Белорусские власти не планируют в среднесрочной перспективе снижения ставки налога на добавленную стоимость. Такой вывод можно сделать из сегодняшнего выступления министра финансов Андрея Харковца на коллегии министерства, который ни словом не обмолвился об этом налоге.
Стоит напомнить, что ставка НДС была повышена с 18% до 20% с 1 января 2009 года в рамках обязательств белорусских властей перед МВФ. Власти трактовали повышение как временную меру по сокращению дефицита бюджета на фоне мирового экономического кризиса.
Кризис миновал, дефицит бюджета успешно побороли административными уловками, но ставку НДС снижать не решились. После избирательного эксперимента над белорусской экономикой во второй половине 2010 года, вопрос об отмене этой временной меры вообще не стоит в повестке дня.
Повышение ставки НДС на 2% процентных пункта привело к ощутимому увеличению доходов бюджета, от которого власти отказаться не в силе. В качестве утешительной пилюли Харковец сегодня предложил подумать о возможном снижении ставки налога на прибыль с нынешних 24% до 20-22% в 2012 году.
"В целях стимулирования инвестиционной активности, можно подумать о снижении ставки налога на прибыль. Предварительно мы ведем речь о снижении ставки с 2012 года на 2-4 процентных пункта", - сказал сегодня Харковец ("Interfax.by").
Однако данная инициатива не является подарком с широкого плеча. Власти хорошо понимают, что отмена всяких нормирований на включение в себестоимость продукции тех или иных затрат, переход от обязательного к рекомендательному принципу использования документа «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость…» уже привели и неизбежно приведут к еще большему снижению поступлений в бюджет по статье налог на прибыль. Так что 2-4 процентных пункта в плюс или минус по ставке этого налога на прибыль особо погоды не изменят.
Впрочем, местный бизнес и иностранные инвесторы также не купятся на такую пилюлю. Условия ведения бизнеса в рамках социально-направленной экономической модели не создают предпосылок для работы на максимальную прибыль. Капитализация бизнеса по этому показателю все еще не в моде, а сам показатель – чистая прибыль за отчетный период – как таковой не отражает реальную ситуацию на предприятии.
Речь идет о том, что политическая ситуация в стране и, в первую очередь, финансовый рэкет со стороны государственных контролирующих органов не позволяет владельцу предприятия прогнозировать срок жизни некого юридического лица даже на среднесрочную перспективу. А потому основной вывод дохода осуществляется не за счет чистой прибыли, а за счет роста себестоимости, в том числе серых и черных финансовых схем, тем более, что с 2011 года бизнес получил бОльшую свободу в таких действиях.
Финансовые сотрудники и бухгалтера, которым по итогам каждого отчетного периода приходится «играть» с затратами и соответственно налогом на прибыль – отметим, даже в рамках действующего законодательства, - хорошо знают, что 2-4% процентных пункта налога на прибыль не играют особой роли по сравнению с суммами НДС и зарплатных налогов.
Но если о возможности снижения зарплатных налогов – отчисления в фонд соцзащиты – чиновники уже начали публичную дискуссию, то тема снижения ставки НДС является по сути запретной для представителей Минфина, МНС и других ведомств. И дело даже не в чиновничьей осторожности – мол, опять будут критиковать за то, что обещали снизить НДС, но не снижают.
Текущая ситуация с объемом золотовалютных резервов и отрицательного сальдо платежного баланса неизбежно толкает белорусские власти обратно в объятия МВФ, поскольку иных источников привлечения средств в иностранной валюте помимо продажи госсобственности в настоящий момент нет и в краткосрочной перспективе не предвидится (афигенное «спасибо» за события 19 декабря). И если все-таки сотрудничество с МВФ будет продолжено, то, скорее всего, на фоне вновь выросшего по итогам 2010 года дефицита бюджета, одним из требований фонда станет новое повышение ставки НДС с 20 до 22-24%, не говоря уже об обязательной резкой девальвации.
Потому и страхуется Харковец и иже с ним, предпочитая вообще не трогать НДС-ную тему.