В Беларуси вскоре окажутся все 18 бывших индийских истребителей Су-30К, которые должны быть возвращены в Россию по условиям контракта еще 1990-х годов. В Барановичах они должны быть модернизированы, после чего их ждет новая служба. На мировом рынке их снова можно было бы довольно выгодно продать, но такой вариант, как выяснило издание, не является приоритетным. После модернизации самолеты, скорее всего, окажутся в рядах военно-воздушных сил (ВВС) Беларуси, сообщает газета Коммерсантъ.
История с этими самолетами началась в 1996 году, когда Москва и Дели подписали самый первый контракт на поставку тяжелых многоцелевых истребителей. Однако сразу и быстро, уже в 1997-1999 годах, Россия объективно не могла обеспечить Индии поставку самолетов в специально оговоренной контрактом "продвинутой" конфигурации — Су-30МКИ. Тогда был найден компромисс: первые 18 машин пошли в упрощенном варианте Су-30К с тем условием, что позже их заменят на такое же количество новых, полноценных Су-30МКИ, после чего Су-30К вернутся в Россию. Так и произошло, за исключением одного момента. Формально "Сухие" были возвращены их производителю, корпорации "Иркут", но на территорию РФ они так и не попали.
Вплоть до конца июля этого года все 18 истребителей продолжали оставаться на хранении в Индии. Однако вскоре сразу несколько источников "Ъ" в российском оборонно-промышленном комплексе сообщили, что какое-то количество машин готовится к отправке в Беларусь — на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах.
"На данный момент в Барановичах находится уже десять Су-30К, они перевозятся из Индии в разобранном состоянии самолетами транспортной авиации,— сообщил "Ъ" источник, близкий к "Рособоронэкспорту".— Оставшиеся восемь машин будут доставлены туда в течение ноября этого года, там они должны пройти ремонт и последующую модернизацию до варианта Су-30КН".
Другой собеседник, знакомый с ситуацией, утверждает, что на данный момент не ведется никаких конкретных переговоров о поставке этой партии "Су" в третьи страны, но не исключил таких переговоров в принципе в будущем с одной оговоркой: "Точно можно сказать, что они будут не с Сирией, она на сегодняшний день не рассматривается". Предположение же корреспондента "Ъ", что в такой поставке сейчас может быть заинтересован Судан, источник не подтвердил, но и опровергать не стал.
Но и новое место дислокации истребителей — Барановичи — было выбрано неслучайно: сама Беларусь также заинтересована в приобретении Су-30. В первый раз Александр Лукашенко заявлял об этом еще в 2005 году. В мае этого года на эту тему вновь прозвучало официальное заявление из Минска: председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергей Гурулев заявил, что в ее планах присутствует "поставка и самолетов типа МиГ-35 или Су-30". При этом военные обеих стран Союзного государства неоднократно заявляли о намерениях усилить авиацию и ПВО на границах с Европой, но закупать новую технику для Беларуси было бы слишком дорого.
По данным "Ъ", именно бывшие индийские Су-30К и могут, скорее всего, пополнить парк ВВС союзника России, а вот в российских ВВС они точно не окажутся. "Все время, пока эти самолеты были в Индии, они эксплуатировались по полной программе, и их техническое состояние на данный момент оставляет желать лучшего,— констатирует источник "Ъ" в оборонно-промышленном комплексе.— Алжирский вариант (когда ВВС РФ приняли в 2008 году в свой состав возвращенные этой страной самолеты.— "Ъ") тут не пройдет. Для Су-30К жизненно необходим капитальный ремонт с модернизацией, и наше Минобороны просто не будет на это тратиться".
По информации источников "Ъ", нынешняя остаточная стоимость каждого индийского Су-30К составляет около $10 млн, а их ремонт и последующая модернизация до уровня Су-30КН обойдутся еще в $5 млн за единицу. "Приобрести тяжелый истребитель за $15 млн — это уникальное предложение, от которого вряд ли сможет удержаться любой денежный клиент,— считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.— С этой точки зрения как раз не хотелось бы, чтобы это была поставка именно в Беларусь. Учитывая экономическую составляющую, такой "контракт" будет осуществлен исключительно за российские деньги. В этом плане Судан выглядит гораздо интереснее".
Белорусский военный бюджет действительно не потянет рыночной стоимости такой партии Су-30КН (от $270 млн и более). А весь предыдущий опыт поставок военной техники в эту страну показывает: они возможны только на некоммерческой основе — безвозмездно, по взаимозачету, по ценам российского гособоронзаказа или по остаточной стоимости. Например, в 2006 году 115-я зенитная ракетная бригада, развернутая на границе с Польшей, получила из России четыре дивизиона системы ПВО С-300ПС (также бывших до этого в употреблении). Так вот, по данным комитета Госдумы РФ по делам СНГ, Минску все они обошлись всего в $13 млн, что в сравнении с рыночной экспортной стоимостью одного дивизиона С-300 (порядка $180 млн) выглядит просто ничтожной суммой.
В этих случаях, как отмечает один из источников, теряет и "Рособоронэкспорт" — он лишается своих посреднических процентов. В "Рособоронэкспорте" и корпорации "Иркут" от официальных комментариев по ситуации с Су-30К отказались. А все белорусские собеседники, к которым "Ъ" обратился за комментариями, практически слово в слово ответили, что у них в стране обсуждать реальные поставки вооружений позволено только самым высоким чиновникам.