Приняв Александра Лукашенко в правительственном дворце в Риме в апреле 2009 года, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони вывел белорусского лидера из международной изоляции. Как следует из конфиденциальной депеши посольства США в Риме, опубликованной сайтом WikiLeaks, Берлускони пошел на это из-за беспокойства о статусе около 30 итальянских заявок на усыновление белорусских детей.
В ходе поездки в Италию Александр Лукашенко встретился с Папой Бенедиктом XVI. Кроме того, белорусская сторона просила о встрече с президентом Италии Джорджо Наполитано и премьер-министром Сильвио Берлускони. Наполитано возражал против встречи, отмечают авторы депеши, а вот Берлускони пригласил Лукашенко неофициально отобедать с ним и министром иностранных дел Франко Фраттини.
«Министерство иностранных дел отказалось сообщить о подробностях предложенной повестки встречи в преддверие обеда, но настаивало на том, что права человека и продолжение политических репрессий станут важной частью дискуссии», — пишут американские дипломаты.
Однако по окончании обеда Лукашенко сообщил журналистам, что «ни Берлускони, ни Фраттини не давили на него по поводу реформ. Напротив, по словам Лукашенко, Берлускони сказал, что он посетит Минск осенью, и призвал Лукашенко лично участвовать в саммите Восточного партнерства в Праге».
По словам политического советника посольства Беларуси, «Фраттини спрашивал в основном о политических реформах, на что Лукашенко ответил, что он делает большие успехи в либерализации политических и социальных условий в Беларуси».
В дипломатическом донесении говорится, что «правительство Италии надеялось преуменьшить значение визита, но внимательная пресса, любопытный дипломатический корпус и разговорчивый белорусский президент подогревали интерес к событию всю неделю».
В то время как Лукашенко объявил о намерении Берлускони посетить Беларусь и похвалил итальянского премьера за сильное руководство, итальянская пресса обратила внимание на то, что премьер в одностороннем порядке нарушил поддерживаемую США и ЕС «изоляцию «последнего диктатора Европы».
«Заместитель дипломатического советника премьер-министра конфиденциально сообщил политическому сотруднику посольства, что, согласившись на встречу, Берлускони следовал плохому совету, но делал это из-за беспокойства гуманитарного характера по поводу статуса примерно 30 находящихся на рассмотрении заявок об усыновления белорусских детей итальянскими семьями», — говорится в депеше.
«Решение Берлускони помочь Лукашенко прервать изоляцию было сделано без консультаций с МИД либо ЕС, — отмечают американские дипломаты. — Хотя МИД пытался выставить встречу положительным событием в сфере ослабления политических репрессий в Беларуси, Лукашенко уехал с впечатлением, что его поведение больше не беспокоит ЕС».
Берлускони же продемонстрировал, что «предпочитает избегать трений в отношениях с зарубежными лидерами, даже если для этого требуется смотреть на тревожные истины сквозь пальцы».