Лукашенко уже сегодня вечером возвращается в Минск, утверждает пресс-служба белорусского правителя. Таким образом, устроенная под Сочи засада не сработала в принципе. Кремль лихо обошел расставленные на горнолыжных склонах ловушки, сделав ход, на который никак не рассчитывали в Минске, принимая де-факто стартовавшую избирательную кампанию в России.
По большому счету Лукашенко дождался своего, но в Сочи приехал российский тандем – и Медведев, и Путин. Появись кто-либо один из них, у Лукашенко еще были бы какие-то шансы, но торговаться со «сладкой парочкой» на встрече «один-против-двоих» он, безусловно, не в силах.
Противостоять классическому методу «плохой-хороший» в стандартном исполнении очень сложно. Но когда этот метод еще усиливается постоянной сменой ролей, то это превращается в бесполезное занятие.
Появление тандема на горнолыжном курорте стало прямым сигналом – торг не уместен ни в каком виде. Да и о каком торге может идти речь, если Лукашенко 9 декабря клятвенно обещал Медведеву не применять силовые методы и не устраивать анти-оппозиционную вакцинацию страны многолетними тюремными сроками. Мало того, что обещание не выполнил, так еще и судьбу двух российских граждан выставил на аукцион.
Любой аргумент, якобы подтверждающий виновность арестованных россиян, сходу бы парировался напоминанием о декабрьском обещании с небольшим дополнением типа «Вы, наверное, Александр Григорьевич, хотите, чтоб Антикризисный фонд ЕврАзЭС наполовину урезал сумму вашей заявки на кредит? Вместо 2 млрд. долларов получите 500 млн.?», или «Может, нам еще раз пересчитать стоимость белорусской АЭС - попробуем в целях экономии снизить смету строительства с 6 до 5 млрд. долларов?», или «Сомневаюсь, что у российских банков будет интерес ко второму выпуску облигаций в российских рублях. Может, Вам все-таки Сингапур на деньги раскрутить?», или «Слышали, что Вы на свои НПЗ азербайджанскую нефть качаете. А Вы слышали, что российские нефтетрейдеры не видят экономического смысла в марте продолжать поставки Urals?». Вполне можно обойтись и более простыми вопросами: «А МАЗом еще кто-то интересуется?», "А белорусские товары в России еще покупают?", «А деньги для расчетов за газ хватит?», «А схему обхода экономических санкций США и Запада, не требующую участия российских компаний и банков, придумали?» и т.д.
Выслушав пренеприятнейшее известие о приезде тандема, Лукашенко, скорее всего, сразу же отдал команду паковать добро для возвращения на родину, где его буквально через три дня ждет новое испытание – партия в русскую рулетку в виде судебного процесса над двумя российскими гражданами.
Как поступать – сажать в тюрьму на 4 или более лет, или выпустить по причине слабой доказательной базы, придется выбирать самому – никто давить или уговаривать не будет. И от того, что не на кого переложить риски такого решения, не на кого накатить за давление на белорусское правосудие и, собственно, самого главу государства, Лукашенко еще больше не по себе.
Впрочем, никто халявы на 4-м президентском сроке и не обещал. А правила русской рулетки везде одинаковы – и в Африке, и в России, и даже в Беларуси…