газ или нефть. Но в данном случае интересен сам факт привлечения в качестве аргумента возможность соглашения с Германией по проекту «Открытое небо». Белорусские пропагандисты игнорируют тот факт, что Германия не входит в Единое экономическое пространство, а Россия не входит в Евросоюз.
Все повторяется из года в год, из десятилетия в десятилетие. Республика два десятилетия получала и продолжает получать газ дешевле всех на континенте, но, когда пришло время отдать «Белтрансгаз», негодование буквально захлестнуло белорусский политический класс. Белорусским производителям никто не мешает зарабатывать на бескрайнем российском рынке валюту, но, когда в Беларусь приходят российские капитал, товары, услуги, это вызывает в Минске панику. Руководство Беларуси привыкло брать интеграционные авансы в миллионы тонн нефти и миллиарды кубов природного газа, а также миллиарды долларов кредитов , но, когда в ответ надо открыть собственный рынок , в данном случае собственное небо, это вызывает истерику у высоких должностных лиц, даже в твиттере (http://twitter.com/#!/tupolev134a).
Белорусское руководство прекрасно понимает, что белорусская экономика не готова к реальной конкуренции на едином рынке ЕЭП. Схватка в небе между государственной «Белавиа» и частным «Аэрофлотом» означает только начало процесса жесткой конкуренции между белорусским госсектором и рыночной экономикой России и Казахстана. Поднимая в белорусских СМИ истерику, власти республики только подтверждают тезис, что Беларусь не может быть полноценным участником интеграционного проекта, оставаясь исключительно получателем бесконечных дотаций и преференций, ничего не давая взамен.
Попытка сохранить нереформированный характер белорусской экономической модели в условиях интеграции будет и дальше заставлять официальный Минск устраивать международные скандалы и склоки. Иного пути у А. Лукашенко просто нет. Вот и паникует белорусский истэблишмент по любому поводу, ожидая от ЕЭП все новых и новых проблем…
А тем временем… в середине марта текущего года на угольный карьер в Кузбассе поступил первый 90-тонный карьерный самосвал марки «Комацу», собранный на конвейере данной компании в Ярославле.
Андрей Суздальцев, Москва, 2 апреля 2012, Politoboz