Белорусский демократический спектакль в среднесрочной перспективе может достичь своего апогея за счет создания в стране, где запрещено собираться больше трех, института уполномоченного по правам человека.
Инициатива возобновления публичного обсуждения данной темы исходит от главы Конституционного суда Петра Миклашевича. Но примечательно то, что такая «крамольная» для белорусского авторитаризма мысль прозвучала на докладе Миклашевича у А.Лукашенко.
О степени независимости, а точнее наоборот говорит следующий факт: за 3 с небольшим года КС РБ проверил 444 закона, принятых парламентом и все они были признаны соответствующими Конституции РБ.
Понятно, что предложение Миклашевича не стало для Лукашенко неожиданностью: и он и докладчик просто разыграли очередной эпизод спектакля, вбросив в общество новую тему для терзания.
Впрочем, речь идет о кастрированной версии уполномоченного по правам человека, которому в Беларуси планируют отвести функцию посредника между гражданином и КС (граждане Беларуси не имеют права напрямую обращаться в КС).
Как пояснил Миклашевич, в таком случае граждане смогут обращаться к уполномоченному по наиболее важным вопросам, затрагивающим конституционные права и свободы граждан, а уполномоченный по правам человека мог бы затем обращаться в Конституционный суд.
С учетом действующего в стране законодательства, роль уполномоченного посредника можно повесить на одного из андроидов-депутатов, который с важным лицом будет самостоятельно, но после консультаций с администрацией, решать, какие вопросы, поднятые гражданами в сфере прав и свобод человека достойны внимания КС, а какие – пустой тратой драгоценного времени хранителей конституционной законности.
В успехе грядущего изменения сценария белорусского демократического спектакля можно не сомневаться. Год точной и выверенной работы уполномоченного позволит властям с жесточайшей решительностью объявить синеокую самой демократической страной на всей планете несмотря на отсутствие хотя бы одного практического опыта по конституционной передачи президентских полномочий другому лицу.